В данной работе раскрываются возможности информационных технологий как средство развития креативности старшеклассников на уроках “Экономической и социальной географии мира”, раскрывается понятие “креативный потенциал”. Так же показаны возможности различных компьютерных программ, используемых на уроках географии, для развития креативности школьников.
Роль современных информационных технологий в деле совершенствования и модернизации образовательной системы остаётся актуальной на протяжении десятилетия. Наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров. Недостатком сложившейся образовательной системы является то, что одной из основных целей здесь нередко является только подготовка необходимого обществу квалифицированного участника производственного процесса. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему – то новому…”. И роль общеобразовательной школы здесь весьма велика и ответственна.
Исследование креативности в психологии можно объединить в три группы: изучение продуктов творчества через анализ текстов; развитие когнитивных представлений о креативности; исследование креативных личностей. Норбертом Винером было сформулировано положение о том, что технические средства, используемые культурой данного общества, оказывают определённое влияние на преобладающие способы мышления. Информационные технологии не только меняют само существо связанной с ними деятельности, но и оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, что в последствии может проявляться также и в тех видах деятельности, которые напрямую никак не связаны с их применением.
Многолетние исследования творческой деятельности дают основания для развития креативности в системе школьного образования.
Термин “креативный потенциал”, “креативность” часто употребляется как синоним понятия “творческий потенциал”, “креативная личность”, “одарённость”.
В энциклопедическом словаре потенциал – (от латинского – сила) – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть в действии, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности отдельного лица в определённой области.
Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление (лат. divergentina – расхождение, тип мышления, идущего в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления.
Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых продуктах.
Термином “креативность” в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
Проявление креативности у старшеклассников подвержены влиянию многих внешних условий и правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса играет очень важную роль.
Подходы к стимулированию и развитию креативного потенциала:
1.Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует проявлению креативности.
2.Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.
3.Стимулирование любознательности обучаемого, предоставление ему возможности задавать вопросы;
Поощрение высказывания оригинальных идей.
4.Личный подход педагога в использовании творческого подхода к решению проблем;
Наличие других позитивных образцов креативности, создание условий для порождения творческого поведения.
Информационные технологии расширяют возможности образовательной среды разнообразными программными средствами и методами развития креативности школьников.
Проблема использования информационных технологий в преподавании географии остаётся ещё не решенной.
Е.А. Таможня выделяет виды компьютерных программ в зависимости от дидактических целей и специфики географии:
Формирование креативности неразрывно связано с развитием творческого мышления, для овладения которым необходима специально организованная деятельность.
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. К числу таких средств относятся информационные технологии.
Возможности информационных технологий по развитию креативности учащихся.
“Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”. (Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).
Недостатком сложившейся образовательной системы является, в частности, то, что одной из основных целей здесь нередко является только подготовка необходимого обществу квалифицированного участника производственного процесса. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколь – нибудь отличающимися от привычных.
Для понимания роли информационных технологий в обучении необходимо разобраться в сути этого понятия.
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информации между педагогом и обучаемыми. В современном понимании информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Креативность учащихся.
В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…”. Воспитание творческой личности – задача всей системы образования.
Виды творчества различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Если остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей.
Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных. В качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности:
– быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;
– гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи;
– оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдалённые ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;
– точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершённости.
Соответственно, и развитие креативности связывают с совершенствованием у учащихся вышеперечисленных качеств.
Формы и методы, способствующие развитию творческих способностей.
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную независимость – очень важное условие для реализации творческих способностей учащихся.
С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно – воспитательного процесса может сыграть решающую роль. И здесь важно отметить, что в школьной географии заложены большие возможности по развитию креативного потенциала. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, можно применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию креативности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует свободному проявлению дивергентного мышления. Социальное подкрепление проявлений креативности.
2. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.
3. Стимулирование любознательности обучаемого. Представление ему возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Личный пример учителя в использовании творческого подхода к решению проблем. Наличие других позитивных образцов креативности. Создание условий для подражания творческому поведению.
Информационные технологии в курсе “Экономической и социальной географии мира” как средство развития креативности старшеклассников.
Применение информационных технологий в курсе “Экономической и социальной географии мира” позволяет развивать креативный потенциал старшеклассников.
