Анализ статистических данных о состоянии здоровья детей г. Ангарска показал тенденцию к снижению качества здоровья детей по мере их взросления. Здоровых детей уже на начальных ступенях образования (детском саду и начальной школе) насчитывается не более 12%. К окончанию школы не более 5-6%.
Большинство людей склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на медицину, не желая менять свой стиль и образ жизни, мысли, поведение. Педагоги и дети МОУ “Начальная школа - детский сад № 1” (далее НШДС № 1) давно пришли к пониманию, что быть здоровым может каждый человек, но этому необходимо учиться. В последние годы главными наставниками по формированию навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ) детей ДОУ и учащихся школы стали педагоги. Программ по формированию навыков ЗОЖ сегодня достаточно много. Например, широко известными являются программы под ред. В.Н. Касаткина “Школа здорового питания”, “Ослепительная улыбка”, Лазарева Е.А. “Неболейка” и др. Но роль ученика на таких уроках здоровья недостаточно активна, т.к. они по содержанию и методам обучения репродуктивны. Поэтому дети испытывают потребность во внешнем педагогическом управлении своим здоровьем. У ребенка отсутствует потребность в саморегулировании.
В литературе встречаются предложения о превращении уроков физкультуры в уроки здоровья, причем, не меняя практической части, а за счет расширения теоретического материала.
Опираясь на основные положения здоровьесбережения, в образовательном процессе НШДС №1 мы используем не только здоровьесберегающий, но и здоровьеразвивающий подход. В комплексе урок Здоровья проходит ежедневно в форме практического оздоровительного мини комплекса в учебно-оздоровительном режиме (с 10.10 ч. до 10.40 ч.). Дети приобретают практические навыки для сохранения собственного здоровья, улучшают самочувствие, повышают работоспособность. Урок Здоровья проводится на улице под руководством учителя физкультуры. Дети в спортивной одежде, вместе с педагогами, выстраиваются на стадионе. Каждый класс образует свой круг. Структура урока Здоровья такова:
- Точечный самомассаж.
Проводится для профилактики мышечной усталости, нарушения кровообращения в отдельных частях тела, повреждений нервно-мышечной системы вследствие физических и учебных нагрузок.
- Аэробика или спортивная разминка
Для усиления положительного эмоционального фона используется музыка. Комплекс упражнений меняется каждые 3-4 недели, а также в зависимости от времени года.
В ходе выполнения физических упражнений ребенок приобретает опыт, позволяющий ему ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение.
- Закаливание
Организуют педагоги, медсестра и врач-педиатр. Группы закаливания формируются в начале учебного года с учётом желания ребенка, согласия родителей и рекомендаций врача.
В комплексе созданы условия для проведения следующих видов закаливания:
- Босохождение
Организуется в зависимости от времени года: зимой – по снегу, весной и осенью – по дорожке здоровья (на улице или в классе). Босохождение тонизирует мышцы, поддерживающие продольный и поперечный свод стопы, предохраняя от плоскостопия.
- Контрастные ножные ванны.
Проводятся в ёмкостях с водой (тазах) различной температуры. Зимой вместо холодной воды используется снег. Ванны улучшают кровообращение, обмен веществ, тонизируют нервную систему.
- Обливание прохладной водой с головы до ног на улице.
Создает бодрое настроение, повышает защитные свойства организма, усиливая иммунные реакции, повышает тонус нервно- мышечного аппарата.
- Фиточай.
Фиточай, состоящий из лекарственных растений легко включается в обменные процессы на клеточном уровне, доставляя необходимые организму витамины, микроэлементы, ферменты. Совместное фиточаепитие детей с педагогом в дружеском кругу способствует хорошему настроению, устранению напряжения.
- Рефлексивная минутка
Дети обсуждают прошедший урок здоровья, дают самооценку своим усилиям по укреплению здоровья. Самооценки фиксируют в Экране здоровья класса и в личных Дневниках здоровья, отслеживая динамику развития своего здоровья.
Уроки Здоровья очень нравятся детям и педагогам. В рейтинге по популярности он занимает лидирующие позиции.