ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной целью образования в современной школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д. )
Конкретизируя эту общую цель, на этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения их (родителей) в решение задач связанных с развитием ребенка становится наиболее своевременной и актуальной.
Результаты первичного анкетирования родителей будущих первоклассников указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам обучения и воспитания детей. (2006год) Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
Вопрос: от кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?
Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия “семьи и школы”
ПРОГРАММА КУРСА “ШКОЛА ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ”
Курс “ШПР” проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями проводятся в феврале- марте, накануне поступления ребенка в 1 класс и являются составной частью адаптированного пропедевтического курса Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой. Встречи с родителями проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению (“мы тоже учимся, как мамы и папы”).
Этапы реализации программы:
Курс рассчитан на 6 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.
Цель программы:
— развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
Задачи программы:
1. Пропаганда психологических знаний по теме “Психологическая готовность к школе”.
2. Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.
3. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.
4. Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса
Методы работы:
Групповое обсуждение
Беседа
Ролевые игры
Дискуссия
Деловая игра
Психодиагностика
Примерное тематическое планирование.
№ | Тема | Методы, приемы | Время |
1 | Что такое психологическая готовность к школе? | Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?” | (2 занятия) |
2 |
Общий взгляд на задачи начальной школы Мотивационная готовность |
Групповое обсуждение Практикум |
(1занятие) (1занятие) |
3 | Три кита общения: 1. Безоценочная коммуникация |
Беседа Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?” |
(1занятие) (1занятие) |
4 | Три кита общения: 2. Признание чувств 3. Право выбора |
Ролевые игры Дискуссия |
2 занятия |
5 | Интеллектуальная готовность | Игры, ТЕСТ “Готов ли ребенок к школе?” | 2 занятия |
6 | Подведение итогов “Школы” Индивидуальные консультации | Анкета | 2 занятия |
По итогам каждого занятия родителям выдаются буклеты разных цветов, которые отражают основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в домашнем кругу, или среди знакомых.
Информация каждого буклета может быть рассмотрена автономно от предыдущих.
Содержание буклета может быть использовано педагогами школы для обсуждения на родительских собраниях, методических объединениях, в качестве наглядной информации.
По итогам проведения “школы первоклассных родителей” можно говорить о следующих результатах (по итогам анкетирования, наблюдений):
1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями
2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.
4. Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.
ТЕМА №1
Что такое психологическая готовность к школе?
Форма деловой игры
Цели деловой игры
- Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
- Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Материалы и оборудование
Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Ход деловой игры
Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое “готовность к школе”? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Задание № 1
Психолог. Заполните, пожалуйста, тест “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу” Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 2 3 4 5 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9/ 10/ 11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Всего:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Задание № 2
После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.
1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: “Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо “золотой” ребенок, не то, что другие”.
2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация. Мама Оли рассказывает: “С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко”.
В заключение психолог подводит итоги деловой игры и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.
ТЕМА №2
Общий взгляд на задачи начальной школы
Цель: Соотнесение представлений о задачах семьи и школы, поиск единых взглядов на задачи обучения семьи и школы.
Вступление. Каждое последующее занятие начинается с рефлексии первоначального состояния родителей. Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?
Задание 1
Психолог: мне хотелось бы задать вам первый вопрос: “Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, “идеальный” первоклассник?”.
Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.
На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.
Обсуждение.
Задание 2
Психолог: в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важные, с вашей точки зрения (учтите , что задачи могут быть необходимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими).
Я считаю, что начальная школа должна в первую очередь:
- Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.
- Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
- Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
- Развивать интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
- Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
- Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимые в общении и совместных делах.
- Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
Другое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Обсуждение. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – приоритетные ценности.
Тема №3
Мотивационная готовность или что стоит за желанием учиться?
Цель: познакомить родителей с мотивационной готовностью будущего первоклассника
Задание 1. Если бы сейчас мы спросили у детей, почему они хотят идти в школу, как вы думаете, что бы они ответили? ( Психолог записывает все предположения на доске).
Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней стороной школы? (внутренние и внешние мотивы)
Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению?
Задание 2. Как, по-вашему, можно формировать желание учиться? (обсуждение в группах ситуации, представление результатов в форме ролевой игры)
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Задание 3. попробуйте выяснить у своего ребенка, что привлекает его в школе, почему он хочет учиться.
Тема №4
Три кита общения:
Безоценочная коммуникация
Цель: познакомить родителей с основными условиями личностного развития.
Вступительное слово психолога о пирамиде человеческих потребностей по Маслоу. (приложение 1)
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: “как хорошо, что ты у нас родился”, “Я рада тебя видеть”, “Ты мне нравишься”, “Я люблю, когда ты дома”, “Мне хорошо, когда мы вместе. . . ”.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Поэтому отправная точка общения с ребенком это безусловное принятие или безоценочная коммуникация. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!.
