Упражнение друзья, дает больше, чем
хорошее природное дарование.
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Работа по теме урока
- Калейдоскоп букв
- Калейдоскоп понятий
- Калейдоскоп формул
- Калейдоскоп графиков
- Калейдоскоп задач
- Исторический калейдоскоп
- Обобщающий калейдоскоп
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | III |
Наш урок сегодня пройдет несколько необычно, каждый из вас сегодня будет работать на свой рейтинг, фиксируя свои успех в специальной рейтинговой карте. (Приложение 1)
Она должна быть именной ( учитель предлагает учащимся подписать ее). Каждый правильный ответ - 1 балл в вашей карте, правильно решенная задача - 3 балла, если решаете задачу самостоятельно - это надо делать в самой рейтинговой карте и самостоятельно себя оценить. В конце урока карты сдаются учителю.
Не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! За дело, друзья!
Название урока зашифровано. Право разгадать его предоставляется вам!
КАЛЕЙДОСКОП БУКВ
№ буквы |
12 | 1 | 3 | 5 | 10 | 1 | 3 | 9 | 12 | 3 | 4 | |||||||||||
№ вопроса |
2 |
1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | |||||||||||
К | А | Л | Е | Й | Д | О | С | К | О | П |
1. ……………………………………… процесс, это процесс происходящий без теплообмена с окружающей средой.
2. Если неизменным параметром является температура, то соответствующий изопроцесс называют ………………………….
3. Давление смеси химически не взаимодействующих идеальных газов равно сумме парциальных давлений этих газов носит название закона ………………
4. Процесс называется …………………, если неизменно давление.
5. ………………….. – это такие процессы, при которых один из параметров состояния газа остается неизменным.
Добавить один балл – первому, кто быстрее всех соберет правильно слово.
Рассмотрим калейдоскопическую смену впечатлений.
Калейдоскоп понятий
Предлагается заполнить таблицу (за каждый правильный ответ 1 балл).
В рейтинговой карте фиксируют номер вопроса и оценочный балл, в рейтинговую карту фиксируют количество баллов за ответ, в таблице подчеркивается номер вопроса, который достался при ответе. Ответы с места.
13 |
19 |
3 |
12 |
8 |
2 |
26 |
15 |
23 |
21 |
29 |
7 |
20 |
9 |
16 |
18 |
14 |
1 |
27 |
4 |
25 |
30 |
28 |
17 |
24 |
6 |
22 |
10 |
5 |
11 |
Вопрос |
Ответ |
12. Что такое идеальный газ? | Идеальный газ представляет собой теоретическую модель газа, в которой пренебрегают силами взаимодействия молекул (кроме сил отталкивания при их столкновениях), молекулы рассматривают как не имеющие размеров материальные точки. |
17. Сформулируйте закон Дальтона. | Внутренняя энергия идеального газа определяется только температурой и не зависит от занимаемого им объема |
7. Мерой чего является абсолютная температура тела? | Абсолютная температура тела является мерой средней кинетической энергией поступательного движения его частиц |
22. Что называют средней квадратичной или тепловой скоростью движения молекул? | Средней квадратичной (тепловой) скоростью молекулы называется физическая величина равная квадратичному корню из среднего значения квадрата скорости молекул |
1. Какие молекулы в атмосфере движутся быстрее: молекулы углекислого газа или молекулы азота? | Азота, так как он легче |
25. Тепловая скорость движения молекул в воздухе при комнатной температуре составляет несколько сот метров в секунду. Почему же для распространения запаха от одного конца комнаты к другому требуется значительное время? | Из-за броуновского движения. Это беспорядочное движение взвешенных в газе или жидкости мелких частиц другого вещества. Было открыто в 1827 г. английским ботаником Р. Броуном. |
16. Перечислите макроскопические параметры состояния идеального газа. | Давление, объем и температура. |
26. В чем заключается основная задача МКТ? | Основной задачей МКТ является нахождение уравнения состояния того или иного тела. |
9. Какое уравнение называют уравнением состояния? | Уравнением состояния называют уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами вещества. |
4. Сформулируйте закон Авогадро. | В равных объемах любых идеальных газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое число молекул. |
19. Сформулируйте закон Дальтона. | Давление смеси не взаимодействующих химически идеальных газов равно сумме парциальных давлений этих газов. |
23. В чем заключается объединенный газовый закон? | Отношение произведения объема и давления и абсолютной температуры идеального газа есть постоянная для данной массы газа величина. |
10. При каких условиях справедливо уравнение Клапейрона? | Справедлив для идеальных газов |
20. Какие процессы называют изотермическими? Кто их открыл? | Где T-const. (Бойля-Мариотта) |
27. Какие процессы называют изохорными? Кому он принадлежит? | Где V-const. (Гей-Люссак) |
14. Какие процессы называют изобарными или третий газовый закон. | Где P-const. (Жак Шарль) |
28. Чем обусловлено давление газа с точки зрения МКТ? | Давлением газа на стенки сосуда и внутренним давлением газа. |
