Цель тренинга:
- Знакомство с понятием “толерантность”, “толерантная личность”.
- Создание условий для приобретения опыта толерантного общения.
Задача:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- способствовать уч-ся в самопознании и приобретении опыта позитивного общения;
- способствовать уч-ся в приобретении опыта совместной деятельности.
Планируемый результат: Приобретение опыта толерантного общения. Интериоризация понятий “толерантность”, “толерантная личность”.
Место проведения: школьный зал
Время проведения: 4 часа.
Контингент: учащиеся 7-х классов ( группы)
Реквизит:
- визитная карточка на цветной бумаге, соответственно выбранному цвету группы,
- ватман,
- фломастеры,
- резинка бельевая (одна на группу),
- бумага потребительского формата.
Примечание. Подготовка к проведению тренинга состояла в проигрывании упражнений тренинга с тренерами (психологами и соц. педагогами школы); обсуждении каждого задания, анализе чувств и переживаний, проецировании на детскую аудиторию возможных вариантов выполнения заданий, оказания психологической помощи и поддержки участникам. В конце каждого задания осуществлялась его рефлексия.
Ход тренинга
- Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.
- Приветствие и пожелание.
- Знакомство с правилами работы в тренинге.
I. Адаптация. Врабатывание.
Цель: Снятие эмоционально напряжения, двигательных зажимов.
Задача: Создание условий для лучшей адаптации участков, симулирования инициативно-ответственного поведения.
1. Упражнение “Ха!”
Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!”. (повтор 4 раза).
2. Упражнение “Молекулы”
Участники находятся в хаотичном движении в пределах круга. По команде тренера они должны объединиться в различные по количеству группы. Сначала по 3, затем расходятся, продолжая броуновское движение, чтобы вновь объединиться по 6, 9, 12 и т.д.
3. Упражнение “Липучки”
В кругу попарно. Пары являются соседями. Ведущий даем команды: “Рука к руке”. “Нога к ноге”, “Голова к голове”, “Спина к спине”, “Сосед к соседу” (образуют другую пару). Повторение 3 раза.
4. Упражнение “Замороженный”
Участники рассчитываются на 1-й 2-й. образуя внутренний и внешний круг. Внутренний крут неподвижен. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение “карусель”.
Представители внутреннего круга неподвижны с застывшим выражением лиц - они “замороженные”. Их партнеры по внешнему кругу стараются их разморозить, т.е. рассмешить, заинтересовать, словом, вывести из оцепенения. Можно говорить, строить рожицы, принимать различные позы, не касаясь “замороженных”. Внешний круг перемещается вправо на 3 человека. Теперь внешний круг состоит из “замороженных”. Внутренний крут остается на месте. Внешний круг образует свой собственный рядом. Получившиеся 2 круга делятся еще пополам. Образуется 4 круга примерно по 25 человек.
II. Знакомство. Самопознание.
Самовыражение. Толерантность к себе и другим.
Работа в малых группах по 10 человек. Группы сборные: в каждой представители разных классов.
Цепь: Отработка способов толерантного поведения. Сближение участников группы.
Задачи: Создание условий для самораскрытия и рефлексии участников продемонстрировать способы толерантного общения; предоставить возможность участникам осознать свои способности к толерантному общению.
1. Упражнение “Запомни имя”.
В группе каждый участник представляет себя нетрадиционным способом.
2. Упражнение “Открой меня”.
Водящий в центре круга, остальные спиной к кругу. Водящий касается рукой плеча любого участника, называя его имя. При угадывании участник поворачивается лицом в круг. Он открыт. Задача: открыть как можно больше имен. (Повторить 3- 4 раза)
3. Упражнение “Превращения”.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает завершить следующие предложения: “Если бы я был книгой, то был бы... (словарем, учебником и т.д.); “Если бы я был едой, то был бы... (кашей, пирожком и т.д.) и в других вариантах - песней или музыкой, животным, явлением природы, видом транспорта и т.д.Все отвечают по кругу.
4. Упражнение “Толерантная личность”.
Ведущий напоминает о понятии “Толерантность” и организует дискуссию на тему: “Черты толерантной и нетолерантной личности”. Список черт обсуждается и фиксируется на бумаге. Образуются 2 колонки: колонка “А” - черты толерантной личности, “В” - нето-лерантной.
5. Упражнение “Волшебная лавка”.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Участник может приобрести одну или несколько “вещей” из колонки “А”, которых у него нет, например, “терпения”, “чувства юмора”, “чуткости” и т.д. Продавец выясняет, сколько ему нужно того или иного качества, зачем и т.д. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, покупатель может заплатить “чувством юмора”, которого у него с избытком.
6. Упражнение “Взгляд со стороны”.
