Цели урока:
- закрепить и обобщить знания учащихся по темам “Устройство ЭВМ”, “Основные клавиши”, “Текстовый редактор”, “Графический редактор” “Музыкальный редактор”;
- сформировать умения работать с текстовым, графическим и музыкальным редакторами.
Задачи урока:
Учебные:
- закрепление и обобщение знаний учащихся по темам “Устройство ЭВМ”, “Основные клавиши”, “Текстовый редактор”, “Графический редактор” “Музыкальный редактор”;
Развивающие:
- развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;
- развивать умение жить и работать в коллективе;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к товарищам, ответственность за результат труда;
- повышение мотивации учащихся на уроке за счет игровой формы работы.
Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
Тип урока: урок обобщения.
Фома проведения урока: командная игра.
Домашнее задание: придумать название, эмблему и представление команды.
Оборудование:
- 2 компьютера с загруженным текстовым редактором из пакета Микрон;
- 2 компьютера с загруженным графическим редактором Художник;
- 2 компьютера с загруженным музыкальным редактором Шарманщик;
- бумажные паровоз и домики с названиями станций;
- секундомер;
- 2 удочки с магнитами;
- 8 “рыбок” с номерами вопросов;
- “океан” (из бумаги);
- грамоты для награждения.
Программное обеспечение: Хиты Роботландии: текстовый редактор Микрон, графический редактор Художник, Музыкальный редактор Шарманщик.
План урока:
- Организационный момент.
- Выполнение конкурсных заданий.
- Подведение итогов конкурса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы подведем итог того, что вы узнали на уроках информатики в начальной школе. Мы проводим игру “Путешествие в Информландию”, для того чтобы увидеть, насколько хорошо вы усвоили этот предмет.
Наш путь по Информландии будет проходить через семь станций-конкурсов. По результатам этих конкурсов будет выявлена команда-победитель.
Занимайте свои места в нашем виртуальном поезде, поехали.
II. Выполнение конкурсных заданий.
Отправление – Представление команд.
В начале пути следует представление команд: каждая команда обыгрывает свое название и демонстрирует эмблему.
Станция №1 – Угадай-ка
Учитель. Мы прибыли на первую станцию. Здесь живут информлатики, которые могут объясняться только жестами и мимикой. Сейчас вы должны будете объяснить при помощи жестов и мимики словосочетания и слова. Для этого мне необходимо по 1 человеку из команды, который будет объяснять, а остальные угадывать.
Задания:
1 команде: принтер; | компьютер завис. |
2 команде: монитор; | мальчика. играющего в компьютерную игру. |
Учитель: Молодцы! Едем дальше.
Станция №2 – Эрудитов
Каждая команда получает набор ребусов, на разгадывание которых отводится 3 мин. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.
Ребусы:
Станция №3 – Рыбалка
Учитель. Приглашаю от каждой команды по одному заядлому рыболову. Необходимо из океана выловить по четыре золотые рыбки. На каждой рыбке указан номер — это вопрос, на который команде предстоит отвечать.
Вопросы конкурса:
- Назовите клавиши удаления символов. (Delete, Backspace.)
- Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? (Insert.)
- Назовите клавишу выхода из текущего режима. (Еsc)
- Какая клавиша заставляет курсор “прыгнуть” в конец строки?. (Еnd)
- С помощью какой клавиши можно увидеть предыдущую страницу текста на экране? (Раge Up)
- Какая существует клавиша для ввода информации? (Еnter)
- Чтобы перейти в начало строки, надо нажать клавишу . . . (Ноmе.)
- Какая клавиша позволяет устанавливать расстояние между символами (Пробел).
Учитель. На нашем пути вам предстоит проехать через станцию Город художников. К ней мы должны подойти подготовленными. Поэтому давайте выберем от каждой команды по два художника, которые за 15 мин в графическом редакторе создадут рисунок на тему “Информландия и ее жители”.
Станция №4 – Станция кодирования.
Учитель. Настало время показать себя капитанам. Помните рассказ Артура Конана Доила “Пляшущие человечки”, в котором преступник применял оригинальный код для записи своих угроз.
Вы знаете, что одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и способами. Главное — заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если есть такая договоренность, то мы имеем код или шифр.
