Уроки лёгкой атлетики в 5-м классе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Урок 1

Задача. Учить технике высокого старта. Содействовать приобретению инструкторских навыков.

Методические указания. Построить учащихся в две шеренги. Продемонстрировать стартовые положения с опорой и без опоры на руку. Перед началом бега стартующие располагаются в трёх метрах от линии старта. По команде “На старт!” все бегуны занимают исходное стартовое положение перед линией старта. При этом одна нога выставляется вперёд, а другая располагается на 1,5-2 стопы сзади и немного в сторону, бегуны наклоняются вперед, тяжесть тела переносится на слегка согнутую выдвинутую вперёд ногу. Разноименная рука согнута в локтевом суставе и вместе с плечом выносится вперёд. Другая рука полусогнута и отведена назад. По команде “Марш!” сильно оттолкнуться, активно вынося маховую в ногу вперёд, для выполнения первого бегового шага. Первые беговые шаги (стартовый разбег) выполняются упругой постановкой ног при сохранении общего наклона туловища. В дальнейшем туловище выпрямляется, увеличение длины шагов приостанавливается, и бегун переходит в свободный бег по дистанции. Упражнение выполнять в двух шеренгах с интервалом в 1-2 м. В то время, когда ученики первой шеренги выполняют старт, ученики второй осуществляют контроль за правильностью действий стартующих, тем самым приобретая инструкторские навыки.

Задача 2. Проверить ЗУН по метанию малого мяча, приобретённые в начальной школе.

Методические указания. Учеников построить в две шеренги на расстоянии 8-10 м от стены. Выдать ученикам первой шеренги малые резиновые мячи. Проверить умение правильно держать мяч, затем выполнить следующие упражнения:

а) И.п. стать лицом по направлению метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы. Правая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, находится над головой. Туловище отклонить назад по возможности больше, руку отвести назад за голову. Выполнить имитацию метания. Обращать внимание на разгибание руки в локтевом суставе. Рука с мячом проходит высоко над плечом, локоть вниз не опускается;

б) И.п. то же, что и в предыдущем упражнении. Метать мяч в стену, предварительно определив ориентир, который соответствует наиболее оптимальному углу вылета снаряда;

в) И.п. то же, но правая рука выпрямлена и отведена назад на уровень плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Левая рука согнута в локте перед грудью. Движение начинать с разгибания правой ноги вперёд-вверх с поворотом пяткой наружу и одновременного поворота бедра налево. Упираясь на упруго стоящую левую ногу, развернуть туловище налево и прийти в положение “ натянутого лука”. “Взятие мяча на себя ” представляет собой супинирующее положение метающей руки: поворачивание её вправо по продольной оси. Это удерживает руку от преждевременного включения в метание и создает условия для выполнения дугообразного движения локтя над плечом, которое способствует увеличению пути воздействия на снаряд и акцентированию положения “натянутого лука”. Для овладения этим очень важным движением нужна помощь партнера из второй шеренги, который, стоя сбоку-сзади, придерживает и сопровождает метающую руку во время поворота в направлении броска. Партнёр, придерживая кисть, помогает согнуть в нужном направлении руку в локтевом суставе, даёт почувствовать работу мышц в этом положении. Добившись правильного выполнения упражнение партёры меняются ролями. Т.о. дети приобретают инструкторские навыки, что в конечном итоге положительно сказывается на овладении сложными координационными движениями.

Урок 2

Задача 1. Создавать представление о технике бега на короткие дистанции. Учить технике бега.

Методические указания. Показать ученикам кинограммы, плакаты, фотографии с изображением спортсменов-спринтеров. Обратить внимание на положение туловища, фазу полета, работу рук. Затем на отрезке 20-30 м дать возможность опробовать технику бега 2-3 раза. Во время выполнения упражнения делать замечания, отмечать наиболее правильные движения. В заключение вместе с учениками определить детей, показавших лучшую технику бега.

Задача 2. Учить технике работы руками.

Методические указания. Учеников построить в круг с интервалом в метр. Упражнение выпол– нять из И.п.: ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтях под прямым углом. Выполнение: медленно начать движение руками, как при беге, постепенно наращивая темп до максимума, и поддерживать его 10-15 сек. Упражнение повторить 2-3 раза. Наблюдать, чтобы пальцы у занимающихся были слегка согнуты в кулак, кисти расслаблены.

Урок 3

Задача 1. Учить технике бега по прямой.

