Интерактивная экскурсия "Киев глазами А.С. Пушкина"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель программы: образно представить жизнь города ХIХ cтолетия и раскрыть особенности городской культуры.

Оригинальность программы состоит в том, что элементы театрализации способствуют эмоциональному восприятию информационного материала и помогают создать ощущение сопричастности к историческим эпохам. А игровые моменты в пространстве музея позволяют каждому участнику почувствовать желание прикосновения к богатству поэтического языка и, как результат, продолжить знакомство с поэтическим творчеством.

Программа предполагает следующие этапы:

1. Образная мотивация

Встреча детей в классе с костюмированным персонажем – горожанином ХIX столетия.

Рассказ- интрига про жизнь города 200 лет назад (нить с 200 узелками, портреты современников, среди которых – портрет А. С. Пушкина).

2. Информационная часть

Автобусная экскурсия по маршруту въезда в город А. С. Пушкина в 1820 году.

(По ходу экскурсии дети используют индивидуальные "Путеводители"- альбомы с картой города XIX столетия, репродукциями несохранившихся зданий, портретами людей, воссоздающие атмосферу времени).

3. Кульминация

Тематическая экскурсия "Друзья души моей" по залам музея А. С. Пушкина. Экскурсия разработана с учетом возрастных интересов детей среднего возраста с целью воспитания на основе примера дружбы лицеистов благородных дружеских взаимоотношений между детьми

4. Заключительная часть

предполагает возможность интерактивного участия детей – игровое предложение за круглым столом начертать перьями письма, разгадывая строки из лирики А. С. Пушкина, обращенные к друзьям.

Такой интерактивный интеграционный подход, на наш взгляд, интересен тем, что, воспринимая информацию, участники экскурсии становятся творцами, активными участниками действа, ощущают причастность к историческому прошлому и будущему города, формируют активную творческую и гражданскую позицию.

Сценарий экскурсионной программы "Киев глазами А.С. Пушкина"

Интрига: появление в классе персонажа – жителя города в костюме ХIX столетия рассказ о давно-минувших днях, о памяти города, о следах знаменитых гостей города, сохранившихся столетия.

(Нить с узелками символизирует "нить времен", которая уводит в путешествие в 200-летнее прошлое – во времена ХІХ века)

Азартное предложение прямо сейчас отправится в путешествия по следам одного из знаменитых гостей города, и увидеть город глазами путешественника ХIХ столетия.

(Из саквояжа достаются портреты знаменитых горожан и гостей города, среди них – портрет А.С. Пушкина)

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин посетил Киев дважды и был здесь в общем не более 12-14 дней. Но еще до того он знал город и даже “поселили” в нем героев своей первой поэмы “Руслан и Людмила”.

Впоследствии “Киев” ,”киевляне”, “киевский” – не раз встречались в его произведениях.

Впервые Пушкин побывал в Киеве в мае 1820 года по дороге из Петербурга в южную ссылку, представленную как перемещение по службе.

Второй раз – в январе-феврале 1821-го – поэт приезжал уже по собственной воле, с друзьями.

Предполагают и третье посещение в ноябре-декабре 1822 года, но точных сведений об этом не сохранилось.

Первый весенний месяц ознаменовался для А.С. Пушкина завершением поэмы “Руслан и Людмила” и признательной надписью В.А.Жуковского на подаренном собственном портрете - “Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму, 1820 марта 26 Великая пятница”

И в том же марте В.Н.Каразин составил послание министру внутренних дел В.П.Кочубею с мерами по прекращению вольнодумства в России. Письмо содержало донос на Пушкина, и за ним последовало высочайшее указание об обыске и аресте поэта. Директор Царскосельского лицея Е.А.Энгельгардт пробует заступиться, но слышит от Александра I, что “Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает”

Все же заступничество добрых знакомых – Н.М.Карамзина, В.А. Жуковского, А.И.Тургенева помогло, и чиновник коллегии иностранных дел коллежский секретарь Александр Пушкин получил предписание немедленно отправиться курьером в Екатеринослав.

По карте Росийской империи прослеживается марщрут

6 мая 1820 года, А.С.Пушкин покидает Петербург, следует через Великие Луки, Витебск, Могилев, Чернигов и на один или полтора дня оказывается в Киеве, где перебывал, как считают 14-15 мая 1820.

Чудесно выглядел Киев в эту пору весеннего цветения, да еще принарядившийся к празднику Святой Троицы, приходившейся в том году на 16 мая. В садах цвели сирень и жасмин, в изрезавших город оврагах распускался шиповник, на склонах холмов, покрытых зеленью, поэтически смотрелись белые хатки. Каштаны тогда росли только в садах как декоративные деревья, и к середине мая они уже отцвели, но стройный “тополь киевских высот” запечатлелся в памяти Пушкина с первого приезда.

Он еще застал тот, во многом странный и удивительный город, в котором едва зарождавшийся “прогресс” и наступавшая имперская бюрократия, не успели уничтожить дух гетьманщины и козацкой вольницы. Еще витал дух украинского барокко, проявлявшийся не столько в архитектуре храмов времени Ивана Мазепы, сколько в патриархальном быте и в душах коренных киевлян. Со всем этим смешивался еще сохранившийся аромат Древнего Киева – стольного града Киевской Руси.

