Сценарий классного часа "Приучай себя к добрым поступкам"

Разделы: Классное руководство


Учитель:

- Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил, что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

- А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то грязному, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

- Вот сегодня мы продолжим разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.

(Чтение темы и отрывка из стихотворения Р. Гамзатова учеником на доске)

Учитель:

- Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды те или другие понятия о добре и зле. Многие нецивилизованные дики племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит, каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

(Записать на доске)

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

Послушайте притчу.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую сртарость можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”

Учитель:

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия, работать над собой ежедневно)

- Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении (Читает ученик).

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

- Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания, необходимы человеку?

I. Большое чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала на прошлом классном часе и попросила ответить письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

  1. Совесть мучает за плохие поступки, она заставляет анализировать свое поведение.
  2. Совесть зависит от воспитания и характера.
  3. Совесть есть у всех и находится она в сердце или в душе человека.
  4. Совесть – внутреннее чувство человека, которое находится где-то в глубине души.
  5. Совесть – это внутреннее “я”, которое подсказывает правильный выбор.
  6. Совесть – это живое существо, живущее внутри нас, которое оценивает наши поступки.
  7. Совесть – это какой-то паразит, который грызет изнутри, когда сделал что-то не так.
  8. Совесть – это чувство, которое существует вне разума.

Одна девочка сказала, что совесть – это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступаешь нехорошо, а мальчик объяснил, что этот голос внутри, который говорит: “Нет!”, когда вы хотите сделать что-нибудь плохое.

Мучение совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть – незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это – ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

Совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующее над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем. Наш личный опыт убеждает нас в том, что совесть (внутренний голос) находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо (Привести примеры). И писанный закон и внутренний закон совести говорят об одном: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. В повседневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем установленным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь. Поэтому нормальные, добрые взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Обежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощания цветы.

- Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

  1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил неприятности. (как в стихотворении)
  2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.
  3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

- А что значит простить?

Простить – это значит:

  • не таить обиду;
  • перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);
  • перестать упрекать человека за нанесенную обиду;
  • не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

- А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии

  1. Есть слезы – есть и совесть.
  2. Упавшего не считай за пропавшего.
  3. Кайся, да опять за старой не принимайся.
  4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Бревно

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

- Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

- А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

(Ребята приводят примеры из жизни)

IV. Чтобы быть добрым надо еще любить.

Любовь бывает разная:

  • эгоистичная (низшая ступень проявления любви);
  • дружеская, братская – для нее характерны взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая ступень проявления любви);
  • жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жзнь (самая высокая ступень проявления любви).

- Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери самая высокая)

Любовь – это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: “Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить си сабля, ни стрела”. (Разбор ее смысла)

Вывод: не было бы вражды – не было бы войн.

(Читает ученик)

Верь в великую силу любви,
Той любви всепобеждающей
Свет ее, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви.

V. И вас никогда не будут считать добрым, не будут уважать, если вы не будете щедрыми, не будете делиться с товарищами, т.е. чем-то жертвовать.

- Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой, напечатать на компьютере, сбережениями угостить и т.д.)

Хочу обратить внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добр в молчании творит”. Как вы ее понимаете?

(Чтение стихотворения)

Добро

Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою
За те нежданные радости
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку и радуйся,
Награды не нужно большей.

Учитель:

- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Это может быть:

  • говорить “пожалуйста”;
  • не перечить родителям;
  • замечать в людях хорошее;
  • не сквернословить;
  • относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
  • не смеяться над товарищами из-за ошибки и т.д.