Методические указания. Выполнить бег у гимнастической стенки. И.п.: руки на перекладине ниже плеч, ноги в 100-140 см от стенки, туловище наклонено в сторону стенки и вместе с ногами составляет одну прямую линию. Выполнение: поднять правую ногу, согнутую в коленном суставе. Начать смену ног в спокойном темпе под команду, постепенно увеличивая темп до максимума, поддерживая его 8-10 сек, затем отойти от стенки, пробежать трусцой 20-40 м и перейти на спокойную ходьбу. Упражнение повторить 2-3 раза.

Задача 2. Способствовать созданию правильного представления и понятия о технике прыжка в длину с разбега.

Методические указания. Ознакомить учеников с кинограммами и фотографиями спортсменов, выполняющих прыжки в длину с разбега. Рассказывая о технике прыжка в длину, обратить внимание учащихся на основные фазы (разбег, толчок, полёт, приземление). После этого учеников расположить сбоку прыжковой ямы и показать им прыжок в длину с разбега. Затем дать возможность выполнить 2-3 попытки, делая при этом замечания и отмечая наиболее правильные действия отдельных учеников. Во время прыжков не заострять внимание на месте отталкивания.

Урок 4

Задача 1. Учить сочетанию разгибания толчковой ноги с высоким подниманием бедра маховой ноги.

Методические указания. Учеников построить в две шеренги. Объяснить ученикам, что длина шага и, естественно, скорость бега в целом зависят от качественного подъёма бедра при беге. Предоставить ученикам опробовать бег с высоким подниманием бедра (выше горизонтали) на месте. Затем упражнение выполнить на дорожке длиной 20-30 м. Темп бега средний, акцент на подъёме бедра, продвижение вперёд незначительное с переходом на обычный бег 20-30 м. Упражнение повторить 2-3 раза.

Задача 2. Учить отталкиванию и содействовать развитию координационных способностей.

Методические указания. Учеников построить в круг и выполнить с ними имитацию движений ног при отталкивании. В И.п. толчковая нога на полной стопе, маховая нога отставлена назад на 30-40 см, руки опущены вдоль туловища. Вынести согнутую в колене маховую ногу вперёд-вверх и разогнуть толчковую ногу. Повторить 6-8 раз. После этого выполнить имитационное упражнение для освоения сочетания движений рук и ног при отталкивании. И.п. то же, что и в предыдущем упражнении. Руку, одноименную маховой ноге, вынести вперёд, другую отвести назад. Вынести согнутую в колене маховую ногу вперёд-вверх и разогнуть толчковую ногу с одновременным движением рук в противоположном направлении. Упражнение выполнить 10-12 р

Задача 3. Учить технике хлестообразного движения кистью (финальное усилие).

Методические указания. Учеников построить в две шеренги, выдать первой шеренге резиновые шланги длиной 35-50 см. И.п.: положение “натянутого лука”. Левая нога впереди, правая сзади, правая рука отведена назад на уровне плеча, левая согнута впереди перед грудью, плечи развернуты вправо, шланг в руке как её продолжение. Имитировать метание, обращая внимание на заключительное, хлестообразное движение кистью. Освоив это упражнение, можно приступать собственно, к метаниям, используя шланг. Его преимущество в том, что он далеко не закатится. Второе – если шланг летит, вращаясь, не в вертикальной плоскости, значит, локоть во время метания проходит недостаточно близко к голове.

Урок 5

Задача 1. Способствовать приобретению навыков отталкивания при беге.

Методические указания. Рассказать ученикам о важности полного выпрямления толчковой ноги при беге. Затем предложить выполнить бег прыжковыми шагами с небольшим наклоном туловища по дорожке длиной 20-30 м. Упражнение повторить 2-3 раза. При выполнении упражнения толчок направлять в основном вперёд и незначительно вверх, бедро маховой ноги поднимать высоко, руками работать, как при беге.

Задача 2. Содействовать развитию координационных способностей.

Методические указания. Учащихся построить в круг и выполнить с ними имитацию отталкивания с одного шага. И.п.: маховая нога впереди на всей стопе, толчковая нога отставлена назад на 30-40 см. Одноименная маховой ноге рука отведена назад, разноименная вынесена вперёд. Выполнить шаг толчковой ногой вперёд и быстро вынести согнутую в колене маховую ногу вперед-вверх. Руки перемещать в переднезаднем направлении.

Задача 3. Учить выполнять метание мяча с места за счёт хлесткого движения всей метающей руки с активным вовлечением в бросок мышц туловища и рук.

