"Лето - радости пора" (из опыта работы муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

Разделы: Внеклассная работа


“Дети должны всегда иметь право на счастливое детство, на свои “Дворцы детства”. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста”.

Конвенция ООН о правах ребенка

Учебный год – это пора напряженного труда, как для детей, так и для взрослых. Как показала практика, воспитанники детского дома за период учебного года утомляются в большей степени, чем домашние дети. Мы видим несколько причин такой проблемы:

  • воспитанники в большинстве своем уже при поступлении имеют ослабленное здоровье;
  • учебная запущенность приводит к перегрузкам детского организма;
  • постоянное нахождение в коллективе не дает возможности в полной мере снять усталость и напряжение, накопленное в течение дня.

Для детей каникулы – это пора отдыха, время незабываемых впечатлений, интересный встреч общений, ярких, творческих дел.

Учитывая выше обозначенные проблемы, коллектив детского дома-школы несет ответственность не только за содержательную часть летнего периода в жизни воспитанников, но и за его наиболее важную здоровьесберегающую сущность.

Среда укрепления здоровья воспитанников включает в себя несколько блоков:

  • лечебно-оздоровительный (физиолечение, соляная камера, сунна, комната электросна, душевые кабины);
  • коррекционно-оздоровительная (кабинет психолога, логопеда, ЛФК, массажа);
  • спортивно-оздоровительный (спортивные и тренажерные залы, физкультурные площадки, двигательные центры в комнатах игры и отдыха, мини бассейны и мини стадионы на площадках летних лагерей);
  • полноценное питание.

В ДДШ создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, который координирует деятельности специалистов всех оздоровительно-образовательных и коррекционных направлений.

Среда укрепления здоровья полноценно функционирует и в летний период, в который возможности использования расширяются за счет времени, свободного от учебных занятий на базе двух оздоровительных комплексов “Звездочка” для дошкольников, образовательно– оздоровительного центра “Огонек” для воспитанников школьного возраста, которые расположены в загородных природных зонах. Однако, как бы не была хороша оздоровительно-профилактическая система, ребенок не может быть полноценно счастлив и здоров, если он не является субъектом тех “радостных” дел, которые пытаются организовать для него взрослые. Исходя из этого, коллектив детского дома-школы в организации летнего отдыха основывается на технологии проектной (используя методики И.Иванова, А.Савинкова) деятельности в условиях которой каждый ребенок – субъект планирования индивидуальных маршрутов оздоровления, развития, творчества…Причем права субъекта он сохраняет на всех этапах проектной деятельности. Отличительной особенностью проекта является практическая ценность и социально-значимая деятельность. Планирование летнего отдыха осуществляем в конце учебного года на сборах – стартах “Лето – радости пора”, где представители социальных групп разрабатывают модели проектов деятельности в летний период. Проекты программ, как плана общей деятельности, рассматриваются на совете воспитанников и принимаются на Совете ДДШ. В ходе планирования “Лето 2006” определены три главных маршрута движения:

  • летняя дорога к здоровью;
  • летняя дорога к радости;
  • летняя дорога к успеху.

Алгоритм успешного продвижения по дорогам летнего отдыха включает в себя несколько основных этапов:

  1. Актуализация проблемы в малых социальных группах (Воспоминания о прошлом лете: наши радости и огорчения. Как учесть проблемы прошлого? Перспективы созидания будущей радости).
  2. Выбор инициативной группы.

  3. Целеполагание и гипотеза (Сбор индивидуальных и социальных заказов, их иерархия и систематизация инициативной группой). Какие условия мы должны создать, чтобы цель, планы стали реальностью?
  4. Планирование (Разработка целостного проекта “Лето-радости пора!” на основе систематизации заказов социальных групп и его презентация).
  5. Сбор-старт.

  6. Организация:
    • выбор приоритетных маршрутов личностного роста, формирование социальных команд, распределение функций;
    • совместно-распределнная продуктивная деятельность малых социальных групп;
    • организация целевого взаимодействия социальных групп;
    • подготовка общего дела;
  7. Презентация результатов деятельности социальных групп в ключевом деле “Праздник общей радости и коллективного успеха”.
  8. Сборы-огоньки по итогам ключевых дел (Большой “Круг благодарения” и пожелания будущих радостей. Выход на новые проекты).

