Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для реализации поставленных целей я использую систему тренировочных упражнений, которые провожу как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 7-10 минут урока и включающий в себя пять последовательно выполняемых упражнений.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
2. Чтение блоков.
3. Отработка дикции.
4. Развитие оперативной памяти.
5. Интонационная разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечку.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка. . . (
и т. д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м]
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. 1
. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр
2. Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам. Фразы для чтения: Морж мерз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт.
3. Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
4. Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова. влип враз врач вред втуз все Фразы для чтения: Класс встал у парт. Мой друг щедр.
5. Чтение наиболее трудных односложных слов. вверх взмах взмыл взнос вклад
6. Чтение двусложных слов.
7. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными. Сели-съели, Семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.
8. Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.
9. Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей. эссенция обыкновенная падчерица
Отработка дикции
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого.
Сенька с Санькой вез Соньку на санках
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки четного произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение "с разбега". И ребята, "делая разбежку" (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
От топота копыт пыль по полю летит - едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.
Маланъя-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Развитие оперативной памяти
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения - чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке "ситуацию успеха". Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Интонационная разминка
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие "выразительное чтение" - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений.
1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.
2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание).
3. Ставить логическое ударение в предложении.
Для развития осознанного, правильного, выразительного чтения использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения.
1. Упражнения для развития осознанного чтения
Первая группа - логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются? мел — мель, мал — мяч, мыл —мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый; минута, время, час; секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь 4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза; кора, лото, боксёр; молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё; соломка, пора, мель; лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет.
Вторая группа — игры со словами.
1. Найди слово в слове.
Гроза газета кустарник поднос шоколадка шутка щепка ярмарка
2. Подбери пару.
загар золотистый звонок занимательный забор знаменитый зубр звонкий задача зрелый земляника зелёный
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р. и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Шарады.
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. (Картина)
С буквой к живу в лесу.
С буквой ч овёс пасу. (Кабан — чабан)
5. Ребусы:
6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока. )
7. Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой. Здесь хорошо бродить одной
П. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа — упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки — 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
Вторая группа —упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;
мышка — мошка — мишка — миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, черное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4. Чтение “перевертышей”.
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. Упражнения для развития выразительности чтения
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
4. Чтение по ролям, в лицах.
Виды чтения.
Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).
Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.
Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.
Чтение по ролям.
Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.
Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).
Ввод в игру. Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Нетрадиционные упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников
В каждом классе есть несколько учеников, которые постоянно не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату. Взрослые невольно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально-отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.
В этом случае развивать навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь – различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстом.
Нетрадиционные упражнения
1. Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).
2. Чтение наложенных друг на друга слов. 3. Отделение слов от псевдослов. (Прочитать слова, найти псевдослово. Читать первое слово, сразу смотреть на второе, стараться его понять. Читать сначала медленно, затем быстро).
ГЛАЗИКИ ПЕРЕМЕНА ОДУВАНЧИК БАНКОЛОЖИС КОЛОКОЛЬЧИК |
CCC | ОСЛИК ЖИРАФЫ ЕЖЕВИКА НЕБРЕЖНО ЕНЫКВАЛОПА |
4. Поиск смысловых несуразностей (Прочитай предложения, найди смысловую несуразность. Найди и прочитай дополнительное слово).
1. Распустились первые весенние цветы.
2. В гнезде у кукушки бывает обычно от двух до пяти птенцов.
3. Весело перекликаются звонкие ручейки.
4. На ветках березы свили гнезда грачи.
5. Ласково пригрело солнышко.
5. Складывание слов из половинок. (Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок).
ПРА МОРОЗ КРИК ВОЛ СКАЗОЧ КОЛ |
ссс | ЛЕЯ ВАНИЕ ЛЯТЬСЯ ЛИКИ РОЖНО ДУМАЛ |
ссс | ВИЛЬНО НАЯ ЛИВЫХ ШЕБНИК НЫЙ ДУНЬЯ |
ссс | АЛ ОЧАРО УДИВ КРО ОСТО ПО |
6. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. (Дается слово, нужно из 10-15 карточек найти подобные, прочитать слова). Слово – эталон “Освещение”
7. Восполнение пропусков букв в словах.
8. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему “Школа”).
Д | И | Р | А | Н | О | Ч | И | Т |
У | Р | Е | К | Е | Ц | Т | Е | Е |
Ч | Е | Б | Т | О | Р | Р | Т | Л |
Ш | М | Н | П | Е | Н | А | Д | Ь |
Т | А | И | К | Л | А | У | Ь | К |
Е | М | А | Т | И | К | Р | И | С |
О | З | А | У | Р | А | О | К | Т |
В | А | К | Ч | Л | Я | И | Р | О |
У | Ч | А | К | Н | Е | Ц | У | А |
9. Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?
БЕЛКА | РЫСЬ | ОБЕЗЬЯНА |
МЕДВЕДЬ | БЕЛКА | ЖИРАФ |
ЗАЯЦ | ЕНОТ | БЕЛКА |
БЕЛКА | БОБР | БАРСУК |