1. Тема индивидуального развития организмов является составной частью раздела “Размножение и развитие организмов” в курсе “Общей биологии” и является заключительной. Перед изучением этой темы учащиеся овладевают основными понятиями клеточного учения. Тема онтогенеза завершает формирование знаний учащихся о размножении как основном свойстве живого, формирует знания учащихся о зависимости развития организмов от факторов окружающей среды, обобщает их знания из смежных биологических курсов – экологии, генетики и привлекает знания учащихся из курса анатомии, физиологии и гигиены человека, зоологии и ботаники.
2. Цели урока:
Образовательные:
- обобщение, углубление и закрепление знаний
- развитие навыка работы с научной, справочной и научно-популярной литературой
- развитие навыка выделять главное,
- развитие навыка оценивать ответ одноклассников
Воспитательные:
- демонстрация практического применения знаний экологии и генетики;
- формирование научного мировоззрения.
Развивающие:
- развитие мышления и памяти
- развитие культуры речи и коммуникативности
- развитие интересов и способностей учащихся.
3. Задачи урока:
- Раскрыть практическую значимость изучения темы “Развитие организмов и окружающая среда”.
- Углубить и расширить знания об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу.
- Продолжить формирование умений сравнивать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
- Формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния наркогенных и мутагенных веществ на развитие зародыша человека.
4. Тип урока – комбинированный.
Форма организации урока – семинарское занятие.
Форма проведения семинара – обсуждение докладов.
5. Средства обучения:
- технические – магнитофон, диктофон, пылесос, вытяжной шкаф
- информационные – сообщения учащихся, таблицы, плакаты
- лабораторные – лабораторное оборудование, химреактивы
6. Для решения поставленных задач мною была выбрана нетрадиционная форма проведения урока: урок-семинар.
Эта технология соответствует решению задач урока, помогая учащимся усваивать новые знания в процессе обобщения известного им материала; в процессе самостоятельной, активной подготовки к семинару: работая с литературой, проявляя коммуникативные и исследовательские качества.
Семинарская форма урока очень подходит учащимся старшего класса, умеющим работать вместе, способным проявить активный, творческий, исследовательский подход к решению учебных задач.
С целью успешной подготовки учащихся к семинару была проведена определённая организационная работа:
1) Заранее сформулирована тема семинара, определена цель его проведения, предложен план проведения семинара:
План семинара “Развитие организмов и окружающая среда”
- Вступительное слово учителя.
- Общая часть
- Выступления докладчиков:- Факторы окружающей среды;
- Отчёты исследовательской группы;
- Гомеостаз;
- Стресс;
- Регенерация;
- Обмен мнениями и вопросами
- Подведение итогов семинара:
- Заключительное слово учителя
- Оценка работы участников семинара
2) В классе был вывешен список рекомендуемой литературы по теме семинара.
Список литературы для подготовки к семинару “Развитие организмов и окружающая среда”
- “Основы экологии”. Учебник для 10-11 классов. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов, М. , Дрофа, 2002 г.
- “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов под редакцией Д. К. Беляева. М. , Просвещение, 1992 г.
- “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов под редакцией А. О. Рувинского. М. , Просвещение, 1993 г.
- “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов Пономарёва
- “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. М. , Дрофа, 2001 г.
- “Генетика”. Факультативный курс. З. С. Киселёва, А. Н. Мягкова. М. , Просвещение, 1979 г
- И. Д. Зверев “Учебные исследования по экологии в школе” М. , 1993
- Энциклопедическая и справочная литература.
3) Были сформированы группы участников семинара в соответствии с их интересами.
4) Были проведены консультации с каждой группой участников семинара по вопросам составления плана доклада, организации группы для представления доклада, оформления работы.
Ход семинара “Развитие организмов и окружающая среда”
Здравствуйте, коллеги! Прошу садиться.
Не удивляйтесь, пожалуйста, я обращаюсь к вам сегодня неспроста: сегодня у нас не просто урок – а семинар.
