Задачи урока:
– создать образ Японии в соответствии с планом экономико-географической характеристики;
– продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
– совершенствовать приемы использования различных источников информации;
– развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
– способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;
– создать комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;
– способствовать воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Средства обучения:
– Физическая карта Японии, экономическая карта Японии;
– учебники и атласы для 10 класса; тематические карты “Машиностроение Японии”, “Металлургия Японии”, “Рыболовство Японии”, “Транспорт Японии” и др. (Максаковский В.П. Географическая картина мира. 2 часть. – М.: Дрофа, 2005.)
– видеофильм о Японии,
– инструктивные карточки для групповой работы:
Инструктивная карточка.
Задание для группы № 1. Особенности населения Японии.
Изучив текст учебника, рис. 68, дополнительный материал, карты атласа, дайте характеристику населения Японии.
- Какова численность населения страны?
- Какие меры предпринимало государство для снижения естественного прироста? Какова демографическая ситуация в Японии сегодня? Какие проблемы возникли в связи с этим?
- Продолжительность жизни населения Японии.
- Как размещается население по территории страны?
- Охарактеризуйте национальный состав населения.
- Какие религии являются основными? Как они поделили “сферы влияния”? Расскажите об особенностях синтоизма.
- Определите уровень урбанизации в Японии. Назовите крупнейшие агломерации и мегалополис страны.
- Что понимают под понятием “японский культурный феномен”. Раскройте его основные положения.
- Заполните технологическую карту, пункт 3 “Особенности населения Японии”.
- Подготовьте два сообщения: “Особенности населения Японии” и “Японский культурный феномен”.
Инструктивная карточка.
Задание для группы № 2. Хозяйство Японии. Промышленность.
Задание экспертам:
Представьте анализ развития экономики Японии.
- Почему Япония после второй мировой войны стала развиваться быстрыми темпами? Назовите причины.
- Какие этапы выделяют в экономическом развитии Японии? Заполните таблицу в технологической карте.
- Заполните технологическую карту, пункт 4. Сделайте сообщение.
- На что ориентируется энергетика Японии? Какие электростанции получили развитие в Японии? Где они размещаются? Назовите крупные электростанции.
- Дайте характеристику черной металлургии. Изучив карту, определите, откуда поступает сырье для металлургических комбинатов? Какие три района черной металлургии сформировались в стране?
- Почему снился удельный вес предприятий цветной металлургии? Предприятия какого типа характерны для Японии?
- Дайте характеристику машиностроения Японии. Какая отрасль определяет “лицо” страны на мировом рынке?
- Какое развитие получили другие отрасли промышленности?
- Заполните технологическую карту, пункт 4а.
- Подготовьте выступление.
Задание группе.
Используя текст учебника, дополнительный
материал, карту атласа на стр. 33, составьте
характеристику основных отраслей
промышленности:
Инструктивная карточка.
Задание для группы № 3. Сельское хозяйство Японии и рыболовство.
Изучив текст учебника и дополнительный материал, карту атласа на стр. 33, составьте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.
- Какая часть экономически активного населения занята в сельском хозяйстве страны?
- Какая из отраслей дает больше продукции? Почему? Какие условия позволяют собирать по 2-3 урожая в год? В какой части Японии это возможно?
- Какие основные культуры выращивают в стране? Каково их размещение по территории страны?
- Какое землепользование характерно для Японии?
- Какие отрасли животноводства развиты в Японии?
- Дайте краткую характеристику рыболовства Японии.
- Что такое марикультура? Почему эта отрасль получила в Японии наибольшее развитие?
- Заполнить пункт 4б в технологической карте.
- Подготовьте выступление.
Инструктивная карточка.
Задание для группы № 4. Транспорт Японии.
Изучив текст учебника, дополнительный материал, карту атласа, рис, 72, составьте характеристику транспорта Японии.
- Какие виды транспорта получили развитие в Японии?