В 10,11 классах на уроках географии можно использовать средства MS Office для развития креативности.
Возможность использования разных видов программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которой каждый ученик может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.
Одним из способов развития креативности старшеклассников являются творческие задания, исследовательские работы, доклады.
Цель творческих заданий – выработка у учащихся определённых навыков:
- работа с разнообразной литературой;
- подбора литературы по данной тематике;
- планирование своей работы с определением сроков выполнения;
- создание кратких и полных конспектов;
- проявление исследовательской творческой активности при выборе тематики в соответствии со своими интересами и требованиями учителя; при постановке и решении проблемы;
- проявление элементов фантазии и выдумки при разработке результатов задания;
- грамотного оформления отчёта о проделанной работе;
- чёткого и доступным языком доведения сути своего задания до слушателей, которыми на первых порах являются одноклассники;
Развитие креативности при
использовании программных продуктов
MS Office в курсе “Экономической и социальной
географии мира”
Рассмотрим, какие виды программного обеспечения, используемые в курсе “Экономической и социальной географии мира”, позволяют оказывать прямое или косвенное воздействие на креативный потенциал старшеклассников; выявляют, формируют, развивают, тренируют быстроту, гибкость, оригинальность, точность.
Быстрота. Способность к продуцированию большого количества разнообразных идей, решениё какой – либо проблемы может быть развита на уроках географии с применением информационных технологий в разных аспектах.
Воздействие на формирование этого качества оказывает применение на уроках систем для поиска информации (энциклопедии, словари, учебники). Эта работа влияет на формирование быстроты мышления учащихся, поскольку эффективность их использования напрямую связана с разработкой многовариантной схемы поиска.
Для формирования этого качества я разрабатываю для учащихся не прямые задания для поиска информации (например, по определённому набору ключевых слов) за ограниченное время, а формулирую их обобщённо, оставляя за обучающимися выработку различных вариантов поиска. Далее, я предлагаю учащимся фиксировать в письменной форме логику рассуждений при выполнении такого поиска. Подобная рефлексия приручает к анализу своих действий и выработке своеобразных алгоритмов, помогающих быстро выбрать способ действия в подобной ситуации.
Это же качество вырабатываю путём применения обучающих и тренировочных программ по географии.
Гибкость. В любой продуктивной работе за компьютером есть потенциальные возможности развития гибкости мышления – все инструменты и принцип их действия заранее чётко определены. И развитие креативности здесь зависит от того, какие задачи поставлены перед обучаемыми. Главное правило: при чёткой конкретизации инструментов исполнения требования к конечному продукту деятельности обучаемого должны носить самый общий характер, оставляя простор для самовыражения.
Обучаемым предлагаются задания от простейших, носящих учебный характер, до исследовательских проектов.
Из всего пакета программ MS Office наиболее удачно подходит для использования на уроках географии MS Excel.
– Электронные таблицы – обоснованный выбор диаграммы, оптимальным образом иллюстрирующей решение задачи среди множества возможных диаграмм (только в пакете MS Excel их более 100).
Примеры работ старшеклассников с использованием программы
MS Excel:- Земельные ресурсы (диаграмма)
- Первые десять стран по ресурсам пресной воды (таблица)
- Мировая добыча природного газа (диаграмма)
- Структура мирового грузо– и пассажирооборота (диаграммы)
- Распределение международного туризма по главным регионам (таблица)
Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных для получения результата, способствует развитию у учащихся алгоритмического мышления, структурированного, системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.
– текстовые редакторы MS Word – создание вариантов оформления рефератов, сообщений, исследовательских работ.
В кабинете географии имеется стенд, с информацией которого учащиеся знакомятся в начале учебного года и используют во время выполнения определённого задания. На стенде представлены Требования к текстовому документу.
В качестве текстового документа может быть выбрана статья, методический материал и т.д.
При подготовке документа предполагается использование современных текстовых процессоров типа MS Word.
Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции.
При разработке должны быть использованы основные функции текстового процессора:
- ввод и вывод текста;
- структурирование документа;
- создание таблиц и рисунков;
- использование шаблонов и стилей оформления;
- использование колонтитулов;
- вставка сносок;
- работа с таблицами;
- нумерация страниц, формирование оглавления;
- автокоррекция (грамматика, словари);
- использование данных и графиков из MS Excel;
Работа старшеклассников в текстовом редакторе выводит на качественно новый уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения учащихся и, соответственно, их положительной мотивации к выполнению самой работы и использование компьютера.