Задание конкурса.
Сейчас за 3 мин капитаны попытаются расшифровать тексты сообщений, определив способы, которым они были закодированы.
Для команды 1: КЛЯОЛЯМЛЯПЛЯЬЛЯЮЛЯТЛЯЕЛЯРЛЯ(Компьютер. После каждой буквы вставлен слог ЛЯ)
Для команды 2: ИНЛЯФОРЛЯМАЛЯТИЛЯКАЛЯ (Информатика. После каждого слога слова вставлен слог ЛЯ.)
Станция №5 – Музыкальная пауза.
Каждая команда по очереди загружает и проигрывает в музыкальном редакторе “Шарманщик” мелодии созданные при выполнении индивидуальных заданий на уроках. Команда- противник должна угадать название песни или назвать слова из нее.
За каждую угаданную мелодию команда получает 1 балл.
Станция №6 –Эстафета.
Задание.
Каждой команде выдается карточка со словами из словаря, который составляли на занятиях. Эти слова необходимо набрать на компьютере. Каждый участник набирает одно слово. Слова записываются в столбик. Эстафета начинается после команды “Марш”. Передвижение до компьютера и обратно осуществляется быстрым шагом. Набор слов следует производить, стоя за компьютером. Для передачи эстафеты следующему участнику использовать Карточку со словами.
Порядок работы участников:
- 1-й участник — набирает слово “КОМПЬЮТЕР” и нажимает Еnter;
- 2-й участник — набирает слово “ИНФОРМАЦИЯ” и нажимает Еnter;
- 3-й участник — набирает слово “ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ” и нажимает Еnter;
- 4-й участник — набирает слово “ПРОГРАММА” и нажимает Еnter;
- 5-й участник — набирает слово “ИНТЕРФЕЙС”.
Оценивание. Если слова набраны столбиком и без орфографических ошибок, Команда получает 5 баллов. Еще 1 балл может быть добавлен за скорость той команде, которая первой и безошибочно выполнит задание. То есть максимальная оценка в этом конкурсе — 6 баллов.
Учитель. Предлагаю командам закрыть файл без сохранения информации.
Станция №7 – Город художников.
Учитель проверяет рисунки, сделанные представителями команд в графическом редакторе. Оцениваются максимальное использование инструментов графического редактора, насыщенность, эстетическое качество рисунков.
III. Подведение итогов конкурса.
Прибытие. Вот и мы и прибыли.
Вы еще туристы Информландии. Сейчас ответив на шуточные вопросы, мы проведем обряд посвящения вас в жителей Информландии. Отвечать на вопросы нужно либо словом “Да”, либо словом “Нет”. Прежде чем дать ответ, надо подумать, быть. внимательными, не всегда доверять рифме.
Давайте попробуем. Например, такая загадка-вопрос (“загадка-обманка”):
Вот забавный недотрога.
Он иголок носит много.
Этот маленький зверек
Называется... (Еж.)
— Внимание. Начинаем.
Друзья! Задам я вам вопрос,
А вы над ним подумайте.
Придумайте одно из двух —
“Да” или “нет”, — ответьте вслух.
Коль вы находчивы сполна,
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
1-й команде:
Скажи, когда везде отключен свет,
Компьютер-ноутбук работать будет? (Да.)
2-й команде:
А выключишь компьютер без труда,
Лишь дернув штепсель из розетки? (Нет.)
1-й команде:
А можно на экране указать предмет,
Лишь щелкнув кнопкой мыши? (Да.)
2-й команде:
Ответь, а может иногда компьютер
Включен быть, а на экране - темнота? (Да.)
1-й команде:
А в Художнике нарисовать букет
Из белых лилий можно? (Да.)
2-й команде:
Способен ли компьютер, дай ответ,
Три дня работать безотказно? (Да.)
1-й команде:
А тех, кому и года нет,
Сажают за компьютер? (Нет.)
2-й команде:
В конце спросить пришла пора:
А вам понравилась игра? (Да.)
Поздравляю! Вы стали жителями Информландии.
А теперь подведем итоги нашего путешествия. Объявляется общий счет.
Члены команды, которая победила, получают грамоты.