Урок русского языка в начальной школе по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей". 3-й класс, по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме: “Сложные слова”;
  • развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Рефлексия настроения.

– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение буквы о закрашенной желтым цветом). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с буквами. Покажите, какое у вас настроение.

- 1 вариант раскрашивает гласную букву о

- 2 вариант раскрашивает гласную букву е

(приклеивают на доску под записью: “Сложные слова”)

- Как вы думаете, почему я попросила разместить ваши гласные буквы под словами “Сложные слова”.

- Что такое сложные слова?

- Если взять два корня, то всегда ли достаточно, чтобы появилось сложное слово?

- Как в сложных словах мы называем гласные о и е?

- Прикрепляется над буквами детей надпись “Соединительные гласные”

- Когда в сложных словах мы пишем гласную о? (отвечает 1 вариант)

- А когда е? (отвечает 2 вариант)

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока.

Чистописание.

- Сейчас в тетрадях вы постарайтесь правильно и красиво написать гласные буквы о и е.

- Красным карандашом подчеркните самые красивые буквы, которые вы написали.

2. Словарная работа.

- Запишите лишние слова.

Бензовоз, вагоновожатый, лесовоз, молоковоз.

Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.

- Какие слова вы выписали?

- Почему?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Выделите в них тот корень, в котором есть непроверяемая безударная гласная.

3. Работа с рисунком.

любокниг

- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)

- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?

- А как бы вы его составили?

- А кто такой книголюб?

- Запишите слово. Докажите что оно сложное.

3. Работа в группах.

- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.

- Запишите полученные слова на доске.

Тугодум Высокомерный
Рифмоплет Любознательный
Сладкоежка Жизнерадостный

- Это сложные слова? Докажите.

- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?

- О ком говорят, употребляя в речи слова первого столбика?

- Второго столбика? (о человеке, о его чертах характера)

- На каких уроках мы часто используем такие слова?

- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера.

(Лежебока, сладкоежка, водохлеб, трудолюбивый, добродушный и т.д.)

- Какова же тема урока?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.)

На доске под словами “сложные слова” прикрепляется надпись – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

3. Физкультминутка

4. Первичное закрепление

Работа по теме урока с использованием учебника.

Упр. 136, с. 94

- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?

- О каком человеке можно так сказать?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон?

2. Упр. 137, с. 94

5. Физкультминутка

6. Упражнения в правописании сложных слов, которые пишутся с большой буквы.

Упр. 138, с. 95

а)- Как пишутся слова, если они являются именами собственными?

- Спишите. Подчеркните большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначьте в них корни

б) Работа в парах. Задание: запишите по 2 сложных слова, чтобы это были: фамилии людей, названия улиц, названия городов.

Коллективная проверка.

в) Образуйте и запишите сложные слова, подчеркните корни и соединительную гласную.

Земл: делать, владеть, пахать, копать.

Вод: лазить, возить, мерить, хлебать.

Коллективная проверка.

5. Итог урока

- Какова тема урока?

Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью – либо внешность. Назовите такие слова.

- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова

- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.

7. Рефлексия результативности, настроения

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением лестницы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов, то нарисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились составлять сложные слова и их записывать. Покажите свои рисунки.

– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю гласную букву, закрашенную желтым цветом). А какое настроение у вас?

– Спасибо вам за урок. До свидания.

Домашнее задание.

Упр. 6, с 98