“Дети должны всегда иметь право на счастливое детство, на свои “Дворцы детства”. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста”.
Конвенция ООН о правах ребенка
Учебный год – это пора напряженного труда, как для детей, так и для взрослых. Как показала практика, воспитанники детского дома за период учебного года утомляются в большей степени, чем домашние дети. Мы видим несколько причин такой проблемы:
- воспитанники в большинстве своем уже при поступлении имеют ослабленное здоровье;
- учебная запущенность приводит к перегрузкам детского организма;
- постоянное нахождение в коллективе не дает возможности в полной мере снять усталость и напряжение, накопленное в течение дня.
Для детей каникулы – это пора отдыха, время незабываемых впечатлений, интересный встреч общений, ярких, творческих дел.
Учитывая выше обозначенные проблемы, коллектив детского дома-школы несет ответственность не только за содержательную часть летнего периода в жизни воспитанников, но и за его наиболее важную здоровьесберегающую сущность.
Среда укрепления здоровья воспитанников включает в себя несколько блоков:
- лечебно-оздоровительный (физиолечение, соляная камера, сунна, комната электросна, душевые кабины);
- коррекционно-оздоровительная (кабинет психолога, логопеда, ЛФК, массажа);
- спортивно-оздоровительный (спортивные и тренажерные залы, физкультурные площадки, двигательные центры в комнатах игры и отдыха, мини бассейны и мини стадионы на площадках летних лагерей);
- полноценное питание.
В ДДШ создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, который координирует деятельности специалистов всех оздоровительно-образовательных и коррекционных направлений.
Среда укрепления здоровья полноценно функционирует и в летний период, в который возможности использования расширяются за счет времени, свободного от учебных занятий на базе двух оздоровительных комплексов “Звездочка” для дошкольников, образовательно– оздоровительного центра “Огонек” для воспитанников школьного возраста, которые расположены в загородных природных зонах. Однако, как бы не была хороша оздоровительно-профилактическая система, ребенок не может быть полноценно счастлив и здоров, если он не является субъектом тех “радостных” дел, которые пытаются организовать для него взрослые. Исходя из этого, коллектив детского дома-школы в организации летнего отдыха основывается на технологии проектной (используя методики И.Иванова, А.Савинкова) деятельности в условиях которой каждый ребенок – субъект планирования индивидуальных маршрутов оздоровления, развития, творчества…Причем права субъекта он сохраняет на всех этапах проектной деятельности. Отличительной особенностью проекта является практическая ценность и социально-значимая деятельность. Планирование летнего отдыха осуществляем в конце учебного года на сборах – стартах “Лето – радости пора”, где представители социальных групп разрабатывают модели проектов деятельности в летний период. Проекты программ, как плана общей деятельности, рассматриваются на совете воспитанников и принимаются на Совете ДДШ. В ходе планирования “Лето 2006” определены три главных маршрута движения:
- летняя дорога к здоровью;
- летняя дорога к радости;
- летняя дорога к успеху.
Алгоритм успешного продвижения по дорогам летнего отдыха включает в себя несколько основных этапов:
- Актуализация проблемы в малых социальных группах (Воспоминания о прошлом лете: наши радости и огорчения. Как учесть проблемы прошлого? Перспективы созидания будущей радости).
- Целеполагание и гипотеза (Сбор индивидуальных и социальных заказов, их иерархия и систематизация инициативной группой). Какие условия мы должны создать, чтобы цель, планы стали реальностью?
- Планирование (Разработка целостного проекта “Лето-радости пора!” на основе систематизации заказов социальных групп и его презентация).
- Организация:
- выбор приоритетных маршрутов личностного роста, формирование социальных команд, распределение функций;
- совместно-распределнная продуктивная деятельность малых социальных групп;
- организация целевого взаимодействия социальных групп;
- подготовка общего дела;
- Презентация результатов деятельности социальных групп в ключевом деле “Праздник общей радости и коллективного успеха”.
- Сборы-огоньки по итогам ключевых дел (Большой “Круг благодарения” и пожелания будущих радостей. Выход на новые проекты).
Выбор инициативной группы.
Сбор-старт.
