Обучение страноведению через сказания и легенды на материале УМК "Happy English.ru 5, 6, 7, 8"

Разделы: Иностранные языки


Формирование культурологической компетенции учащихся в процессе изучения иностранного языка является неотъемлемым компонентом процесса обучения. Современная точка зрения основана на том, что изучать иностранный язык нельзя без постоянного систематического углубления своих знаний жизни и культуры страны изучаемого языка. Язык - это часть культуры. Для нас английский язык является средством индивидуального личностного проникновения в культуру народов англоязычных стран, способом познакомиться с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру. Чтобы лучше понимать отдельные современные традиции, необходимо обратиться к историческому материалу, сказаниям и легендам. Учебно-методический комплекс “Happy English.ru”, авторы К.и М.Кауфман предоставляет материал, отражающий особенности национальной культуры, которая изучается через язык. Учебники с 5 по 8 класс последовательно раскрывают перед учащимися истоки многих английских преданий.

Обращение к проблеме изучения языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать страноведение с языковыми явлениями, которые выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся со странами изучаемого языка. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает эффективное решение практических, общеобразовательных, воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для дальнейшего поддержания учебной мотивации.

До наших дней сохранилось много легенд об Англии. В основном, многие из них-вымысел. В легендах был часто отражен идеал человека и справедливого общества. В легендах описывали события, считающиеся достоверными, или историю страны, прославляя ее жителей. Зачастую, легенды были выражениями патриотизма, военного духа.

Легенда (от лат.legenda) переводится буквально, как “то, что следует прочесть”. У легенды два смысла: 1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре - вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный; в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность и прошлом; 2) в обиходном значении - что-то невероятное, выдумка.

Сказание - общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором.

Сюжетно-страноведческий материал УМК “Happy English. ru” знакомит учащихся с некоторыми легендами и сказаниями, что стимулирует их познавательную активность. Они узнают, что друиды - это жрецы у древних кельтов, которые ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями. Учащихся заинтересовал Стоунхендж - величайшее мистическое сооружение древних народов на Солсберийской равнине Англии, построенный между четвертым и вторым тысячелетием до нашей эры. На уроках мы рассматривали разные версии предназначения Стоунхенджа. Учащиеся самостоятельно работали с дополнительным материалом и подготовили интересные доклады.

Существует множество сказаний об англосаксах, германских племенах, вторгшихся в 5- 6 вв. в Британию и образовавших на ее территории ряд королевств, и их войнах.

В ранних исторических хрониках упоминается о жизни и подвигах кельтского вождя по имени Артур, боровшегося с англосаксонскими завоевателями. Он призвал в Камелот самых достойных рыцарей Европы и разместил их вокруг огромного круглого стола. Благородной доблестью своей Артур был возведен на престол и сделал благородство знаменем королевства. Многие современные историки считают, что легенды об Артуре основаны на реальных событиях.

Из УМК “Happy English. ru” учащиеся узнают, что Британские острова много раз подвергались нападениям со стороны иноплеменников. Легенды описывают викингов (норманнов) как варваров, грабивших корабли, прибрежные селения, монастыри и даже целые города. Именно в это время в английский язык вошли такие слова, как beef, pork, venison (см. “Happy English. ru 8” стр.171). Героем английских народных баллад, боровшимся с норманнскими завоевателями, заступник обиженных и бедных является Робин Гуд. Он был защитником бедняков, грабил богатых и отдавал деньги нуждающимся. Он жил в Шервудском лесу с командой друзей и олицетворял собой справедливость. Возможно, Робин Гуд представляет собой собирательный образ героя, в котором так нуждалась Англия в те времена.

Еще одной легендой, проходящей через весь УМК, является легенда о могущественном кольце, которое дает его обладателю огромную силу. Есть упоминание и о Камне Судьбы, привезенном из Египта в Ирландию и служившем Коронационном Камнем для каждого Верховного Короля в течении 1040 лет.

Таким образом, мы можем видеть, что сказания и легенды, имея непосредственную связь с историческим прошлым страны, обогащают культуру и дают представление об истоках современных традиций. Благодаря авторам УМК “Happy English. ru” Кауфман К. и М., учащиеся получили замечательную возможность расширить свои знания об истории Англии через сказания и легенды. Использование в учебно- воспитательном процессе по ИЯ страноведческого материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся и более осознанному усвоению ИЯ как средства межкультурного общения, а также дает стимул к самостоятельной работе.