В основу факультативного курса “Моя родословная” положена программа О. Н. Шахеровой “Культура и литература Сибири”, методические рекомендации к ней (5 кл. блок “Моя родословная”), несколько расширен, дополнен данными из работы Ю. Лыхина “Как составить родословную”.
Актуальность создания такой программы продиктована требованием времени, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность судьбы каждого к судьбе страны.
Основная идея: “Без меня народ неполный” (А. Платонов).
Новизна данного курса состоит в том, что, помимо теоретического материала, предложены практические рекомендации где собрать необходимые сведения, как выполнить и оформить свою родословную. В процессе работы раскрываются такие понятия, как ономастика, генеалогия, родословная, родословное древо, термины родства и свойства, родословная книга, родословная роща, поколенная роспись.
Курс носит теоретико-практический характер: в первый раздел - теоретический материал кто, что, где, когда, как…; второй раздел – практическая самостоятельна исследовательская деятельность детей и родителей: сбор сведений, работа с архивным материалом и фото, составление и заполнение родословной, родословного древа и т.д.
Методы и работы:
- словесные (лекция, рассказ, беседа);
- наглядные (демонстративно-иллюстративный);
- практические (сбор материала, интервью, работа со справочной литературой, оформление).
Этот вид поисковой работы достаточно сложен, но чрезвычайно важен. Поиск предполагает несколько этапов:
- выявление всех родственных связей у старших членов семьи; запись в рабочей тетради максимальной информации о представителях рода;
- систематизация полученной информации (по годам), составление очерков жизни о каждом родственнике;
- сбор фотографий членов семьи и рода;
- описание места проживания представителей рода с возможной фиксацией времени (с какого по какой год жили в том или ином месте);
- составление “древа рода” или Главной книги семьи.
Данная программа может быть использована как в общеобразовательной школе, так и в гимназии.
Курс рассчитан на 16 часов.
Цель курса: в дальнейшем сохранить, не утратить связь времён и поколений, воспитывать гражданское чувство через сопричастность к судьбе своего Отечества, формировать уважительное отношение к родителям, старшему поколению.
Задачи курса: вовлечь учеников и их родителей в творческую исследовательскую работу, пробудить интерес к поиску корней своей фамилии, начала своего рода, узнать, где жили родители, бабушки, дедушки, чем занимались, каков мир их увлечений, участниками каких исторических событий были, какими наградами и за что были отмечены.
Результатом работы должен быть альбом, папка или Главная книга семьи. Для подобной работы необходимо участие всех членов семьи. Итог может быть представлен на классном часе “Я причастен к России”, “Моя родословная” или “Парад родословных”.
Описание разделов программы
I. Введение. Предмет и задачи курса.
II. История русских родословных, имён, фамилий.
О первых родословных. Что обозначает твоё имя. Что такое именины. Как по батюшке. Происхождение фамилий в России. Твоя фамилия. Какие бывают родословные (восходящие и нисходящие). Родословное древо. Термины родства (отношения по крови), свойства (отношения по браку), близкие неродственные отношения (духовные).
III. Главная книга семьи.
Для чего мы составляем родословную? Кто в семье составляет её? Из каких документов состоит родословная? Рекомендации по составлению родословной.
IV. Оформление родословной.
Составление своей родословной по собранному материалу: заполнение листов родственников, древа рода. Главный лист. Главной книги семьи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема | Часы | Формы и методы деятельности |
1.
2.
3-4
5-6
7-11 12-16 |
I. Введение. Предмет и задачи курса. II. История русских родословных, имён, фамилий. Первые родословные на Руси. Родословные XX в. Ономастика – наука о собственных именах. Что значит твоё имя. Как по батюшке. Происхождение фамилий. Твоя фамилия. Какие бывают родословные (восходящие и нисходящие). Термины родства, свойства, неродственных отношений. III. Главная книга семьи. Для чего мы составляем родословную. Кто в семье её составляет. Из каких документов она состоит. Рекомендации по составлению родословной. Сбор материала: из какой местности твои родители, откуда родом твои бабушки, дедушки, род занятий, мир увлечений, награды. IV. Составление, оформление собранного материала, заполнение листов родственников, древа рода, Главной книги семьи. |
1
1
2
2 1 4 5 |
Лекция с элементами беседы. Лекция, работа со справочной литературой. Индивидуальные задания. Лекция, Индивидуальные сообщения. Беседа, работа с раздаточным материалом, иллюстрациями, приложение 2. Работа с приложением 3. Индивидуальная работа по сбору материала.
Индивидуальная работа по заполнению листов Главной книги семьи. |
Список используемой литературы
- Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.
- Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.
- Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
- Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.
- Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.