Функциональная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.
Изучение межполушарных различий имеет большое значение для решения проблемы в образовании. По утверждению Джозефа Богена нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления обуславливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей. А в таких условиях одна половина мозга ''голодает'' и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется.
По мнению Спрингера и Дейча исследование латеральности должно быть в тех направлениях, которые касаются ловкости и ориентировки в пространстве, оно должно быть непременным фактором при оценке школьной зрелости ребенка при поступлении в школу. Оно важно во всех случаях: воспитательных затруднениях, нарушениях в поведении. Следует тщательно изучить состояние здоровья ребенка, функции органов, моторики – здесь и возникает проблема латеральности – проявления действия и взаимодействия мозговых гемисфер.
Исследования асимметрии мозга вызвали интерес к общей проблеме неравнозначности правой и левой рук и показали различие между лево - и праворукими в отношении организации мозга, что позволяет задать ряд вопросов: каково значение этих различий, если таковые имеются, для интеллекта, творческих способностей?
Какие факторы в первую очередь обуславливают леворукость (гены, жизненный опыт, небольшие повреждения мозга)?
Проблема функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга является очень сложной т.к. различия в работе левой и правой гемисферы маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.
Иванова Е.Н. говорит о том, что ''латерализация функций оказывается доступной точному исследованию, прежде всего в условиях клиники или при применении пока еще малораспространенных методов изучения здоровых испытуемых''.
Вследствие этого проблема асимметрии в общем, психологическом плане остается пока недостаточно изученной, а по многим аспектам существуют противоречивые мнения. В связи с этим, целью нашего исследования было:
- Проанализировать и апробировать методики диагностики функциональной асимметрии.
- Изучить микровозростные особенности становления функциональной асимметрии в преддошкольный и начальный школьный периоды.
- Определить влияние доминирующего полушария на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
- Определить роль механизмов асимметрии в формировании школьной зрелости.
Поставленные задачи были выполнены в ходе экспериментального исследования.
В качестве объекта исследования были взяты две группы детей:
1 группа – дети, поступающие в первый класс.
2 группа – учащиеся, заканчивающие обучение в 1 классе.
Исследование проводилось с помощью методик на определение типа латеральности:
- 8 тестовых ситуаций, предложенных чешскими авторами.
- методика Озерецкого (круги).
- динамометрия (статическая мышечная сила обеих рук).
- теппинг-тест Ильина (динамическая сила обеих рук, сила нервной системы).
Интеллектуальная сфера изучалась при помощи следующих методик:
- методика исследования интеллекта Д. Векслера (8 субтестов: 1,2,5,6,7,9,10,11);
- корректурная проба (таблицы Бурдона и кольца Ландольта);
- словесно-логическое мышление (методом исключения).
- графический диктант.
Анализ экспериментальных данных позволил сделать следующие выводы:
1.При изучении микровозрастных особенностей становления функциональной асимметрии в преддошкольный и начальный школьный периоды выяснилось, что у дошкольников психические процессы протекают на фоне более выраженной асимметрии.
При анализе типа латеральности у испытуемых 1 и 2 групп, оказалось, что существует широкий спектр индивидуальных типов латерализаций в коре головного мозга, что проявляется в разном соответствии ведущих руки, ноги, глаза, уха. Нам удалось выявить 6 типов латерализации:
1. РР (100 – 90%) | сходящаяся доминантность правой руки и правого глаза. |
2. РР (89 – 80%) | сходящаяся, менее определившаяся доминантность правой руки, глаз правый. |
3. РхL (100 – 90%) | перекрестная доминантность правой руки и левого глаза. |
4. РхL (89 – 80%) | перекрестная доминантность правой руки и левого глаза, доминантность правой руки менее определившаяся. |
5. А/Р (74 – 50%) | неопределенная доминантность правой руки, глаз правый. |
6. LL (49 – 50%) | сходящаяся, менее определившаяся доминантность правой руки, глаз левый. |
2. Подтвердили литературные данные о том, что многие виды деятельности у девочек протекают на фоне большей асимметрии, чем у мальчиков, особенно это касается дошкольного возраста.
3. Возрастной анализ психического и физического развития детей показал, что сила правой и левой рук возрастает от дошкольного к школьному возрасту.
Половозрастной анализ умственной работоспособности показал, что у дошкольников более высокая устойчивость и точность произвольного внимания. При этом, девочки опережают мальчиков по показателям точности, а мальчики – по скорости при достоверности различий и при р=0,05 и р= 0,001.
4. Корреляционный анализ позволил выявить связи КА (коэффициента асимметрии) с умственной и физической работоспособностью, а также с возрастом. Так в рамках возраста от 6 лет 5 месяцев до 8 лет 7 месяцев имеется прямая связь возраста и степени выраженности асимметрии, т. е. в дошкольном возрасте асимметрия установилась, а в школьном возрасте начинает развиваться в сторону увеличения и оказывает положительное влияние на кратковременную память, на характеристики невербального мышления.
Таким образом, механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании школьной зрелости, механизмов познавательной деятельности. И это проявляется в высокой индивидуализации асимметрии и их зависимости от возрастных и половых особенностей.
Кроме того, использование данных об индивидуальном латеральном профиле ребёнка, рекомендаций Сиротюк А.Л., Семенович А.В. по организации учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей, показывает положительное влияние на усвоение учебного материала учащимися.
Список литературы.
- Ананьев Б. Г., Беккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. АПН РСФСР, 1959.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
- Бодалев А. А. “Личность и общение”. М., 1983.
- Вернадский В. И. “О правизне и левизне”. АН СССР, 1940.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. Н. М. “Просвещение”, 1973.
- Выгодский Л. С. “Собрание сочинений в 6-ти томах”, Т.6,М. “Педагогика”, 1984.
- Головей Л. А. “Опыт изучения психомоторной организации человека”. Кандидатская диссертация. ЛГУ. 1973.
- Диагностика умственного развития дошкольников. М.1978.
- Еремеева В. Д. Тип латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. Ж.-л. “Вопросы психологии”, 1989, №6.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах, М.1986.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М, 1961.
- Зинченко П. И. О формировании непроизвольного и произвольного запоминания. Советская педагогика, 1954, №4.
- Иванова Е. Н. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека при зрительном опознании. Кандидатская диссертация, ЛГУ, 1979.
- Кураев Г. А. Функциональная асимметрия коры головного мозга и обучение. Ростовский университет, 1982.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. АПН РСФСР, 1959.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. МГУ. 1962 г.
- Мозг и разум. Под ред. Дубровского Д. И. М. “Наука”, 1994.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. Л.1986.
- Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, Венгера Л. А., 1988.
- Оценка возрастных и индивидуальных различий в развитии интеллектуальных функций. Методическое пособие. Л, 1990.
- Пенфилд В., Робертс Л. Речь и мозговые функции. Л. “Медицина”, 1964.
- Пейпер А. “Особенности деятельности мозга”. Л.1962.
- Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Психологический словарь. Под ред. Петровского А. Н. М.1983.
- Розенгарт - Пупко В. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948.
- Руднев В. И. О произвольной деятельности правого и левого полушарий в связи с вопросами о воле. Казань, 1914.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, М., 1990.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
- Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга М., 1960.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.