Цели:
- Познакомить с зимними явлениями природы и жизнью животных и растений зимой.
- Развивать навык выявления особенностей живой и неживой природы.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Таблички с названиями групп живой природы.
- Картинки для текста, видеокассета “Времена года” и “Жизнь животных зимой”, листочек с рисунком зимнего окна, кружочки из бумаги, (красный и синий), конверты с картинками животных, названия месяцев (декабрь, январь, февраль), листочки с текстом, картинки животных (лиса, заяц, лось, волк). Кормушка, костюмы (шалька – Мороз Иванович, платочек – Рукодельница, станочник, клей, краски, ножницы, салфетки, плакат с пословицей.
1. Сообщение темы урока. | Кассета с видеозаписью зимы. |
– Какое сейчас время года? (зима). | |
Стихотворение “Чародейка Зимою” Ф.И. Тютчева. | |
“Времена года” | |
(видеозапись – зимний пейзаж) | |
3) Тема урока “Времена года” | |
“Зима - покой природы”. | |
2. Повторение пройденного. | |
1) Тест: (У каждого листочек с картинками предметов)). | |
а). Красный точкой отметить предметы, которые относятся к живой природе; | Листочки картинками предметов живой и неживой природы. |
б). Назвать предметы живой природы; (дятел, бабочка, еж, дерево). | |
в) Взаимопроверка по образцу (образец показать). | |
2. Беседа. | |
Назовите признаки живой природы? | Название групп |
На какие 5 групп делится живая (показать названия на фоне доски) | |
|
|
3. Игра. “Живая и неживая природа”.
Красный кружочек – живая природа. Синий кружочек – неживая природа. /Учитель называет предметы/. |
Красный и синий Кружочек. |
3. Работа над новым материалом. | |
1) Вступительная беседа. | Листочек с рисунком зимнего окна. |
- Понаблюдали за зимней природой из окна. | |
(У каждого ученика листочек с рисунком зимнего окна) | |
- Какой первый месяц зимы? (декабрь) | Название месяцев. |
- Какой второй зимний месяц? (январь). | |
- Какой месяц заканчивает зиму? (февраль). | |
(Прикрепляются на доску названия месяцев). | |
- Какой сейчас зимний месяц? /Январь/ | |
- Какую пословицу подобрали о январе? | |
(Январь – году начало, зиме – середина) | |
- Почему так говорят? | |
2) Стихотворение о январе. | |
Работа по табличкам в тетрадях | Таблица в тетрадях |
- Какое сегодня число?/28/ | |
- Назовите время восхода солнца. (9 час 14 мин). | |
- Какова долгота дня? (8 час 31 мин) | |
- Назовите время захода солнца? (17 час 45 мин) | |
- Когда был самый короткий день? (22 декабря) | |
- Сколько длился этот день? (17 час 13 мин) | |
4) Работа на листочках (зимнее окно) | Краски и кисточки |
а) | |
- Как светит зимнее солнце? (неярко) | |
- Как греет зимнее солнце? (слабо) | |
Подберем цвет зимнего солнца и нарисуем на листочке солнце. | |
б) | |
- Какое небо зимой? (серое) | |
Подберем цвет зимнего неба и закрасим все окно. | |
в) | |
- Почему небо зимой часто серое и тёмное? (Часто идёт снег). | |
- Что такое снежинки? (водяные пары) | |
Тайна рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяными | |
Парами поднимается высоко в небо, водяной пар превращается | |
в воду. Она на морозе замерзает и принимает форму снежинок. | |
Форма у них разная, но они имеют шесть лучей. | |
5) Практическая работа. | |
а) Вырезаем снежинки из салфеток. (повторяем правила работы с ножницами) | Салфетки, ножницы, клей. |
б) Наклеиваем на листочек дорожку из снежинок. | |
(Нижняя часть окна) | |
6) Работа над сказкой “Мороз Иванович” | |
Снег – не только зимнее украшение, но и теплая одежда для растений. | |
Мы читали сказку В. Ф. Одольского “Мороз Иванович” | |
- Как звали девочек? (Ленивица и Рукодельница) | |
- Что значит имя – Ленивица? | |
- Что значит имя – Рукодельница? | |
- Какая беда приключилась с Рукодельницей? | |
- Куда она попала? | |
Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос: | |
- Что удивило Рукодельницу во дворце у Мороза Ивановича? | |
(Чтение по ролям отрывка из сказки) | |
- Почему, Мороз Иванович не выпускал травку? | |
Нарисуем травку под снегом. | |
(работа на листочках) | |
7) Работа над пословицей. | |
Много снега – много хлеба. | |
- Почему так говорят? | |
8) Стихотворение К. Д. Бальмонт “Снежинка” | |
9) Работа на листочках. | |
