Цель: Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.
Задачи:
- Познакомить с народными приметами, песнями-закличками, загадками, играми;
- Разучить песни-заклички, народные игры;
- Овладеть простейшими жанрами устного народного творчества.
Участники: учащиеся младшего школьного возраста.
Действующие лица: ведущий, два скомороха (Фома, Ерема), танцевальный коллектив.
Реквизит: магнитофон, фонограмма песни “Во поле береза стояла”, “Как ходил - гулял Ванюша”, Р.Щедрин “Озорные частушки”, бутафорская балалайка, деревянные ложки, платок, палочка (для игры), репродукция Кустодиев “Ярмарка”.
Ход праздника
Звучит русская народная песня “Во поле береза стояла”, дети заходят в зал и садятся на стулья, которые стоят полукругом. Музыка затихает, выходит ведущий.
Ведущий.
- Как называется песня, которая звучала при входе? (“Во поле береза стояла”)
- Кто из вас знает автора песни “Во поле береза стояла”? (русский народ)
- Кто придумал сказку про Колобка, про Курочку Рябу? (русский народ)
- Кто придумал считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки? (русский народ)
- Конечно же, это сочинил не один человек, а целый коллектив людей и имя ему — русский народ. Начал придумывать кто-то один, потом песня путешествовала от человека к человеку. И каждый, кто мог, добавлял что-то свое, поточнее, поскладнее, поинтереснее. В те далекие времена у людей не было грамоты, и всякая песня или сказка передавалась через живую речь, из уст в уста. И вот это устное народное творчество называется фольклором. Слово это английское, в буквальном переводе означает “народная мудрость”. В наше время мы часто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить рядом с нами. Что вчера во дворе прозвучала новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла да и переделала по-своему слова знакомой песни. А ведь это - самое настоящее творчество, так как создается что-то новое, интересное.
- Когда-то, давным-давно, на нашей земле жили люди, которые занимались земледелием. Им было очень важно знать: когда пройдут холода, настанут теплые солнечные дни, будет ли дождь? Писать люди не умели, вот и стали они наблюдать и запоминать, когда бывают заморозки, в какие дни солнышко появляется чаще. Из таких наблюдений и примет сложился народный календарь. Эти приметы и наблюдения собирались народом много лет, а потом их записали. “Не примечать, так и хлебушка не видать”, – говорили крестьяне.
- А какие народные приметы вы знаете?
(вспомнить приметы осени).
- Но одних наблюдений было мало, и человеку казалось, что если обратиться за помощью к солнышку, дождику, ветру, то они помогут. Споешь для солнышка веселую песенку — согреет оно ласковыми лучами землю, заговоришь бурю — она успокоится, попросишь дождик полить землю теплой влагой — напьется земля, проснутся в ней зернышки, начнет поспевать урожай. В каждое время года люди находили нужные слова, чтобы похвалить и глубокие снега, прикрывающие озимые (зерна, посаженные осенью и укрытые зимой, снегом), и веселую дружную весну, и пышущую зелень лета, и созревшие нивы (так называли поля, где рос хлеб).
- Да вы и сами знакомы с такими песенками. Раньше их называли “закличками” - они звали, вызывали.
Ребята 3 класса познакомят вас с несколькими песнями-закличками.
Дождик, дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
Поливай мои бобы,
В лесу ягоды грибы!Радуга – дуга!
Перебей дождя,
Дай нам солнышко,
Красно ведрышко.Гром, гром!
Не бей в наш дом.
А бей в колоду,
В холодную воду.Радуга-дуга!
Не давай дождя!
Давай солнышко,
Под оконышко/
Ветер-ветерцо!
Не дуй в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтобы идти было в силу.
Ребята, а вы знаете песенки-заклички? (ответы детей)
Их иногда поют, а иногда приговаривают.
ПЕНИЕ: Разучивание 1—2 закличек. Обратить внимание на выразительность слова, на то, что мелодия строится на нескольких звуках. Можно акцентировать сильную долю деревянными ложками.
(Забегают скоморохи Фома да Ерема)
Фома, Ерёма (вместе).
- Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга),
Фома да Ерёма.
(Кланяются и теряют колпаки.)
Вместе.
Низко поклонились,
Колпаки свалились.
(Ведущий надевает на них колпаки.)
Фома: Колпак надеваем —
Ерема: Снова начинаем.
Вместе:
Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба:
Фома да Ерёма.