Возможности использования программы MS Power Point кажутся неограниченными. С помощью этого средства можно создавать презентацию, различного рода творческих самостоятельных работ. При выполнении учащимися творческого задания, учащиеся придерживаются Требования к презентации.
Разрабатываемая презентация должна состоять и интерактивных слайдов.
При подготовке презентации предполагается использование современных пакетов типа MS Power Point.
При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:
- создание слайд – фильма с помощью Мастера автосодержаний
- структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т. д.);
- создание и добавление таблиц, диаграмм;
- использование данных и графиков из MS Excel;
- вставка растровой графики и картинок из библиотеки ClipArt;
- использование шаблонов и стилей оформления;
- создание аннотаций и заметок к слайдам;
- рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.)
- создание интерактивных слайд – фильмов (переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);
- упаковка слайд – фильма.
Оригинальность. Формирование способностей, позволяющих обучаемому улавливать неочевидные ассоциации, продуцировать нестандартные идеи и решения проблем, по всей вероятности, является одной из актуальнейших и, в то же время, сложнейших педагогических задач. Объективно подобное раскрепощение мышления может стать возможным благодаря комплексным свойствам информационной образовательной среды, позволяющей обучаемому совместно с учителем проектировать индивидуальную образовательную траекторию, подбирая наиболее подходящий график обучения, информационные ресурсы, методы обучения. Субъективно же очень большую роль здесь играет возможность самовыражения для каждого, когда педагог и другие и обучаемые не делают скоропалительных выводов и необоснованных суждений, предоставляя вероятность проявления инициативы. Здесь определённую поддержку оказывают коммуникативные технологии.
Адреса Web – страниц, используемых учащимися в процессе обучения географии, выполняя творческие проекты, исследовательские работы, при подготовке к урокам:
http://www.school.ebu.ru
www.eidos.techno.ru и др.
Точность. Это качество можно считать достаточно универсальным, поскольку оно бывает присуще и людям, не отличающимися творческими способностями. В то же время творческую познавательную деятельность без стремления к завершённости результата следует считать имитацией творчества. Наиболее эффективным средством, стимулирующим обучаемых к совершенствованию продукта творчества, являются разнообразные формы коллективного сотрудничества, и, конечно же, обнародование достигнутых результатов.
Апробацию полученных результатов учащиеся выполняют на Web – узлах, выполненных самостоятельно:
- Лекции по географии.
- Школьный краеведческий музей.
- Европейские страны – карлики.
- Христианство в мире.
- Новый и Старый Свет.
Требования к разработке Web – узла:
Предпочтительная тематика:
– справочные каталоги, каталоги гиперссылок, библиография и т.п.
– личные страницы учащихся.
Учащийся должен в достаточной мере разбираться в принципах построения и функционирования глобальной сети Интернет:
- системе WWW;
- способах пересылки и хранения файлов;
- протоколах передачи данных.
Базовая структура и дизайн узла должны удовлетворять требованиям:
– время загрузки страниц должно быть минимальным;
– количество тематических Web– страниц, включая стартовую страницу, должно быть не менее десяти;
– начальная страница должна отражать сведения о тематике Web – узла, содержать удобные способы перехода по страницам и иметь гармоничный дизайн.
Следует отметить, что все перечисленные средства требуют определённой подготовки учителя и учащихся. Так же надо признать, что успешное внедрение информационных технологий в преподавание географии возможно лишь при оснащении всеми необходимыми программами и средствами. Работая в кабинете информатики, учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятие материала.
В конце учебного полугодия провожу анкетирование старшеклассников, занимающихся в компьютерном классе:
- Нравиться ли тебе урок с применением компьютера?
- Какие отрицательные моменты ты видишь на уроке?
- Часто ли надо проводить урок географии в компьютерном классе?
- Какие собственные результаты, полученные на таких уроках, радуют тебя?
Список литературы.
- Агапова Р. О трёх поколениях компьютерных технологий обучения в школе // Информатика и образование.-1994, №2.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1994.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М., 1987.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи., 1989.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994.
- Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. – М., 2000.