Тема: Путешествие по Европе.
Цели:
- Познакомить со странами Европы и населяющими их людьми, достижениями.
- Найти родину авторов произведений.
- Учиться использовать карты для получения информации о стране.
Оборудование:
- Карта полушарий.
- Физическая карта Европы.
- Политическая карта Европы.
- Карта природных зон Европы.
- Флаги стран (Швеции, Великобритании, Франции, Италии, Дании).
- Учебники “Окружающий мир” (2, 3, 4 части).
- Атлас “Мир и человек”.
- Кассета с видеофильмами (“Лондон”, “Эйфелева башня”).
- Маршрутные листы с таблицей.
Книги:
- Андерсен Г.Х. “Сказки”.
- Дж. Родари “Чиполлино”.
- Алан А. Милн “Вини-Пух”.
- А. Линдрен “Малыш и Карлсон”.
- Ш. Перро “Сказки”.
- Журнал “Мурзилка”, 2002г. (статья о Копенгагене).
ПЛАН УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
Выставка книг (на доске).
Учитель:
– Почему на урок окружающего мира я принесла эти книги?
Ответ учеников:
– Эти книги мы читали на уроке чтения.
Учитель:
– Вспомните, в каких странах жили эти авторы?
Ответ учеников:
– Андерсен – Дания.
– Д. Родари – Италия.
– А. Милн – Великобритания (Англия).
– А. Линдгрен – Швеция.
– Ш. Перро – Фванция.
Дети называют страны, учитель вывешивает на доску табличку и флаг страны.
2. Актуализация знаний
Учитель:
– Хотели бы вы познакомиться с этими странами?
Ответ учеников:
– Да!
Учитель:
– Чем можно воспользоваться, чтобы познакомиться с любой страной, не выходя из класса?
Ответ учеников:
– Прочитать в учебнике, в книге, в энциклопедии, посмотреть фильм.
– Воспользоваться географической картой.
Учитель:
– Какие вы знаете карты? (По ходу ответов учеников ответы фиксируются на доске.)
Ответ учеников:
– Политические карты.
– Физические карты.
– Карты природных зон.
Учитель:
– Что можно рассказать по карте?
Ответ учеников:
– Рассматривая политическую карту, можно рассказать о государствах, изображённых на карте, о столицах этих государств, о границах между государствами.
– Рассматривая физическую карту , можно рассказать о рельефе местности – о горах и долинах, – о реках, о глубинах окружающих материки морей и океанов, о климете.
– Рассматривая карту природных зон можно рассказать о границах природных зон, о растительном и животном мире, о климате.
Учитель:
– Покажите эти государства на карте.
Ответ учеников:
Дети показывают государства на карте.
Учитель:
– Скажите, на каком материке находятся названные вами государства?
Ответ учеников:
– На материке Евразия
Учитель:
– В какой части света находятся названные вами государства?
Ответ учеников:
– В Европе.
Учитель:
– Итак, по какой части Света мы с вами сегодня будем путешествовать?
Ответ учеников:
– По Европе.
На доску помещается заголовок: “Путешествие по Европе”.
3. Постановка цели деятельности
Учитель:
– Какова же цель нашего урока?
Ответ учеников:
– Познакомиться со странами Европы. Читая карту, получать информацию о странах.
4. Совместное “открытие знаний”
Класс делится на команды. Каждая команда получает маршрутный лист, распределяют задание по группе, готовят рассказ о стране по картам.
Рассказ у доски по плану. Один ученик в каждой команде заранее приготовил дома сообщение о стране (пункт 10 таблицы 1).
Дополнительный материал учителя к сообщениям учеников:
- Великобритания. (Минутный видеофильм о Лондоне (Биг-Бен,, 2-этажные автобусы).)
- Франция. (Минутный видеофильм об Эйфелевой башне.)
- Италия. (Пизанская башня, Невьянская башня.)
- Дания. (Рассказ учителя о Копенгагене (памятники Андерсену, Русалочке) – журнал “Мурзилка”2002г.)
- Швеция. (Автомобили “Вольво”.)
5. Рефлексия
Учитель:
– Понравилось путешествие? Что помогло вам так много узнать о странах, не выходя из класса? Что вы научились делать? Где эти знания можно использовать?
Ответ учеников:
– Карты помогли нам не выходя из класса узнать много интересного о европейских странах.
– Мы научились читать карты и рассказывать об изображённых на них странах.
– Полученные знания можно использовать, отправляясь в путешествие.
6. Домашнее задание
Рассказ о любой стране Европы по плану, представленному в таблице 1, или прочитать в учебнике первый урок и заполнить дневник путешествия тучки по Европе.
Таблица 1.
1 |
Страна (государство). | |||
Флаг государства | ||||
2 |
Столица. | |||
3 |
Какой народ живёт в этом месте? | |||
4 |
С каким государством граничит? | |||
5 |
Горы там или равнина? | |||
6 |
В каком тепловом поясе находится? | |||
7 |
Какой там климат? | |||
8 |
Какие природные зоны там расположены? | |||
9 |
Растительный и животный мир. | |||
10 |
Что знаете о стране и её жителях? |