- Почему речной и трубопроводный виды транспорта здесь не развиты?
- Дайте характеристику железнодорожного транспорта.
- Роль высокоскоростных магистралей. Приведите примеры (“Синкансен”)
- Как развивается автомобильный транспорт?
- Какова роль морского транспорта для страны?
- Как в Японии транспортные магистрали преодолевают природные преграды?
- Дайте оценку воздушного транспорта Японии.
- Заполнить пункт 4в в технологической карте.
- Подготовьте выступление.
– дополнительный материал; (см. в приложениях).
– технологические карты для каждого ученика:
Япония . (Технологическая карта)
Цель: создать образ страны, поэтапно заполняя технологическую карту.
- Страна восходящего солнца: территория, границы, положение.
- Оценка природных условий и природных ресурсов страны.
- Особенности населения страны.
- Хозяйство Японии.
Площадь ____________ , форма правления ____________________ , административно– территориальное устройство _________________ , делится на ____ префектур .
Государство _________________ , состоит из ___ крупных и ____________ мелких островов.
Имеет выход к _______________________________________________________________________
Протяженность береговой линии _____________ , с северо-востока на юго-запад _______________
Особенности ЭГП: – __________________________________________________________________
+ ___________________________________________________________________________________
Проблема в отношениях с Россией _____________________________________ (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи).
Зная особенности ЭГП, сделайте предположение:
А) Какая часть страны наиболее развита ? _______________________________________________
Б) Какая старая отрасль машиностроения имеет большое значение? __________________________
В) Какой вид транспорта получил наибольшее развитие? ___________________________________
В рельефе – 75% _______, увеличение площади за счет _____________________________________
Находится на границе _________________________________, действующих вулканов _______,
Ежегодно землетрясений ____________, высочайшая вершина ___________________.
Находится в климатических поясах: _____________________________________________________
На климат влияют ____________________________________________________________________
Полезные ископаемые _________________________________________________________________
Леса занимают _____ площади, особенности рек __________________________________________
ВЫВОД -– _________________________________________________________________________
+ __________________________________________________________________________
Численность _________ человек, тип воспроизводства ____, естественный прирост _____________
Национальный состав _______________________, плотность ______чел/кв. км,
Религии _____________________________________________________________________________
Продолжительность жизни __________, мужчины ___________, женщины ____________________
Уровень урбанизации ________, мегалополис _______________, крупные агломерации __________
Причины высоких темпов развития экономики:
1) выработка стратегии развития с учетом местных условий и традиций (заимствование чужого опыта);
2) сочетание ________________________________________________________________________
3) покупка _________________________________________________________________________
4) __________________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________________________
Заполните таблицу “Основные этапы развития японской экономики”
Годы |
Приоритетные направления развития экономики |
Пприрост ВВП |
1960-ые | “Страна – фабрика”: отрасли –
_________________________________________ (характерны: высокий уровень производственной и территориальной концентрации, ориентация на импортное сырье, материалоемкие, трудоемкие) |
|
1970-ые | – сокращение
________________________________________________________ – ориентация на ______________________________________________________ – повышение роли ____________________________________________________ |
|
1980-ые | – рост непроизводственной сферы:
особенно научной, финансовой, сервисной; – электронизация и комплексная автоматизация; – ориентация на 14 наукоемких отраслей: производство авиа– и космической техники, оптических волокон, интегральных схем, промышленных роботов, медицинской электроники, компьютеров, информационных систем, новой керамики, лекарств, новых металлов, программно-запоминающих устройств, биотехнология, точное машиностроение; – перенос традиционных отраслей за пределы страны. |
|
1990-ые | – развитие
__________________________________________________________ – кризис: _____________________________________________________________
|
1,5%, а в 1998г. –отриц. |
Рубеж 20 -21 веков | – реформирование экономической модели: | ___ |
4а. Основные отрасли промышленности:
Ведущей отраслью экономики является _______________________________________________
Энергетика: ТЭС _____%, АЭС _____%, работают _____ АЭС на ____________ сырье, крупнейшая АЭС _______________, ГЭС располагаются_______________ на горных реках.