Методические указания. Учеников построить в две шеренги с надлежащим интервалом. Первой шеренге выдать резиновые шланги. Объяснить ученикам выражение “метать ногами”.

а) И.п.: левая нога впереди, плечи развёрнуты вправо, рука со шлангом отведена назад, прямая. Имитировать захлёстывающее бросковое движение рукой, активно вращая её в плечевом суставе и разгибая в локтевом. Выполнять расслабленной рукой хлестообразное движение в медленном, среднем и быстром темпе. Повторив 8 – 10 раз, ученики меняются местами.

б) И.п.: то же. Имитировать движения правой руки, туловища, ног. За счёт активного, согласованного разгибания ног, туловища и метающей руки выполнить финальную часть движения.

в) И.п.: то же. Выполнить броски резинового шланга за счёт активного одновременного разгибания ног, туловища, метающей руки.

Урок 6

Задача 1. Содействовать приобретению навыков расслабления маховой ноги, сочетанию напряжения и расслабления.

Методические указания. Рассказать ученикам, что во время бега мышцы ног периодически проходят фазу расслабления, иначе наступает быстрое утомление. Для овладения этой техникой предложить учащимся выполнить семенящий бег. В исходном положении ставить ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. При выполнении упражнения маховую ногу несколько поднять вверх коленом вперёд, а толчковую выпрямить в коленном и голеностопном суставах. Расслабленную маховую ногу опускать вниз на переднюю часть стопы, длина шага 20-30 см. Упражнение выполнить на дорожке длиной 20-30 м 2-4 раза.

Задача 2. Учить технике толчка, содействовать развитию координационных способностей.

Методические указания. Для овладения техникой отталкивания выполнить прыжки в шаге на беговой дорожке через шаг, отталкиваясь всё время толчковой ногой. Необходимо добиваться высокого взлёта с полным выпрямлением толчковой ноги и высокого взмаха другой ногой. Упражнение выполнять поточно на дорожке длиной 20-30 м 2-3 раза. Упражнение повторить, толкаясь как правой, так и левой ногой.

Задача 3. Учить технике метания с шага.

Методические указания. И.п.: стоя левым боком в направлении метания, вес тела на правой согну той ноге, левая нога выпрямлена в колене, слегка приподнята над землёй. Правая рука с резиновым шлангом отведена назад. Имитацию метания выполнить с опусканием и постановкой левой ноги на опору. Повторить упражнение 8-12. По мере усвоения упражнения приступить к метанию мяча.

Урок 7

Задача 1. Учить бегу с ускорением.

Методические указания. Бег проводить на дистанции 30-40 м, старт высокий. Бег начинать, постепенно увеличивая скорость и затем постепенно её снижая. Выполнять поточно 3-4 раза.

Задача 2. Содействовать укреплению мышц ног и развитию координационных способностей.

Методические указания. На беговой дорожке длиной 20 – 30 м. выполнять поточные прыжки “в шаге”, отталкиваться на третьем шаге. Упражнение выполнить 3 – 5 раз, толкаясь пр. и лев. ногой.

Задача 3. Упражнять занимающихся в метании мяча с места.

Методические указания. Учеников построить в две шеренги с интервалом, обеспечивающим безопасность при метании. И.п.: встать левым боком к направлению метания, вес тела на правой согнутой ноге. Левая нога, выпрямленная в колене, слегка приподнята над землей. Правую руку с резиновым мячом отвести назад с постановкой левой ноги на опору, выполнить поворот туловища в направлении броска, выполнить бросок. Метать и собирать снаряды по команде учителя. Учении ки, свободные от метания, выполняют функции инструктора. Затем ученики меняются ролями.

Урок 8

Задача 1. Проверить и оценить скорость учащихся в беге на 60 м.

Методические указания. Учащихся разделить на группы по 3-4 человека с учётом скоростных возможностей. Провести соревнования в беге на 60 м. Старт высокий.

Задача 2. Содействовать активному движению маховой ноги и осознанию учащимися её роли в эффективном отталкивании.