Главные правила социального взаимодействия в ходе проектов:
- любое дело с пользой – иначе зачем;
- любое дело значимо – иначе зачем;
- любое дело творчески – иначе зачем;
- любое дело с радостью – иначе зачем.
Целостная система воспитательно-оздоровительной программы “Лето-радости пора!” представлена на модели в центре которой прогноз, как образ результата летнего периода. Три главных направления (здоровье, познание и творчество) обозначены в секторах – дорогах летнего отдыха. Последовательные круги представляют основные круги детской деятельности в ходе которой приобретается опыт познания и общения, обогащается практика личностного и социального доброделания. Проходит презентацию успешности. Содержание каждого из секторов представлено маршрутными листами летней дороги здоровья, летней дороги открытий и летней дороги созидания и творчества.
Маршрутный лист летней дороги здоровья
Крепкое здоровье – наше богатство.
- Опыт общения и познания:
- Практика доброделания:
- Презентация успешности:
- Интерактивные игры: “Не зная броду, не суйся в воду!”, “Есть опасные травы и грибы – их в корзинку не клади”, “Ты по улице идёшь”;
- Культура здорового дома (Интерактивная игра с подведением конкурсных итогов);
- Клуб самопознания “Я и моё здоровье”;
- Проектировочная деятельность: разработка индивидуальных маршрутов и режима субъективного укрепления здоровья.
- Летний выездной лагерь “Школа выживания” (совместно с МЧС);
- Спартакиады и товарищеские встречи со сверстниками спортсменами;
- Физкультурно-оздоровительная деятельность в соответствии с индивидуальными маршрутами оздоровления;
- Спортивные секции;
- Мини-стадион на участке;
- Игровая программа “Дождь идёт – мы не скучаем, а здоровье укрепляем”;
- Оздоровление в Российских летних лагерях Кемеровской, Новосибирской областях, Красноярского края.
- Спортивные праздники: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Дорогой к доброму здоровью”, “День Нептуна”, “Летний турнир спортивных игр”;
- Военно-спортивная игра “Зарница”.
Маршрутный лист летней дороги открытий
Край Родной ценить – Родину любить.
1.Опыт общения и познания:
- Встреча с интересными людьми (тружениками города);
- Экскурсия в музей “История родного края”;
- Туристические поездки по России;
- Клуб “Туристята” (посещение памятных мест города) с детьми младшего возраста;
- “Лесные следопыты” с детьми старшего возраста;
- Интеллектуальные викторины “Мы – дети твои, наш город!”;
2. Практика доброделания:
- Экологический десант;
- Акция “Дети – городу”;
- Проектная деятельность “Город нашей мечты”;
- Оформление эколого-краеведческих мини-музеев;
- Выпуск листовок: “Берегите лес от пожара”, “Цветы – краса леса”, “Сохраним муравейники”;
- Акция “Память священна”.
3.Презентация успешности:
- Праздничный концерт “С днём рождения, любимый город!”;
- Праздник “Славен город шахтёрским трудом”;
- Встречи поколений;
- Конкурс: “Лучший любитель-рыболов”, “Лучший грибник”, “Лучший сборщик ягод”, “Юный натуралист”;
- Экологический праздник “Люблю берёзку русскую!”;
- Костёр дружбы;
Маршрутный лист летней дороги созидания и творчества
Созидать и творить – учиться успешным и полезным быть.
1.Опыт общения и познания:
- Встреча с интересными людьми (поэтами, композиторами);
- Экскурсия в музей “Славные труженики города”;
2. Практика доброделания:
- Акция “Аптека под ногами” (сбор лекарственных трав);
- Акция “Дети родному городу” (посвящается юбилею города и дню шахтёра);
- Производственно-опытническая бригада “Юные садоводы”;
- Ремонтно-строительные бригады “Юные строители”;
- Операция “Зелёный город”;
- Операция “Санитары леса”;
- Операция “Малышам наша забота”.
3.Презентация успешности:
- Фестиваль детского творчества “Юные звёзды”;
- Театральные встречи и гастроли;
- Выставки технического творчества;
- Выставка-ярмарка “Наш урожай”;
- Выставки детских работ, фото выставки “Мой край родной”
Вечерние встречи сверстников “Песни у костра”.