Черная металлургия: по объему выплавки стали ____ место в мире, доля на мировом рынке ____%.
Крупные комбинаты ___________________________, работают на _______________ сырье.
Цв. Металлургия: в основном вынесена за пределы страны, т.к. относится к ____________________
Машиностроение: судостроение ___ место в мире, специализируется на производстве __________ _____________________________, главные центры ________________________________________
Автомобилестроение __ место, центры __________________________________________________
Велико значение новых и наукоемких отраслей: ___________________________________________ Высоко развиты химическая промышленность, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая.
ВЫВОД: уровень развития промышленности ______________, размещается __________________
4б. Сельское хозяйство: занято ___% ЭАН, растениеводство дает ____% продукции с/х, можно собирать _____ урожая в год, выращивают ______________________________________________,
Животноводство _____________________________________________________________________
Рыболовство ________________________________________________________________________
4в. Транспорт: развиты _________ виды, за исключением ________________________________
Костяк транспортной системы формирует __________________ транспорт; высокоскоростная магистраль _____________________, быстро развивается ___________________ транспорт (по протяженности __ место в мире, по густоте __ место, по размерам автопарка __ место после ____).
Исключительная роль _____________ транспорта.
_____________________________ _______________________________________
Внешние экономические связи:_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ВЫВОД: Япония
_______________________________________________________________________________________
Подготовительная работа:
– сформировать 4 группы, которые будут изучать: 1) население Японии, 2) этапы развития хозяйства и промышленность, 3) сельское хозяйство и рыболовство, 4) транспорт.
– дать опережающие задания: подготовить сообщения 1. ЭГП Японии. 2. Оценка природных условий и природных ресурсов Японии. 3. Внешние экономические связи Японии.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент.
Учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит знакомство с удивительной страной, и предлагает по фрагменту видеофильма узнать это государство.
– Фрагмент видеофильма о Японии. (Учащиеся называют страну).
Учитель называет тему урока, знакомит детей с целью урока, объясняет принцип работы.
2. Изучение новой темы.
3. Страна восходящего солнца: территория, границы, положение.
Выполнение первого пункта технологической карты.
Ученик выступает с сообщением “ЭГП Японии”. Задача всех учащихся выслушать и заполнить первый пункт карты. Ученики задают докладчику вопросы, озвучивают записи и делают предположение (А, Б, В) об особенностях развития Японии.
2. Оценка природных условий и природных ресурсов страны.
Выслушать сообщение второго ученика, заполнить пункт 2, сделать вывод.
3. Работа в группах.
Инструктаж учителя: каждая группа, используя различные источники информации, выполняет задания, предлагаемые в инструктивных карточках. В состав второй группы, характеризующей хозяйство Японии, входят два эксперта по экономической политике. Они должны представить анализ этапов развития экономики Японии. Группам на работу отводится15-20 мин.
4. Отчеты групп.
Каждая группа отчитывается по итогам работы. Учащиеся других групп должны заполнить соответствующий пункт технологической карты; в ходе работы задают вопросы выступающим ученикам.
5. Территориальная структура хозяйства.
Учитель предлагает по итогам работы, используя карты, заполнить схему “Территориальная структура хозяйства” и ответить на вопросы:
– Почему в территориальной структуре хозяйства сформировались два района?
– Как вы думаете, в чем заключается региональная экономическая политика в Японии?
6. Внешние экономические связи Японии. Выступление ученика. Заполнение карты.
7. Вывод. Учащиеся делают вывод: Япония – является одним из лидеров мирового хозяйства.
3. Домашнее задание.
Подготовить экономико-географическую характеристику Японии (тема 7, § 3), подготовиться к контролю знаний.
4. Закрепление
.Провести викторину или тест.