Цели урока:
Ознакомить с устройством и принципом действия барометра-анероида и научить пользоваться им.
Способствовать развитию умения связывать явления природы с физическими законами.
Продолжить формирование представлений об атмосферном давлении и связи атмосферного давления с высотой подъема над уровнем моря.
Продолжить воспитание интереса к физике и бережного отношения к природе родного края.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Форма урока: Урок-телепередача.
Оборудование:
- компьютер;
- макет барометра-анероида;
- барометр-анероид;
- карта Республики Татарстан;
- учебник (Перышкин А.В.Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2002.)
К уроку готовится презентация в программе Microsoft Office Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Мы станем участниками увлекательного урока – телепередачи "Очевидное - невероятное".
(На столе учителя - компьютер. На экране появляется первый слайд.)
Рисунок 1.
Сегодня речь в передаче пойдет об атмосферном давлении. О том, каким прибором можно его измерить и о том, как меняется атмосферное давление в зависимости от высоты подъёма над уровнем моря.
II. Актуализация знаний .
Для организации телепередачи мне нужны ассистенты и с этой целью я сейчас проведу кастинг. Тот, кто лучше всех ответит на мои вопросы, тот и станет моим ассистентом на уроке. Мой ассистент будет сидеть за клавиатурой и следить за сменой кадров на экране компьютера.
- Что представляет собой атмосфера Земли? Вследствие чего создается атмосферное давление?
- Кто расскажет об опытах, которые подтверждают существование атмосферного давления? Кто расскажет об опыте Торичелли?
(Учащимся выставляются оценки за домашнее задание)
Таким образом, получается, что вследствие давления слоев воздуха на поверхность Земли создается атмосферное давление. Но для своих опытов Торичелли использовал ртутный барометр.
IV. Сообщение темы урока.
А в учебнике физики в параграфе № 43 на странице 105 рассказано о другом барометре. Прочитайте этот параграф. Выясните, о каком барометре в нем говорится?
Откройте тетради и напишите тему урока.
(На экране компьютера появляется тема урока : "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах".)
Рисунок 2.
V. Знакомство с новым материалом.
Сейчас вы изучите схему устройства барометра-анероида. Напишите в тетрадь для каких целей применяется такой барометр и выпишите названия его составных частей.
Назовите названия частей барометра-анероида.
Подготовьтесь рассказать об устройстве барометра своему товарищу.
(Работа в парах. Ребята рассказывают о барометре друг другу.)
Ваш товарищ подготовил сообщение о том, как работает барометр- анероид.
(На экране появляется изображение схемы барометра- анероида. Один из учащихся рассказывает у экрана.)
Рисунок 3
Значит, при уменьшении атмосферного давления крышка коробочки прогибается вниз, а при увеличении давления поднимается вверх.
- Есть ли у вас вопросы к выступавшему?
VII. Закрепление знаний.
Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом.
Поэтому открываем следующую рубрику передачи "Умелые руки". Перед вами действующая модель барометра.
(Демонстрируется модель барометра-анероида)
1. Посмотрите внимательно на эту модель и подумайте: куда отклонится стрелка барометра при уменьшении давления вправо или влево. Обсудите ответ с товарищем. Ответ напишите в тетради.
Рисунок 4
А теперь проверим при помощи модели. Итак, верный ответ - вправо. Поставьте себе плюс, кто написал верный ответ.
2. Будет ли действовать барометр-анероид, если в стенке металлической коробочки появится трещина? Ответ напишите в тетрадь.
Поставьте себе минус те, кто написал, что барометр будет действовать.
3. По верхней шкале барометра давление измеряют в Паскалях. По нижней шкале – в миллиметрах ртутного столба. Определите цену деления шкал барометра-анероида и максимальное атмосферное давление, которое можно измерить этим прибором.
Какое атмосферное давление регистрирует прибор, показанный на рисунке?
Рисунок 5
Проверим ответы. (Ответ проверяется по записи на доске).