Главные правила социального взаимодействия в ходе проектов:

    • любое дело с пользой – иначе зачем;
    • любое дело значимо – иначе зачем;
    • любое дело творчески – иначе зачем;
    • любое дело с радостью – иначе зачем.

Целостная система воспитательно-оздоровительной программы “Лето-радости пора!” представлена на модели в центре которой прогноз, как образ результата летнего периода. Три главных направления (здоровье, познание и творчество) обозначены в секторах – дорогах летнего отдыха. Последовательные круги представляют основные круги детской деятельности в ходе которой приобретается опыт познания и общения, обогащается практика личностного и социального доброделания. Проходит презентацию успешности. Содержание каждого из секторов представлено маршрутными листами летней дороги здоровья, летней дороги открытий и летней дороги созидания и творчества.

Маршрутный лист летней дороги здоровья

Крепкое здоровье – наше богатство.

  1. Опыт общения и познания:
  2. - Интерактивные игры: “Не зная броду, не суйся в воду!”, “Есть опасные травы и грибы – их в корзинку не клади”, “Ты по улице идёшь”;

    - Культура здорового дома (Интерактивная игра с подведением конкурсных итогов);

    - Клуб самопознания “Я и моё здоровье”;

    - Проектировочная деятельность: разработка индивидуальных маршрутов и режима субъективного укрепления здоровья.

  3. Практика доброделания:
  4. - Летний выездной лагерь “Школа выживания” (совместно с МЧС);

    - Спартакиады и товарищеские встречи со сверстниками спортсменами;

    - Физкультурно-оздоровительная деятельность в соответствии с индивидуальными маршрутами оздоровления;

    - Спортивные секции;

    - Мини-стадион на участке;

    - Игровая программа “Дождь идёт – мы не скучаем, а здоровье укрепляем”;

    - Оздоровление в Российских летних лагерях Кемеровской, Новосибирской областях, Красноярского края.

  5. Презентация успешности:

- Спортивные праздники: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Дорогой к доброму здоровью”, “День Нептуна”, “Летний турнир спортивных игр”;

- Военно-спортивная игра “Зарница”.

Маршрутный лист летней дороги открытий

Край Родной ценить – Родину любить.

1.Опыт общения и познания:

- Встреча с интересными людьми (тружениками города);

- Экскурсия в музей “История родного края”;

- Туристические поездки по России;

- Клуб “Туристята” (посещение памятных мест города) с детьми младшего возраста;

- “Лесные следопыты” с детьми старшего возраста;

- Интеллектуальные викторины “Мы – дети твои, наш город!”;

2. Практика доброделания:

- Экологический десант;

- Акция “Дети – городу”;

- Проектная деятельность “Город нашей мечты”;

- Оформление эколого-краеведческих мини-музеев;

- Выпуск листовок: “Берегите лес от пожара”, “Цветы – краса леса”, “Сохраним муравейники”;

- Акция “Память священна”.

3.Презентация успешности:

- Праздничный концерт “С днём рождения, любимый город!”;

- Праздник “Славен город шахтёрским трудом”;

- Встречи поколений;

- Конкурс: “Лучший любитель-рыболов”, “Лучший грибник”, “Лучший сборщик ягод”, “Юный натуралист”;

- Экологический праздник “Люблю берёзку русскую!”;

- Костёр дружбы;

Маршрутный лист летней дороги созидания и творчества

Созидать и творить – учиться успешным и полезным быть.

1.Опыт общения и познания:

- Встреча с интересными людьми (поэтами, композиторами);

- Экскурсия в музей “Славные труженики города”;

2. Практика доброделания:

- Акция “Аптека под ногами” (сбор лекарственных трав);

- Акция “Дети родному городу” (посвящается юбилею города и дню шахтёра);

- Производственно-опытническая бригада “Юные садоводы”;

- Ремонтно-строительные бригады “Юные строители”;

- Операция “Зелёный город”;

- Операция “Санитары леса”;

- Операция “Малышам наша забота”.

3.Презентация успешности:

- Фестиваль детского творчества “Юные звёзды”;

- Театральные встречи и гастроли;

- Выставки технического творчества;

- Выставка-ярмарка “Наш урожай”;

- Выставки детских работ, фото выставки “Мой край родной”

Вечерние встречи сверстников “Песни у костра”.

Приложение