Сегодня мы обсуждаем очень важную, я бы даже сказала жизненно важную проблему: “Развитие организмов и окружающая среда”. Вы самостоятельно попытались разобраться в вопросах, раскрывающих разные аспекты этой проблемы, и сегодня выступите в роли научных экспертов, а я – я с большим вниманием вместе с уважаемой аудиторией готова вас выслушать.
Надеюсь, вы заинтересованы в обсуждении нашей сегодняшней темы и у вас найдутся как всегда друг для друга самые разные вопросы.
Итак, приступим.
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. По существу можно так сформулировать вопрос: каким образом из яйца возникает сложно устроенный живой организм или как реализуется генетическая программа в ходе индивидуального развития? В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: Что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? И множество других. Мы с вами ограничены временными рамками учебного занятия и поэтому сможем рассмотреть только наиболее важные и хорошо изученные вопросы главной темы нашего семинара.
1. Предоставляю слово первой группе научных экспертов.
Доклад “Факторы окружающей среды”.
Прошу задавать вопросы докладчикам.
2. Проиллюстрировать, подтвердить практически доклады своих товарищей я прошу группу экспериментаторов.
Отчёты по экспериментам <Приложение 1>.
Прошу задавать вопросы докладчикам.
3. А теперь слово второй группе научных экспертов.
Доклад “Гомеостаз <Приложение 2>.
Прошу задавать вопросы докладчикам.
4. Слово предоставляется третьей группе.
Доклад “Стресс”.
Прошу ваши вопросы докладчикам.
5. Слово предоставляется четвёртой группе научных экспертов.
Доклад “Регенерация”.
Прошу ваши вопросы докладчикам.
Итак, мы обсудили несколько аспектов проблемы сегодняшнего семинара.
Научные эксперты продемонстрировали свою компетентность, и аудитория выслушала немало интересных научных фактов из разных отраслей биологии: из экологии, из генетики, из эмбриологии, из анатомии и физиологии.
В заключение семинара мне хотелось бы обратить ваше внимание, как всегда, на применение приобретённых знаний.
Потребительское отношение к природе, неразумное вмешательство человека подвело человечество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого - неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья людей. Никакие блага цивилизации не могут заменить человеку здоровье. Все достижения науки станут бессмысленными, если загрязнение среды обитания вызовет необратимые мутации в генетическом аппарате человека и приведёт к видоизменению или уничтожению его как биологического вида.
Среди медиков признано, что оптимальной моделью для изучения влияния загрязнения среды на здоровье является детский организм: у них нет вредных привычек, у них особый обмен веществ, быстрый рост и развитие, отсутствуют профессиональные вредности. Нельзя только забывать, что эта модель - постоянно действующая в жизни, т. к. факты, полученные наукой о влиянии среды на организм человека, являются отражением своеобразного эксперимента, который человеческая цивилизация проводит на собственных детях.
Рождение больного ребёнка ломает судьбу родителей, хотя часто родители сами повинны в этой трагедии. Посмотрите на плакат - здесь перечислены факторы, в наибольшей степени опасные для внутриутробного развития ребёнка: наследственные болезни, загрязнение окружающей среды, наркогенные и мутагенные вещества, стрессы, болезни матери, нарушение санитарно-гигиенических правил.
Что вы, как научные эксперты по проблеме развития организмов, можете предложить будущим родителям во избежание последствий воздействия этих опасных факторов?
На листе ватмана записываются предложения учеников:
- Создание экологически нормальных условий жизни.
- Исключение близкородственных браков.
- Здоровый образ жизни.
- Планирование семьи.
- Биологическая и экологическая грамотность.
- Оптимальный возраст деторождения.
Желаю вам всем хорошо запомнить этот плакат.
Лидеров групп я прошу заполнить оценочные листы: группа ставит каждому участнику по две оценки – за участие в подборе информации и за участие в оформлении доклада. Оценку за участие в работе семинара поставлю я и на следующем уроке сообщу вам итоговую оценку. А сейчас я просто от души благодарю вас за хорошую работу. Всем спасибо!