В рамках проведения ежегодного общегимназического Фестиваля наук, педагоги и воспитатели начальных классов гимназии разработали проект “Мы строим город Экоград”, который прошел под девизом “Единство всех и уникальность каждого”
Цели и задачи проекта:
Формирование представлений и элементарных знаний об экологии города.
Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
Способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
Формирование познавательных интересов во внеучебной деятельности.
Развитие творческих способностей учащиеся, использование полученных ими умений и навыков при подготовке индивидуальных проектов.
Развитие навыков общения в разновозрастной группе, умения выходить из конфликтных ситуаций.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: учащиеся 1, 2, 3 классов.
Проект осуществляется в рамках интеграции предметов:
Математика.
Русский язык.
Риторика.
Окружающий мир (человек, природа).
Окружающий мир (человек, общество).
Организаторы проекта:
Учитель начальных классов – Алмазова Т.В.
Учитель начальных классов – Грищенко Н.Л.
Учитель начальных классов – Николаева И.С.
Воспитатель – Городчикова Н.Ю.
Воспитатель – Рыбакова Г.Г.
Воспитатель – Широкова Е.В.
Сроки работы над проектом: III четверть, февраль.
Этапы работы над проектом:
На подготовительном этапе учащиеся 1, 2, 3 классов были разделены на разновозрастные группы. Каждая команда выбрала капитана, придумала название, девиз, создала символику команды. Педагогами была создана карта города (см. Приложение 1), которая в дальнейшем послужила наглядным экраном соревнования между командами. Город был разделен на пять районов – пять отдельных проектов, объединенных общими задачами (“Долина знаний”, “Исторический”, “Моя семья”. “Зеленый”, “Район мастеров”).
На основном этапе ребята стали участниками пяти проектов:
- “Исторический район” - путешествие в историю Экограда. Игра-викторина об истории создания людьми городов, организации жизни древнего города. См. Приложение 2.
- “Зеленый город” - природа в городе, отношения человека с природой и.т. См. Приложение 3.
- “Долина знаний” - интеллектуальный марафон. Марафон был проведен в каждом классе. Дети внесли в копилку своей команды баллы, полученные за участие в марафоне.
- “Район мастеров” - дети создали индивидуальные творческие проекты “Профессии моей семьи”, представленные во время игровой программы “Город мастеров”. См. Приложение 4.
- “Экомир моей семьи” - конкурс сочинений на одну из тем (“Природа в нашем доме”, “Дружба начинается с улыбки”, “Добрые традиции моей семьи”). См. Приложение 5.
3. Заключительный этап – “День города”. Итоговый праздник был посвящен подведению итогов работы команд. Все команды были отмечены в различных номинациях. Были награждены победители интеллектуального марафона, лучшие работы в индивидуальных творческих проектах “Профессии моей семьи”, “Экомир моей семьи”.
Источники информации, методическое и дидактическое обеспечение:
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., 2000.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, “Академия развития”, 1997.
- Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе “Школа 2100”. Ж. Начальная школа плюс до и после, №5 2004.
- Лопатина А., Скребцова М. Секреты мастерства. – М.: ООО “Книжный Дом Локус”, 2002.