Каждый из участников группы от лица любой своей вещи рассказывает о себе, т.e. “вещь о своем хозяине”. Например, “Я Танина пуговица, я знаю ее довольно давно и могу рассказать о ней...”. Ведущий поясняет, что умение раскрыться - важнейшее качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Закрытость препятствует построению искренних отношений.
7. Упражнение “Пять добрых снов”.
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (произвольно). Каждый на листе бумаги обводит свою руку и на ладони пишет имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество его обладателя (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Ведущий собирает рисунки и зачитывает качества. Все члены группы должны угадать адресата. В конце упражнения листы с ладошками забирают, как памятку “на черный день”.
8. Упражнение “Путаница”.
Водящий отворачивается. Участники группы берутся за руки и “запутываются”. Водящий должен распутать лот клубок.
III. Сплочение участников группы.
Цель: Развитие умения совместной деятельности.
Задача: Оптимизация взаимодействия участников группы.
1. Упражнение “Сочини сказку”.
Участники поочередно говорят 1-2 предложения, которые являются логическим продолжением предыдущих, получается рассказ или сказка. Участники должны усмотреть замысел автора сказки, т.е. участника, начавшего повествование.
2. Упражнение “Умные руки”
Водящий с завязанными глазами. К нему подходит любой из команды,сжимая руку, надо познакомиться с рукой, т.е. ощутить энергетику (силу, энергичность пожатия Lin кость, жесткость и другие характеристики). После снятия повязки водящий должен отыскать знакомую руку, пожимая руки всей команде. (Повторить с 2-3 водящими).
3. Упражнение “Скульптура”.
Члены группы образуют команды по 3-4 человека. Задание: создать скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы. Угадывается сюжет. Время - 5 минут.
4. Упражнение “В тесноте, не в обиде”.
В кругу. На 4-х стульях располагаются члены команды. Должны вместиться все. Затем остаются 3 стула, затем 2, но поместиться должна вся команда.
5 Упражнение “Скала”.
Вновь объединяемся в общий круг и рассчитываемся на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й. Образуются 6 команд. Сначала одна команда - “скала” - участники встают в линию, плотно держась друг за друга. Другая команда - “скалолазы”. Они должны пройти поодиночке по краю пропасти, не заступив за черту, держась за скалу. Заступивший “срывается” в пропасть и делает еще одну попытку в конце очереди. Затем команды меняются ролями.
6. Упражнение “Послание миру”.
I этап. Каждая команда обсуждает символ, эмблему, выражающую толерантность.
Изображение эмблемы переносится на большой лист ватмана.
II этап. Группы строятся по кругу, и каждая представляет свою эмблему, объясняя ее.
7. Упражнение “Прощальное приветствие”.
Участники образуют 2 круга: внешний и внутренний. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга. Ведущий объясняет правила: одновременно по сигналу участники в парах выбрасывают пальцы, выполняется приветствие партнера, выбросившего большее количество пальцев (максимально - 5). Итак, 2 пальца - пожимают друг другу руки, 3 - здороваются ногами, 4 - касаются лбами, 5 - обнимаются.
По команде участники внутреннего круга передвигаются вправо на 2 приставных шага, чтобы оказаться с другим партнером. Следует команда - участники обмениваются приветствиями на тех же условиях. Можно поменять партнера 3-4 раза.
Завершающий этап.
Участники образуют общий круг. Ведущий благодарит участвующих. Выслушиваются мнения и впечатления участников о тренинге. Еще раз представляются эмблемы толерантности с пожеланием всем стать толерантными личностями.
Участники расходятся.
Литература
- Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. - 1999 - №1.
- Газман О.С, Вейсс P.M.. Крылова Н.В. Пойме ценности образовании: содержание гуманистического образования. М, 1995.
- Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.. 1495.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - С-Петербург: “Академический проект”, 2000.
- Даминова П.С. От школы функционирования к школе развития. В сб.: II научно-практическая конференция. - Новоуральск, 1948.
- Даминова П.С, Лютова Г.М., Поверинова Н.А, Разработка системы психологического сопровождения участников образовательного процесса. - Новоуральск. 2000.
- Ефремцева С'.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З.Гильбурха. Киев, 1944.
- Жуков Ю.М.. Петровская А.А.. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. МГУ. фак. психол. - Киров: “Энном”, 1491.
- Клюева Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). - Ярославль, 1995.
- Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. - Ярославль, 1995.
- Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
- Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт “Открытое общество”. - М.: “Магистр”. 1997.
- Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Знание. 1992.
- Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. -М.: “Генезис”, 1999.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. //Школа 2000.... Вып. № 1.
- Мажура Г.П. Возрастная психология: Методические рекомендации. - Екатеринбург. 1993.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
- Садовская Т.Л. Психологизация образовательного пространства. 'Психологический вестник. - 1998. -№ 1.
- Семья в психологической консультации /Под ред. Л.А.Ьодалева. В.В Столина. - М.: Педагогика, 1989.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. - М.: “Генезис”, 2000.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1999.