4. (На экране появляется изображение барометра-анероида)
Рисунок 6
Барометр-анероид иногда имеет две стрелки: контрольную и подвижную. При помощи контрольной стрелки можно зафиксировать атмосферное давление, которое было на момент фиксации. Подвижная стрелка указывает давление на данный момент времени. По разности показателей можно судить об изменении атмосферного давления за какой–либо период времени. Запишите в Паскалях, какое давление на показывает контрольная стрелка. на экране. Проверьте ответ. (Ответ проверяется по записи на доске).
Поставьте себе плюс те, кто написал верный ответ.
А теперь запишите это же давление в миллиметрах ртутного столба.
Проверьте свой ответ. Поставьте себе плюс те, кто написал верный ответ.
5. В Москве в понедельник и вторник было давление 747 мм.рт.столба. В среду - 739 мм.рт.столба. В пятницу и субботу 735 мм.рт.столба.
(Изменения давления демонстрируются на модели барометра.)
Изменялась ли при этом погода?
Напишите ответ в тетрадь. Поставьте себе плюс те, кто написал, что погода изменялась. Теперь посчитайте свои ответы. Оцените свои ответы и поставьте себе условную оценку. Эту оценку я обязательно приму к сведению при подведении итогов урока.
VIII. Знакомство с новым материалом.
Изменение атмосферного давления связано с изменениями погоды. А с чем еще связано атмосферное давление?
Для ответа на этот вопрос мы пригласили на передачу известного путешественника Петрова Юру.
(В класс выходит ученик Петров Юра. У него за спиной рюкзак. В руках рулон.)
Юра:
- Я только что вернулся из Азнакаевского района. Там, между деревнями Уразаево и Сапеево, находится гора Чатыр-Тау.
( Юра вывешивает карту Татарстана).
- Эта гора является одним из самых известных памятников природы Татарстана.
Учитель:
- Я, ребята, слышала об этой горе. В последнее время там ведутся активные работы по сохранению этого природного комплекса. Наложен запрет на выпас скота на склонах горы.
Юра:
- У меня был с собой барометр. (Достает из рюкзака барометр.) Я взбирался на самую высокую точку этой горы. И вот что я заметил: чем выше я взбирался, тем меньше становилось атмосферное давление.
Учитель:
Это объясняется тем, что у поверхности Земли нижние слои воздуха сжаты верхними. Как думаете: где будет самый плотный слой воздуха? Какой слой воздуха оказывает большее давление: верхний или нижний? Нижние слои воздуха оказывают большее давление.
Юра:
- Этого я не знал. Но заметил, что на уровне моря при 0 градусов Цельсия давление атмосферы было 760 мм. рт. столба.
Учитель:
- Верно! Это давление называется нормальным атмосферным давлением.
(На экране фотография горы Чатыр-Тау.)
Рисунок 7
Юра:
- Значит: Нормальным атмосферным давлением называется давление равное 760 мм.рт.столба ? Именно при 0 градусах Цельсия. Именно на уровне моря.
Учитель:
- Да! Только при 0 градусах. И только при давлении 760 мм.рт.столба на уровне моря. Ребята! Запишите в тетрадь: какое давление, и при каких условиях называется нормальным атмосферным давлением.
Юра:
- Я готов выслушать ваши ответы. Спасибо, что меня пригласили. Но я тороплюсь в следующее путешествие. До свидания!
(На экране при этом слайд сменяется на домашнее задание)
IX. Домашнее задание.
Замечено, что при подъеме на каждые 12 метров столбик ртути опускается на 1 мм.
Запишите это в тетрадь.
Далее запишите задачу:
(На экране появляется текст задачи).
"Определить высоту горы Чатыртау. Если у подножия горы барометр показывает 760 мм.рт.столба, а на вершине 733 мм.рт.столба".И ответить на вопросы 43 и 44 параграфов.
X. Подведение итогов урока.
- Как называется прибор для измерения давления?
- Какое атмосферное давление называют нормальным?
- Как изменяется атмосферное давление с изменением высоты?
(На экране появляется изображение 2 стратостатов)
Рисунок 8
- На экране компьютера изображено 2 стратостата. Какому из состояний стратостата соответствует большая высота подъема? Ответ поясните.
- А сейчас подведем итоги урока.