Фома: Людей посмотреть. (Садится на край ширмы.)
Ерема:
Себя показать. (Садится на ширму.)
Да небылицы вам рассказать.
(Смотрят друг на друга, шутливо подталкивают друг друга.)
Фома: Подвинься.
Ерема: Нет, ты подвинься.
Фома: Подвинься.
Ерема:
Нет, ты подвинься.
Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин.
(Смеется.)
Фома:
Шутку любишь над Фомой —
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы надорвали.
(отворачиваются друг от друга).
Фома: (толкает Ерему локтем)
Начинай,
Ерема: Нет, ты начинай.
(Фома с Еремой по очереди рассказывают потешки).
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны,
Утки — в дудки,
Сверчки — в смычки,
Комары — в котлы.
Козел пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух,бух,бух,бух,
(Вместе достают и показывают балалайку.)
Фома. Я буду играть.
Ерёма. Нет, я буду играть.
Ерёма. Эх, Фома!
Фома. Эх, Ерёма!
Вместе. Сидел бы ты дома!
Фома: Ерема играет!
Брёма. Фома подпевает!
Звучит мелодия песни “Как ходил-гулял Ванюша” (фрагмент). Ерёма имитирует игру на плоскостной балалайке. Фома приплясывает и приговаривает.
Фома.
Ух, ух, ух, ух,
Попляши, Фома, за двух!
Не интересно плясать одному, лучше я позову помощниц.
(русский народный танец в исполнении танцевального коллектива)
Ерема: Ребята, а загадки вы отгадывать любите?
(Фома и Ереме загадывают загадки):
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец.)Как на нашей грядке
Выросли ребятишки —
Сочные да круглые,
Вот такие крупные.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком лежат
Круглые ребятки
Треснул домик гладкий,
Ускакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Покопай немножко:
Под кустом... (Картошка.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Кругла, крупна,
Сладка на вкус,
Узнали, кто я? (Свекла.)Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко,
Что же это? (Репка.)Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина.)На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника.)Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами
Черна, сладка, мала
И всем нам мила. (Черника.)Красненькая матрешка.
Беленькое сердечко. (Малина.)
Ведущий.
- Спасибо скоморохам за загадки.
- А кто из вас, ребята, знает загадки об осени, о земле, о хлебе?
(работа с залом).
- Крестьянские ребятишки очень любили играть. А вы любите играть?
Но любую игру всегда начинали со считалки.
- Сейчас ребята 2 класса познакомят вас с новыми считалками.
Шел крокодил,
Трубку курил,
Трубка упала
И написала.Возьму из кадушек
Дохлых лягушек.
Возьму с улиц
Дохлых куриц.
Кто засмеется
Губа задерется,
Губа задерется,
Хохол затрясется.
Кто первый скажет,
Тот их съест с кашей.
Ведущий.
- Давайте разучим считалку и поиграем в игру “Жмурки с голосом”.
Правила игры: Все играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку. Все играющие двигаются в какую-либо сторону, пока водящий не остановит их командой: “Стой!”. Когда все останавливаются, он протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот, на кого показал водящий. Он просит подать голос, т.е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить.
(скоморохи проводят игру с каждым классом).
Ведущий.
- Сейчас осень, а осенью у крестьян был веселый праздник – ярмарка!
- Кто из вас знает, что это такое?
- А сейчас ярмарки бывают?
- На ярмарках покупали и продавали товары, рассказывали друг другу новости, веселились. Многие композиторы, художники отразили это в своем творчестве. Сейчас мы послушаем музыку Р.Щедрина “Озорные частушки”, где композитор изобразил народное гуляние. (Слушание).
- Какую картину нарисовала нам музыка? (ответы детей)
(можно показать картину Кустодиев “Ярмарка”).
Ведущий.
- Любимым жанром русского народа были частушки, маленькие четырех строчные песенки различного содержания (сатира, юмор, любовь).
- Ребята 4 класса споют для вас свои частушки, а припев вы можете им подпевать.
Частушки.
Девочки, вы девочки,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ:
Ля – ля – ля,
Ля – ля – ля – ля - ля.
Мальчики, вы мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ: тот же
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали.
ПРИПЕВ: тот же.
Ведущий.
- К сожалению, наш праздник подошел к концу. Давайте подведем итоги:
- Что вам понравилось больше всего?
- Для чего пелись песенки-заклички?
- Что такое фольклор? Народный календарь?