Укроем деревья снегом. Все окно покрываем белой краской) | |
Работа над стихотворением | |
10) Снег – не только одеяло для растений, но и для животных. | |
Есть животные, которые ждут зиму, чтобы уснуть под снегом. | |
Как на горке – снег, снег, | |
И под горкой снег, снег, | |
И на ёлке – снег, снег. | |
И под ёлкой - снег, снег. | |
А под снегом спит медведь. | Конверт с рисунками животных. |
Тише, тише… Не шуметь. | |
- Кто спит под снегом? | |
(Приклеиваем картинку с медведем под снежинки). | |
Работа над текстом (чтение по цепочке). | |
- Как проводит медведь зиму? | |
Медведь спит в берлоге пять месяцев. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство - мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. | Листочки с текстом |
- Столько, месяцев в берлоге спит медведь? | |
- Что он запасает на зиму? | |
- Нужна ли ему пища зимой? | |
- Чем питается медведь летом? | |
- Какое любимое лакомство? | |
- Когда у медведицы появляются медвежата? | |
- Чем питаются медвежата? | |
- Как спят медведи? | |
- Что значит чутко? | |
12) Барсуки и бурундуки тоже впадают в спячку. Они заранее готовят себе запасы. Любят зимой проснуться и полакомиться. Барсук себе на зиму сушит лягушек, мышей, насекомых. | |
Бурундук носит семена растений, ягоды. (Самостоятельное чтение) | |
- Чем отличается спячка барсука и бурундука от спячки медведя? | |
- Чем питается барсук? (подчеркнуть) | |
- Чем питается бурундук? (подчеркнуть) | |
(Приклеим картинки бурундука и барсука под снежинки) | |
13). Кто дольше всех спит зимой? | |
(Прочитать текст) | |
Дольше всех спит ёж. В сентябре он закрывается в норку. Спит ёж до конца апреля. | |
- В каком месяце залегает в спячку? | |
- В каком месяце просыпается? | |
(Укроем под снегом. Приклеиваем под снежинки) | |
- Какие животные залегают в спячку? | |
Физкультминутка. | |
14). Работа с книгой. | |
Животные, которые не залегают в спячку, но делают себе запасы на зиму. | |
Рассказ в книге (Бобры) | |
- Где живут бобры? | |
- Какое дерево особенно любит? | |
- На что похож хвост бобра? | |
- Что запасают себе на зиму? | |
- Где зимуют бобры? | |
(Устроим его под дерево (приклеиваем) видеозапись “Жизнь животных зимой”. | Кассета |
Белки. | |
- Где живут белки? | |
- Что припасают на зиму? | Кассета |
- Как передвигаются с ветки на ветку? | |
- Чем укрываются в холодную погоду? | |
(Посадим около дупла (приклеиваем на дерево) | |
видеозапись “Жизнь животных зимой” | |
- Какие животные делают на зиму запасы? | |
15). Совсем трудно тем животным, которые не залегают в спячку и не делают запасы. Целыми днями они ходят по лесу в поисках пищи. | |
1. Загадка. | |
Летом серый – зимой белый. (заяц_ | Картинка |
- Что спасает зайца? | |
- Что он меняет на зиму? | |
- Чем питается заяц? | |
(приклеиваем) | |
2. Загадка. | |
Рыжая птичница В деревню пришла. Всех кур пересчитала. (Лиса) |
Картинка |
- Что спасает зимой лису? | |
- Чем питается? | |
(приклеиваем) | |
3. Загадка. | |
- Кто зимой холодной | Картинка |
Бродит в лесу злой и голодный? (Волк) | |
- Что спасает волка? | |
- Чем питается? | |
(приклеиваем) | |
4. Загадка. | |
Кто на своей голове лес носит? (Лось) | |
- Что спасает лося зимой ? | |
- Чем питается? | |
(приклеиваем) | |
- Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы? | |
16). Трудно зимовать птицам. | |
Многие улетают в тёплые края. | Картинка |
- Как называют этих птиц? (перелетные) | (перелётные, осёдлые) |
Но не так страшен для птиц холод, как голод. | |
Птицы, которые остаются зимовать с нами, называются осёдлые. | |
(Голубь, ворона, сорока, воробей) | |
- Чем они питаются зимой? (шишками, ягодами рябины) | |
Мы должны заботиться о птицах. Делать кормушки. | |
(приклеиваем) | |
Итог урока. | |
(Посмотрите на своё окно) | |
- Какое солнце зимой? | |
- Какое небо зимой? | |
- Какие животные залегают в спячку? | |
- Какие животные делают на зиму запасы? | |
- Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы? | |
- Как мы должны заботиться об осёдлых птицах?. | |
Получилось у каждого своя картинка зимней природы в окне | |
(показывают свои работы). | |
- С каким настроением вы смотрите в это окно? | |
(поднимают карточки настроения). | |
Урок окончен! |