Цели:
- Познакомить с зимними явлениями природы и жизнью животных и растений зимой.
- Развивать навык выявления особенностей живой и неживой природы.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Таблички с названиями групп живой природы.
- Картинки для текста, видеокассета “Времена года” и “Жизнь животных зимой”, листочек с рисунком зимнего окна, кружочки из бумаги, (красный и синий), конверты с картинками животных, названия месяцев (декабрь, январь, февраль), листочки с текстом, картинки животных (лиса, заяц, лось, волк). Кормушка, костюмы (шалька – Мороз Иванович, платочек – Рукодельница, станочник, клей, краски, ножницы, салфетки, плакат с пословицей.
| 1. Сообщение темы урока. | Кассета с видеозаписью зимы. |
| – Какое сейчас время года? (зима). | |
| Стихотворение “Чародейка Зимою” Ф.И. Тютчева. | |
| “Времена года” | |
| (видеозапись – зимний пейзаж) | |
| 3) Тема урока “Времена года” | |
| “Зима - покой природы”. | |
| 2. Повторение пройденного. | |
| 1) Тест: (У каждого листочек с картинками предметов)). | |
| а). Красный точкой отметить предметы, которые относятся к живой природе; | Листочки картинками предметов живой и неживой природы. |
| б). Назвать предметы живой природы; (дятел, бабочка, еж, дерево). | |
| в) Взаимопроверка по образцу (образец показать). | |
| 2. Беседа. | |
| Назовите признаки живой природы? | Название групп |
| На какие 5 групп делится живая (показать названия на фоне доски) | |
|
|
| 3. Игра. “Живая и неживая природа”.
Красный кружочек – живая природа. Синий кружочек – неживая природа. /Учитель называет предметы/. |
Красный и синий Кружочек. |
| 3. Работа над новым материалом. | |
| 1) Вступительная беседа. | Листочек с рисунком зимнего окна. |
| - Понаблюдали за зимней природой из окна. | |
| (У каждого ученика листочек с рисунком зимнего окна) | |
| - Какой первый месяц зимы? (декабрь) | Название месяцев. |
| - Какой второй зимний месяц? (январь). | |
| - Какой месяц заканчивает зиму? (февраль). | |
| (Прикрепляются на доску названия месяцев). | |
| - Какой сейчас зимний месяц? /Январь/ | |
| - Какую пословицу подобрали о январе? | |
| (Январь – году начало, зиме – середина) | |
| - Почему так говорят? | |
| 2) Стихотворение о январе. | |
| Работа по табличкам в тетрадях | Таблица в тетрадях |
| - Какое сегодня число?/28/ | |
| - Назовите время восхода солнца. (9 час 14 мин). | |
| - Какова долгота дня? (8 час 31 мин) | |
| - Назовите время захода солнца? (17 час 45 мин) | |
| - Когда был самый короткий день? (22 декабря) | |
| - Сколько длился этот день? (17 час 13 мин) | |
| 4) Работа на листочках (зимнее окно) | Краски и кисточки |
| а) | |
| - Как светит зимнее солнце? (неярко) | |
| - Как греет зимнее солнце? (слабо) | |
| Подберем цвет зимнего солнца и нарисуем на листочке солнце. | |
| б) | |
| - Какое небо зимой? (серое) | |
| Подберем цвет зимнего неба и закрасим все окно. | |
| в) | |
| - Почему небо зимой часто серое и тёмное? (Часто идёт снег). | |
| - Что такое снежинки? (водяные пары) | |
| Тайна рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяными | |
| Парами поднимается высоко в небо, водяной пар превращается | |
| в воду. Она на морозе замерзает и принимает форму снежинок. | |
| Форма у них разная, но они имеют шесть лучей. | |
| 5) Практическая работа. | |
| а) Вырезаем снежинки из салфеток. (повторяем правила работы с ножницами) | Салфетки, ножницы, клей. |
| б) Наклеиваем на листочек дорожку из снежинок. | |
| (Нижняя часть окна) | |
| 6) Работа над сказкой “Мороз Иванович” | |
| Снег – не только зимнее украшение, но и теплая одежда для растений. | |
| Мы читали сказку В. Ф. Одольского “Мороз Иванович” | |
| - Как звали девочек? (Ленивица и Рукодельница) | |
| - Что значит имя – Ленивица? | |
| - Что значит имя – Рукодельница? | |
| - Какая беда приключилась с Рукодельницей? | |
| - Куда она попала? | |
| Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос: | |
| - Что удивило Рукодельницу во дворце у Мороза Ивановича? | |
| (Чтение по ролям отрывка из сказки) | |
| - Почему, Мороз Иванович не выпускал травку? | |
| Нарисуем травку под снегом. | |
| (работа на листочках) | |
| 7) Работа над пословицей. | |
| Много снега – много хлеба. | |
| - Почему так говорят? | |
| 8) Стихотворение К. Д. Бальмонт “Снежинка” | |
| 9) Работа на листочках. | |
| Укроем деревья снегом. Все окно покрываем белой краской) | |