Методические указания. Часто при отталкивании маховая нога выносится вперёд с опозданием, разогнутой в коленном суставе и при этом поднимается вверх недостаточно высоко. Для исправления этих ошибок можно выполнять прыжки с места толчком одной ноги. Для этого поставить вперёд толчковую ногу примерно в 0,5-1 м от края прыжковой ямы. При этом маховая нога сзади в полушаге согнута в колене с опорой на носок. Из этого И.п. быстрым и сильным движением сделать мах согнутой в колене ногой, стоящей сзади. Мах выполнять в направлении вперёд-вверх движением от бедра (голень отстаёт от бедра). Руками при этом сделать быстрый взмах, как во время отталкивания с разбега. Одновременно с маховым движением оттолкнуться впередистоящей ногой до полного её выпрямления. Полёт совершать в положении шага с сильно согнутой в коленном суставе и слегка согнутой толчковой ногой, находящейся сзади. Приземляться можно или на маховую ногу с переходом на медленный бег, или на обе ноги. Особое внимание обращать на движение маховой ноги. Без её активного движения упражнение почти невозможно выполнить.

Задача 3. Содействовать приобретению двигательного опыта в метании мяча.

Методические указания. Учащихся построить в две шеренги. Учащимся первой шеренги выдать резиновые шланги. И.п.: стать левым боком в направлении метания, туловище прямое, ноги вместе, руку со шлангом отвести назад:

а) имитировать постановку левой ноги в положении шага для метания с места. Тяжесть тела перенести на правую ногу;

б) то же, но с поворотом туловища в направлении броска и “взятием мяча на себя”;

в) то же, с выполнением броска.

Урок 9

Задача 1. Проверить и оценить прыжки в длину с разбега.

Методические указания. Подготовить яму для прыжков в длину с разбега. Рассказать ученикам правила соревнований. Провести соревнования и определить места, занятые каждым участником.

Задача 2. Развивать согласованность движений рук и ног при метании.

Методические указания. Учеников построить в две шеренги. Ученикам первой шеренги выдать резиновые шланги. И.п.: стать боком к направлению метания, руку со шлангом отвести назад, ноги вместе. Выполнить шаг левой ногой с поворотом туловища в направлении броска, перенести вес тела на правую ногу, произвести метание. Вторая шеренга выполняет функции инструктора.

Урок 10

Задача. Провести соревнования по метанию мяча.

Методические указания. Разметить место для проведения соревнований, объяснить назначение “коридора”, напомнить правила Т.Б. во время соревнований по метанию. Провести состязания согласно правилам соревнований, определить места, занятые каждым участником.

Урок 11

Задача 1. Создать у детей представление о технике прыжка в высоту способом “перешагивание”.

Методические указания. Рассказать учащимся о технике прыжка способом “перешагивание”, его особенностях и элементах. Показать фотографии, кинограммы прыжка. Показать ученикам технику прыжка в целом и по отдельным элементам. Дать возможность ученикам совершить по 1-2 попытки. При решении данной задачи акцентировать внимание учеников на наиболее важные движения, особенно на переход от разбега к отталкиванию. При опробовании прыжка планку установить на свободно преодолеваемой высоте.

Задача 2. Учить занимающихся правильному выполнению маховых движений.

Методические указания. Учеников расположить у опоры (стена, гимнастическая стенка, конь и т. д.), причём толчковая нога ближе к опоре. Отвести согнутую маховую ногу назад и затем быстрым движением от таза вывести её вперёд-вверх. Выполнить это упражнение 8-10 р. Затем выполнить то же упражнение, стоя на гимнастической скамейке. В момент, когда таз посылается вперёд, толчковую ногу согнуть в коленном суставе и затем вместе с махом выпрямить. Повторить 8-12 р.

Урок 12

Задача. Учить сочетанию движений рук и маха при выполнении отталкивания.

Методические указания. Учеников расположить у опоры, толчковая нога ближе к ней. Во время движения маховой ноги выполнить движение одноименной рукой, которую из положения внизу-сзади вынести вперёд-вверх. Повторить 6-8 раз. Затем то же упражнение выполнить в сочетании с подъёмом на переднюю часть стопы толчковой ноги с последующим подскоком вверх. (6-8 раз).

Урок 13

Задача 1. Учить отталкиванию при прыжках в высоту с 1-3 шагов подхода.

Методические указания. Учеников расположить в круг. Выполнить подскок с 1-3 шагов подхода. Выполняя упражнение, добиться, чтобы:

а) маховая нога оставалась согнутой в колене в момент выноса толчковой ноги на точку отталкивания;

б) вместе с началом движения тела вперёд толчковая выносится прямо-вперёд и ставится вперёд
на место отталкивания с пятки почти выпрямленной;

в) к моменту постановки на грунт толчковой ноги руки отводятся назад и выполняют движение вперед-вверх;

д) к началу взлёта голова, туловище и толчковая нога на одной линии.