5. Что такое флуктуация? | Это случайное отклонение физической величины от своего среднего значения. |
15. Флуктуациями какой физической величины обусловлено броуновское движение? | Броуновское движение обусловлено флуктуациями скорости. |
21. Сформулируйте первый газовый закон | При неизменной температуре произведение давления данной массы идеального газа на его объем является величиной постоянной. |
29. Сформулируете второй газовый закон | При неизменном объеме отношение давления данной массы идеального газа и его абсолютной температуре является величиной постоянной |
2. Сформулируйте третий газовый закон | При неизменном давлении отношение объема данной массы идеального газа к его абсолютной температуре является величиной постоянной. |
13. Как выглядит первый закон термодинамики для изотермического процесса? | A=Q |
6. Как выглядит первый закон термодинамики для изобарного процесса? | U=Q-p V |
18. Что является графиком прямой пропорциональности? | прямая |
8. Каким прибором измеряют давление газа? | Манометр |
11. Какое значение температуры по шкале Кельвина соответствует температуре 1000С? | 3730К |
3. Какая зависимость между давлением и объемом следует из уравнения Менделеева–Клапейрона? | Обратно пропорциональная |
24. Почему часть изохоры на графике
изображается пунктирной линией? 30. Чем обусловлена штриховая линия в области низких температур? |
При охлаждении газ все сильнее и сильнее отличается от идеального, а затем и вообще превращается в жидкость, для которых рассматриваемые законы не выполняются. |
Калейдоскоп формул
По плану:
а) прошу записать формулы;
б) назвать о каких величинах идет речь;
в) выразить одну величину через другую или найти взаимосвязь между формулами. Работа у доски.
- Формула нахождения внутренней энергии идеального одноатомного газа.
- Записать формулы нахождения средней кинетической энергии поступательного движения одной частицы
- Записать основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа
- Записать уравнение, связывающее давление идеального газа со средней кинетической энергией его молекул
- Запишите уравнение Менделеева–Клапейрона
U-….., N-….., k-………, T-……….
T-?
Выведите формулу, связывающую скорость теплового движения частиц газа с его абсолютной температурой.
m0-………., v- ………., k-………, T-……….
n-…….., m0-………., v- ……….
v- ?
Как оно выводится?
Ek-?
p-…….., V-……….., m-………, -……., R-………, T-……….
m-?
Калейдоскоп графиков
Работа в парах с взаимопроверкой (ответы проецируются на экран)
- Заполните таблицу пользуясь графиком
- Начертите графики этих процессов в координатах
Правильно выполненное описание оценивается - 2 балла
За каждый правильно построенный график – 2 балла
Самостоятельная проверка, ответы демонстрируются на экране с помощью мультимедийного проектора.
За каждое правильно выполненное задание 2 балла.
Калейдоскоп задач
Предлагаются задачи (работа в четвертках).
Ребята разбирают решение предложенных задач, распределяют между собой эти задачи и приступают к их решению. За определенное время нужно решить как можно больше задач. (составить задачи, подобные данным и решить их при наличии времени). Решение выполнить в рейтинговой карте.
Сверяются с бланком ответов (ответы на экране).
За каждую задачу в рейтинговой карте выставляют по 3 балла.
Исторический калейдоскоп
Творцами газовых законов были следующие ученые: Бойль, Мариотт, Гей-Люссак, Шарль. Посвятим 6 картинку урока их биографиям. Вам будут предложены некоторые факты из жизни этих великих ученых. Как только вы поймете о ком идет речь, в рейтинговую карту ставите + там, где находится вопрос, после которого вы дали ответ. Ниже записываете фамилию ученого.
- Этот ученый был французом. (Гей-Люссак, Мариотт, Шарль.)
- Он прославился своими открытиями как в физике, так и в химии. (Гей-Люссак, Бойль.)
- Этот ученый первым выделил химический элемент бор, выиграв пари у своего научного соперника, знаменитого химика сэра Гэмфри Дэви. (Гей-Люссак Жозеф Луи.)
- Ему принадлежат термины “пипетка” и “бюретка”, вошедшие в обиход. (Гей-Люссак.)
- Он настоял на том, чтобы газовый закон, который он сформулировал более определенно и в количественной форме стали называть законом Шарля?
(Гей-Люссак)
Следующее задание:
Подумайте, о ком сейчас пойдет речь?
- Много времени уделял переплетному делу и изготовлению чемоданов.
- Разработал физическую теорию весов, точные приемы взвешивания
- В 1887 г. осуществил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы
- Предсказал существование критической температуры, получил общее уравнение состояния идеального газа
- Всемирная слава пришла к нему после создания им периодической системы элементов
За правильный ответ – 3 балла.
Итог
Подвести итоги, пользуясь рейтинговой картой.
Заслушиваем сообщение о калейдоскопе, даем возможность посмотреть в калейдоскоп и вручаем его тому, кто набрал наибольшее количество баллов.
Домашнее задание: кроссворд по теме: “Идеальный газ”, ключевое слово – фамилия ученика, решить оставшиеся задачи по карточкам.