| Работа над стихотворением | |
| 10) Снег – не только одеяло для растений, но и для животных. | |
| Есть животные, которые ждут зиму, чтобы уснуть под снегом. | |
| Как на горке – снег, снег, | |
| И под горкой снег, снег, | |
| И на ёлке – снег, снег. | |
| И под ёлкой - снег, снег. | |
| А под снегом спит медведь. | Конверт с рисунками животных. |
| Тише, тише… Не шуметь. | |
| - Кто спит под снегом? | |
| (Приклеиваем картинку с медведем под снежинки). | |
| Работа над текстом (чтение по цепочке). | |
| - Как проводит медведь зиму? | |
| Медведь спит в берлоге пять месяцев. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство - мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. | Листочки с текстом |
| - Столько, месяцев в берлоге спит медведь? | |
| - Что он запасает на зиму? | |
| - Нужна ли ему пища зимой? | |
| - Чем питается медведь летом? | |
| - Какое любимое лакомство? | |
| - Когда у медведицы появляются медвежата? | |
| - Чем питаются медвежата? | |
| - Как спят медведи? | |
| - Что значит чутко? | |
| 12) Барсуки и бурундуки тоже впадают в спячку. Они заранее готовят себе запасы. Любят зимой проснуться и полакомиться. Барсук себе на зиму сушит лягушек, мышей, насекомых. | |
| Бурундук носит семена растений, ягоды. (Самостоятельное чтение) | |
| - Чем отличается спячка барсука и бурундука от спячки медведя? | |
| - Чем питается барсук? (подчеркнуть) | |
| - Чем питается бурундук? (подчеркнуть) | |
| (Приклеим картинки бурундука и барсука под снежинки) | |
| 13). Кто дольше всех спит зимой? | |
| (Прочитать текст) | |
| Дольше всех спит ёж. В сентябре он закрывается в норку. Спит ёж до конца апреля. | |
| - В каком месяце залегает в спячку? | |
| - В каком месяце просыпается? | |
| (Укроем под снегом. Приклеиваем под снежинки) | |
| - Какие животные залегают в спячку? | |
| Физкультминутка. | |
| 14). Работа с книгой. | |
| Животные, которые не залегают в спячку, но делают себе запасы на зиму. | |
| Рассказ в книге (Бобры) | |
| - Где живут бобры? | |
| - Какое дерево особенно любит? | |
| - На что похож хвост бобра? | |
| - Что запасают себе на зиму? | |
| - Где зимуют бобры? | |
| (Устроим его под дерево (приклеиваем) видеозапись “Жизнь животных зимой”. | Кассета |
| Белки. | |
| - Где живут белки? | |
| - Что припасают на зиму? | Кассета |
| - Как передвигаются с ветки на ветку? | |
| - Чем укрываются в холодную погоду? | |
| (Посадим около дупла (приклеиваем на дерево) | |
| видеозапись “Жизнь животных зимой” | |
| - Какие животные делают на зиму запасы? | |
| 15). Совсем трудно тем животным, которые не залегают в спячку и не делают запасы. Целыми днями они ходят по лесу в поисках пищи. | |
| 1. Загадка. | |
| Летом серый – зимой белый. (заяц_ | Картинка |
| - Что спасает зайца? | |
| - Что он меняет на зиму? | |
| - Чем питается заяц? | |
| (приклеиваем) | |
| 2. Загадка. | |
| Рыжая птичница В деревню пришла. Всех кур пересчитала. (Лиса) |
Картинка |
| - Что спасает зимой лису? | |
| - Чем питается? | |
| (приклеиваем) | |
| 3. Загадка. | |
| - Кто зимой холодной | Картинка |
| Бродит в лесу злой и голодный? (Волк) | |
| - Что спасает волка? | |
| - Чем питается? | |
| (приклеиваем) | |
| 4. Загадка. | |
| Кто на своей голове лес носит? (Лось) | |
| - Что спасает лося зимой ? | |
| - Чем питается? | |
| (приклеиваем) | |
| - Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы? | |
| 16). Трудно зимовать птицам. | |
| Многие улетают в тёплые края. | Картинка |
| - Как называют этих птиц? (перелетные) | (перелётные, осёдлые) |
| Но не так страшен для птиц холод, как голод. | |
| Птицы, которые остаются зимовать с нами, называются осёдлые. | |
| (Голубь, ворона, сорока, воробей) | |
| - Чем они питаются зимой? (шишками, ягодами рябины) | |
| Мы должны заботиться о птицах. Делать кормушки. | |
| (приклеиваем) | |
| Итог урока. | |
| (Посмотрите на своё окно) | |
| - Какое солнце зимой? | |
| - Какое небо зимой? | |
| - Какие животные залегают в спячку? | |
| - Какие животные делают на зиму запасы? | |
| - Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы? | |
| - Как мы должны заботиться об осёдлых птицах?. | |
| Получилось у каждого своя картинка зимней природы в окне | |
| (показывают свои работы). | |
| - С каким настроением вы смотрите в это окно? | |
| (поднимают карточки настроения). | |
| Урок окончен! |