Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме: “Сложные слова”;
- развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;
- развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Рефлексия настроения.
– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение буквы о закрашенной желтым цветом). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с буквами. Покажите, какое у вас настроение.
- 1 вариант раскрашивает гласную букву о
- 2 вариант раскрашивает гласную букву е
(приклеивают на доску под записью: “Сложные слова”)
- Как вы думаете, почему я попросила разместить ваши гласные буквы под словами “Сложные слова”.
- Что такое сложные слова?
- Если взять два корня, то всегда ли достаточно, чтобы появилось сложное слово?
- Как в сложных словах мы называем гласные о и е?
- Прикрепляется над буквами детей надпись “Соединительные гласные”
- Когда в сложных словах мы пишем гласную о? (отвечает 1 вариант)
- А когда е? (отвечает 2 вариант)
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока.
Чистописание.
- Сейчас в тетрадях вы постарайтесь правильно и красиво написать гласные буквы о и е.
- Красным карандашом подчеркните самые красивые буквы, которые вы написали.
2. Словарная работа.
- Запишите лишние слова.
Бензовоз, вагоновожатый, лесовоз, молоковоз.
Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.
- Какие слова вы выписали?
- Почему?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Выделите в них тот корень, в котором есть непроверяемая безударная гласная.
3. Работа с рисунком.
любокниг
- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)
- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?
- А как бы вы его составили?
- А кто такой книголюб?
- Запишите слово. Докажите что оно сложное.
3. Работа в группах.
- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.
- Запишите полученные слова на доске.
Тугодум | Высокомерный |
Рифмоплет | Любознательный |
Сладкоежка | Жизнерадостный |
- Это сложные слова? Докажите.
- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?
- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?
- О ком говорят, употребляя в речи слова первого столбика?
- Второго столбика? (о человеке, о его чертах характера)
- На каких уроках мы часто используем такие слова?
- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера.
(Лежебока, сладкоежка, водохлеб, трудолюбивый, добродушный и т.д.)
- Какова же тема урока?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.)
На доске под словами “сложные слова” прикрепляется надпись – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
3. Физкультминутка
4. Первичное закрепление
Работа по теме урока с использованием учебника.
Упр. 136, с. 94
- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?
- О каком человеке можно так сказать?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон?
2. Упр. 137, с. 94
5. Физкультминутка
6. Упражнения в правописании сложных слов, которые пишутся с большой буквы.
Упр. 138, с. 95
а)- Как пишутся слова, если они являются именами собственными?
- Спишите. Подчеркните большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначьте в них корни
б) Работа в парах. Задание: запишите по 2 сложных слова, чтобы это были: фамилии людей, названия улиц, названия городов.
Коллективная проверка.
в) Образуйте и запишите сложные слова, подчеркните корни и соединительную гласную.
Земл: делать, владеть, пахать, копать.
Вод: лазить, возить, мерить, хлебать.
Коллективная проверка.
5. Итог урока
- Какова тема урока?
Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью – либо внешность. Назовите такие слова.
- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова
- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.
7. Рефлексия результативности, настроения
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
Перед вами карточка с изображением лестницы.
Если вы считаете, что хорошо потрудились на
уроке, разобрались в составлении и записи
сложных слов, то нарисуйте себя на вершине
лестницы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте
себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому что
организовала вашу работу так, что вы
самостоятельно научились составлять сложные
слова и их записывать. Покажите свои рисунки.
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю гласную букву, закрашенную желтым цветом). А какое настроение у вас?
– Спасибо вам за урок. До свидания.
Домашнее задание.
Упр. 6, с 98