Задача 2. Содействовать развитию скоростно-силовых качеств.

Методические указания. Беговую дорожку длиной 30 м. разметить мелом так, чтобы между метками расстояние было 1-1,2 м. Учеников построить в колонну по одному в начале дистанции. Выполнить прыжки по отметкам с интервалом в 5-8 м. Упражнение выполнить 2-3 раза в начале в медленном, а затем по мере усвоения в среднем темпе.

Урок 14

Задача 1. Учить технике отталкивания с 2-3 шагов разбега.

Методические указания. Выполнять прыжки вверх с 2-3 шагов разбега. Учеников построить в шеренгу с интервалом в 1-2 м. и следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения:

а) при движении вниз на согнутой маховой ноге (при последнем шаге) центр тяжести тела был расположен низко;

б) посылая таз вперёд, не отталкиваться маховой ногой, а сохранять небольшой наклон назад, быстро перенося тяжесть тела с пятки толчковой ноги на всю стопу. Упражнение выполнять с постепенно увеличивающёйся скоростью, приземляться на место толчка без продвижения вперёд.

Задача 2. Проверить степень быстроты, ловкости и координации.

Методические указания. Участников разделить на две команды. Построить их в колонны по одному у линии старта. Против направляющих положить по два кубика. По команде “Внимание!” направляющие берут один кубик и по команде “Марш!” бегут к линии финиша в 10 метрах, где и кладут кубик. Затем быстро возвращаются, забирают второй кубик и кладут его за линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включать по команде “Марш!” и выключать в момент касания кубиком пола. Победители получают 2 очка, проигравшие в забеге – 1 очко. Команда, набравшая большее количество очков, является победителем, время каждого участника объявлять после каждого забега. В заключение объявить победителей в личном зачёте.

Задача 3. Содействовать развитию координационных способностей.

Методические указания. На двух набивных мячах одинакового размера установить планку (препятствие). На линии старта (8-9 м. от планки) построить учащихся в колонну по одному. На расстоянии 80-90 см. от планки отметить место отталкивания. Преодолев препятствие, ученики должны пробежать 5-6 шагов вперёд до ориентира. Следить за тем, чтобы ученики преодолевали препятствие в положении “шага”. Наиболее частая ошибка – приземление на обе ноги.

Урок 15

Задача 1. Учить впрыгивать на высокие предметы.

Методические указания. На месте занятий уложить стопу гимнастических матов. Ученики выполняют прыжки с бокового разбега. По мере усвоения упражнения установить барьеры с интервалом в 3 беговых шага. Выполнять прыжки с бокового разбега, разделив класс по группам.

Задача 2. Воспитывать точность в движениях.

Методические указания. Установить два препятствия, используя для этого набивные мячи одинакового размера и планки. Расстояние до первого препятствия 8-9 м, между препятствиями – 5-5,5 м. Расстояние между барьерами преодолевать в три шага. Преодолев второй барьер, ученик должен пробежать 5-6 шагов до ориентира.

Урок 16

Задача 1. Выявить степень освоения учениками прыжка в высоту способом “перешагивание”.

Методические указания. Рассказать ученикам правила соревнований по прыжкам в высоту. Провести соревнования, определить лучших прыгунов.

Задача 2. Содействовать развитию координации и воспитывать точность движений.

Методические указания. Установить 3-4 препятствия, используя набивные мячи и планки. Расстояние между препятствиями преодолевать в три шага.

Урок 17

Задача. Проверить умение учащихся преодолевать препятствия.

Методические указания. Установить 4 препятствия, используя набивные мячи и планки. Расстояние до первого препятствия 8-9 м, а между препятствиями 5-5,5 м. Расстояние между препятствиями преодолевать в три шага, исключая приземление на обе ноги.

Урок 18

Задача. Проверить и оценить скоростные и координационные возможности учащихся. Методические указания. Провести соревнования в беге на 60 м с высокого старта. Провести соревнования в челночном беге 3x10. Для проведения челночного бега на площадке отмерить отрезок длиной 10 м. Учащихся разделить на пары. По команде “Внимание!” ученики принимают положение высокого старта у линии старта. По команде “Марш!” бегут до противоположной линии, заступают за неё одной ногой. Затем возвращаются к линии старта, заступают за неё и после этого устремляются к финишу. Подвести итоги соревнований, определить победителей.