Приведите примеры, когда вам доводилось слышать от взрослых такое обращение к детям: “Если . . . . , то. . . . . . . ”. (Если, ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить; Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь. . (лениться, драться грубить), не начнешь. . (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться))
Знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же этого не происходит, ребенок не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Причины, мешающие родителям, безусловно, принимать ребенка и показывать ему это:
- настрой на “воспитание”, сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения.
- незапланированный ребенок.
- мечтали о девочке, а родился мальчик.
- стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты, или желание доказать свою крайнюю необходимость, незаменимость, “тяжесть бремени”, которое приходится нести.
- непроизвольное копирование стиля взаимодействия собственных родителей.
Индивидуальная работа с активизирующим опросником “Высказывания родителей” (приложение 2)
Коллективное обсуждение: Что на самом деле стоит за каждым из этих высказываний?
Коллективное обсуждение способов безоценочной коммуникации в ситуациях: ребенок принес готовый рисунок, и молоко пролилось.
ВЫВОДЫ
Если мы обвиняем, то ребенок вынужден обороняться.
Если мы констатируем факт (“игрушка сломалась”, “молоко пролилось”. . ) у него появляется выбор.
Если мы оцениваем, мы загоняем ребенка в ловушку (ловушка – роль называется “тупица” или “гений”).
Что дает освобождение от оценки и чувства вины? ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ. Если мы называем то, что видим и слышим, мы открываем перспективу роста.
Тема №5
(продолжение) Три кита общения:
Признание чувств, право выбора.
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия
Вступительное слово психолога: На прошлом занятии мы познакомились с принципом, который можно считать основой взаимоотношений с ребенком – безоценочным, безусловным принятием. Попробуйте ответить еще на один вопрос: скажите, а почему важно слышать своего ребенка?
Что чувствует человек, которого внимательно слушают? (что его пытаются понять, понять, что он переживает и чувствует)
ВЫВОД: когда умеешь слушать другого человека, он чувствует себя значимым, ценным и принятым и относится к себе с тем же уважением. Правильное слушание гораздо более верный способ обрести друга, чем постоянное стремление показать себя в лучшем свете. У человека научившегося правильно слушать, появляется возможность испытывать то, что в психологии называется эмпатической связью между людьми.
Задание . Представьте себе, что у вас на работе произошел серьезный конфликт с начальником. Вы пришли домой, и позвонили подруге или рассказали об этом близким. Какой ответ эмоционально вы примите положительно, а какой отрицательно? Что вы почувствовали? (см. приложение 3)
Упражнение в группах.
Разбор заданий по картинкам (см. приложение 4)
Упражнение “Принятие чувств”.
Участники делятся на микрогруппы, необходимо переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.
- “Не смей его бить! Это же твой старший брат!” (“Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя”)
- “НЕ бойся! Собака тебя не тронет” (“Симпатичный пес. . Но если боишься – давай перейдем на другую сторону”)
- “Улыбнись. Всё не так плохо как тебе кажется” (“Я бы тоже расстроился. Но может мы вместе найдем выход?”)
- “Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты. . . ” (“Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку”)
В процессе этого упражнения родители знакомиться с понятием “активного слушания”. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучить эти слова своими словами, окрашивая свои слова пониманием и неподдельной заботой.
Коллективное обсуждение: Что дает принятие чувств?
Вывод: Для детей восприятие их чувств оборачивается воспитанием чувств. Дети что-то переживают. Мы называем их переживания своими именами. Говорим не о том, что они должны или не должны чувствовать, а то, что они действительно чувствуют. От нас они узнают, как называется то, что они переживают сейчас. Если это слово можно произнести, значит можно признать это чувство, а раз так, значит, ему можно доверять. Не бояться, не стыдиться, а признавать и справляться. Другими словами, эмоции которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что тебя слышат и понимают.
Обсуждение ситуаций в группах. (приложение 5)
Коллективное обсуждение: Предоставление права выбора – что это дает ребенку? Чувство ответственности и самостоятельности.
Тема №6
Интеллектуальная готовность.
Цель: познакомить родителей с игровыми приемами интеллектуального развития дошкольников
Психолог: на первом занятии мы говорили об интеллектуальной готовности будущего первоклассника. Напомню, что интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Для того, чтобы Вы могли еще раз объективно оценить подготовленность ребенка к школе, предлагаем Вам короткий тест.
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей
Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Если результаты теста Вас несколько тревожат, оценить подготовленность Вашего ребенка к школе и при необходимости провести с ним курс развивающего обучения помогут педагоги, психолог вашего детского сада.
Психолог: Сегодня на занятии мы рассмотрим игровые приемы развития интеллектуальной сферы будущего первоклассника. Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.
Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом.
Родителям раздаются буклеты с описанием игр. Можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы. При этом необходимо обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед, при этом форма соревнования не всегда может быть уместной.
В конце занятия необходимо отметить активных участников занятия, поблагодарить родителей за участие в работе курса, и предложить заполнить анкету для анализа эффективности совместной работы (см. приложение 6).