Цель: показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня “Красивая мама” на слова С. Богословского и музыку Э. Колмановского.
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”, К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”, О. Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми”, А. Дейнека “Мать”; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.
Программное обеспечение: компьютерная презентация <Приложение 1>.
Оборудование:
Баян, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни “Красивая мама”.
ХОД УРОКА.
Учащиеся входят в класс под красивую спокойную музыку.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный – 2 раза
Нам дарит музыка.
Учитель. Здравствуйте, девочки!
Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, мальчики!
Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!
Ученики. Здравствуйте!
Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!
Слайд № 1
Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Л. Рогожников
2
. Введение в тему урока.- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.
3. Работа по теме урока.
- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.
Слайд № 2 “Сикстинская мадонна”
- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
- Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
(На фоне слайда “Сикстинская мадонна” звучит “Аве Мария”, после этого учитель читает):
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.
С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения - слушание.
(На фоне музыки идут слайды)
Слайд № 3 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”
Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская
Слайд № 5 Богоматерь Владимирская
Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век
(Остановиться на слайде № 6)
- Ребята, что вы увидели в музыке? (картины, иконы)
- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
- Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.
Слайд № 7
ДОСТОИНСТВО | МИР | РАДОСТЬ |
ВЕЛИЧИЕ | ПРОСТОТА | КРАСОТА |
БЛАГОРОДСТВО | ТИШИНА | СПОКОЙСТВИЕ |
ЛЮБОВЬ |
(Ответы детей)
- Хорошо, всё правильно, вы молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.
4. Музыкальная разминка “Делай как я”.
- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Слайд № 8 А. Дейнека “Мать”
- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 9 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”
- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).
- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).
- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)
Слайд № 10 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”
- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.
Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
- Давайте споём песню о маме.
Красивая мама.
Слова С. Богословского. Музыка Э. Колмановского
1. Красивые мамы, на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы. / 2 раза
2. Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает всё это,
Красивая мама всё это прощает. / 2 раза
3. Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива. / 2 раза
4. Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо…
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой! / 2 раза
Слайд № 11
Вопросы:
- Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? (красивая мелодия, спокойный, умеренный темп вальса)
- Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка)
- Найдите в тексте песни слова, в которых говорится, чем красива каждая мама. Красива по-своему каждая мама - любовью своей материнской красива).
5. Итог урока.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.