"Электродинамика". Урок повторения в 8-м классе

Разделы: Физика


В нашей гимназии в конце учебного года учащиеся 8-х классов сдают устный экзамен по физике. Уроки повторения провожу по билетам, группируя их по темам. Чтобы урок повторения был интересным, увлекательным, ярким и доступным для понимания, использую активные способы повторения материала. Один из них: работа в парах. . . Каждая пара, используя Microsoft Office PowerPoint, готовит дома презентацию по данному вопросу билета. Ребята обмениваются дискетами, советуются друг с другом, с учителем, обсуждают и корректируют готовый к уроку материал. . На уроке ребята представляют свои презентации на оценку класса и учителя. Примерный образец ответа они рассказывают по опорному конспекту слайда. Повторение превратилось в увлекательную работу по подготовке слайдов по вопросам билета

Цели урока

  • Учебные. Повторить основные вопросы электродинамики, закрепить умения работы с амперметром, вольтметром и реостатом.
  • Развивающие. Формирование умений выделять главное, умения систематизировать знания, умения грамотно и адекватно выражать свои мысли, развитие речи.
  • Воспитательные Воспитание коммуникативных способностей, развитие творческого потенциала и познавательной активности, умению самостоятельно приобретать знания.

Оборудование, На столе учителя: компьютер, проектор, демонстрационный амперметр, чайник с водой, раствор соды,металлический стакан, источник тока. На столах учеников: источники тока, проволочные резисторы на 4 Ом, лабораторные амперметры и вольтметры, лампочки, таблицы, перечень билетов.

Ход урока

Приложение 1

Приложение 2

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. .

Я рада видеть вас на этом необычном уроке Скоро экзамен. Каждый из вас вытащит свой счастливый билет. На подготовку к ответу отводиться специальное время - обычно до 30 минут.

За время подготовки надо успеть решить задачу, выполнить лабораторную работу, а по первому вопросу сделать необходимые выкладки, схемы, графики и воспроизвести их на доске. Эти записи помогут вам построить связный, логичный и полный ответ.

2 Разминка.

Учитель. Чтобы перейти к более глубокому повторению вопросов электродинамики, проведем

Блиц-опрос.

К доске выходят ученики, имеющие зеленые карточки (восемь человек).

Внимание.

1. Единица измерения силы тока (ампер).

2. Изобретатель первой лампы накаливания пригодной для практического использования (Лодыгин).

3. Единица измерения напряжения (вольт).

4. Итальянский ученый, первый построивший источник тока (Вольт).

5. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии (потребитель).

6. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы - химические источники тока (Гальванм).

7. Источники тока, требующие предварительной зарядки (аккумулятор).

8. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь (электрическая схема).

9. Прибор для измерения силы тока (амперметр).

10. Свойство проводника влиять на силу тока в цепи (сопротивление).

11. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов (ион).

12. Вещество непроводящее электричество (диэлектрик)

13. Сообшение телу электрического заряда ( электризация).

14. Великий русский ученый, экспериментально и теоретически исследовавший атмосферное электричество (Ломоносов).

15. Заряд электрона (- 1,6х10 минус 19 степени).

16. Частицы, из которых состоит ядро атома (протоны и нейтроны).

17. Упорядоченное движение заряженных частиц (электрический ток).

18. Зависимость силы пока от напряжения на концах участка и сопротивления этого участка (закон Ома).

Вольтметр для измерения напряжения на участке цепи включается (параллельно).

Прибор для регулирования силы тока в цепи. (реостат).

3. Презентации учащихся.

Учитель. Теперь ребята представят нам свои ответы на билет № 15. Первый вопрос “Расскажите о тепловом действии тока. Сформулируйте и поясните закон Джоуля-Ленца” и билет №11 первый вопрос. “Расскажите о постоянном электрическом токе. Назовите основные электрические величины, поясните их физический смысл и взаимосвязь”

Пожалуйста, мы вас внимательно слушаем (идет показ слайдов и рассказ ученика).

(Учащиеся выступают по вопросу билета, используя презентацию.)

Учитель. Какие будут вопросы по данным выступлениям (идет обсуждение).

Учитель. Когда вы рассказываете о законе, какие пункты плана ответа должны присутствовать?.

Учащиеся.

1. Формулировка закона.

2. Математическое выражение закона.

3. Опыты, подтверждающие его справедливость.

4. Учет и применение на практике.

5. Условия применения.

Учитель. Когда вы рассказываете о физической величине, какие пункты плана ответа должны присутствовать?

Учащиеся. Явления или свойства, характеризующие величину.

1. Определение величины.

2. Формула

3. Единицы измерения.

4. Способы измерения величины.

Учитель. Используя эти планы о законе и величине, составьте свой ответ по билету № 13. “Расскажите о законе Ома для однородного участка цепи постоянного тока и билету №12 “Расскажите о сопротивлении проводника. Какова зависимость сопротивления проводника от размеров проводника, рода вещества (и температуры)”

4. Работа в парах (используют учебники, рабочие тетради, готовят опорный конспект, рассказ и выступают с ответом у доски).

5. Демонстрационный опыт.

Учитель. Какие закономерности иллюстрирует опыт?

Исследуемым проводником здесь служит струя раствора

соды и водопроводная вода. Показания амперметра изменяются в зависимости от длины и сечения струи, а также от рода жидкости.

6. Работа в парах.

Учитель. А теперь решите две экспериментальные задачи (приложение 3).

(Учащиеся выступают с вариантами решений задач)

Учитель. Какие законы последовательного и параллельного соединения проводников мы повторили через решение этих задач? (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, крепя магнитами к доске соответствующие формулы).

7. Подведение итогов урока. Ещё раз проговариваются законы и формулы. Оценивается работа учащихся на уроке. (оценка работы учащихся шла и в течение урока).

8. Дома. Первые вопросы билетов №14 и №16. “Рассказать о законе Ома для полной цепи постоянного электрического тока” и “Расскажите об особенностях протекания электрического тока в различных средах (металл, электролит, газ, полупроводник) и объясните их на основе электронной теории строения вещества”

Рефлексия.

1). Фамилия имя.

2). Изменилось ли твое отношение к подготовке и ответу на экзамене? _________да нет______

3). Что бы ты добавил или изменил в ответах? (Нужно пояснять и хорошо говорить, больше уверенности, отменить задачи, убрать опыты, уменьшить объём.) ____________________________________________

4). Твоя роль на уроке (выдвигал идеи, собирал схемы, помогал другим, отвечал у доски, внимательно слушал, выступал с презентацией и т. д.) (нужное подчеркнуть)

Литература.

  1. Н. Степанова. Физика 8-“ВалериСПД
  2. Г,А,Бутырский. Экспериментальные задачи по физике. -“Просвещение”
  3. Алексеева. М . Н. . Физика-юным. -М,;Просвещение