Но пародокс: этот город на крутом берегу Днепра, приводивших многочисленных путешественников в восторг величием древностей и красотой “романтических видов”, именно как город ими не воспринимался.

Екатерина II, (посетившая Киев с 29 января по 22 апреля 1787 года), писала сыну Павлу: “Странен здешний город: он весь состоит из укреплений да из предместий, а самого города и до сих пор не могу доискаться”. Сопровождавший императрицу граф Сегюр, высказался с элегантной почтительностью: “Киев представляет собой воспоминания и надежды великого города”.

Знакомство с картой маршрута.

Дети приглашаются в автобус, где им выдаются индивидуальные карты Киева начала ХIX века

Маршрут экскурсии:

  • Ул. Хоревая
  • Набережно-Хрещатицкая
  • Набережное шоссе
  • Въезд Пушкина в город со стороны моста Патона по ул. Январского восстания
  • Московские ворота
  • Ул Январского восстания (дом губернатора, Храм Спаса на Берестове)
  • Памятник А.С. Пушкину (пл. Славы)
  • Усадьба князя Ипсиланти
  • Пл. Арсенальная, Никольские ворота
  • Переулок Крепостной
  • ул. Институтская
  • Майдан Независимости
  • Ул.Б. Житомирская
  • Ул.Артема

Облик тогдашнего Киева определялся двумя крепостями, соединенными валами, так называемыми ретраншементами. Одна крепость, заложенная Петром I в начале XVIII века, – Печерская, или Цитадель, и вторая, покинутая тогда же, – Старокиевская крепость. При этом город не имел центра: “голова” его – Печерск, где расположилась киевская администрация, была отделена от “сердца” – Старого Киева и “туловища” – Подола, где проходила вся деловая жизнь. Одноэтажные, деревянные дома и беленькие мазанки теснились, как правило, возле церквей.

К 20-м годам XIX столетия после страшного пожара в июле 1811 года частично отстроили “по регулярному плану” Подол. На большую реконструкцию средств не хватило – началась война с “французом”. Киев по-прежнему оставался небольшим городом. Согласно “Краткой ведомости, сочиненной в 1817 году о числе публичных мест и строений, о заведениях промышленных, о числе партикулярных домов и жителей”, в Киеве проживало 23 514 человек, не считая монашествующих и послушников, военнослужащих и штатских чиновников, а также иногородних, обучающихся в училищах и у ремесников.

В 1817 году в Киеве числилось 49 улиц и 101 переулок, а также 9 площадей и 8 мостов. Обывательских домов было 3 968, из них каменных – только 49. Немощенные улицы освещались редкими масляными фонарями, да и то только на Печерске и в Старом Киеве. Окраины же с наступлением вечеров погружались в глубокий мрак.

Большие неудобства доставлял и ландшафт Киева. Горы его были изрезаны глубокими оврагами, по дну которых текли многоводные ручьи. При ливнях и таянии снегов они превращались в бурные потоки и, разливаясь, приносили много бед.

Однако к 1820 году несколько домов уже образовали зародыш Крещатика – небольшую улицу, доходившую примерно, до нынешней Прорезной. По проекту Андрея Меленского был возведен первый Городской театр. Оттого новая улица стала называться Театральной.

Неудобства в городе создавали и многочисленные киевские валы с большим количеством ворот. Валы были двойными – нижними и верхними, а между ними устраивался ров с подъемным мостом. Соответственно и ворота были двойными.

Въезд Пушкина в город со стороны моста Патона по ул. Январского восстания

Итак, оставив за собой от Петербурга 1 150 верст, А.С.Пушкин 14 мая подъезжал к Киеву. Что открылось его взору, что представилось и почувствовалось поэту?

Киев тогда не имел постоянного сообщения с заднепровской стороной. Весной через разлившуюся реку переправлялись на лодках или пароме. Думается, именно так 14 мая преодолели Днепр Александр Пушкин и его верный “дядька” Никита Козлов.

Они высадились на Наводницкой пристани. Отсюда дорога шла по дну глубокого оврага – по левому берегу впадавшего в Днепр Неводницкого ручья. На правом же его берегу раскинулось рыбацкое селение Неводничи (Наводничи). Этот путь сохранился и поныне в виде Старонаводницкой улицы.

Прибывшие из-за Днепра могли попасть в Дворцовую часть города, куда держал путь Пушкин, двумя путями: по Московской улице, где их встречала принадлежащая Лавре гостиница “Зеленый трактир”, либо более кратким путем – через Цитадель. Второй путь был не только короче, но и интереснее, так как шел через крепость и мимо знаменитой Лавры.

Пушкин свернул направо, к Цитадели. Попасть на ее территорию от Днепра можно было только через Московские ворота, представлявшие собой комплекс сооружений. Сначала надо проехать Нижние ворота и туннель в земляном валу, потом – подъемный мост и Верхние ворота.

Выход из автобуса у Московских ворот

Едва ступив на недавно отремонтированный Наводницкий шлях, Пушкин проникся особенностями киевского ландшафта. Крутые горы, делавшие Киев природной крепосттью, дополнялись рукотворными земляными валами. В них имелось 11 внешних и внутренних выездов, хотя некоторые уже не функционировали.

Поднявшись по эспланаде к Цитадели, Александр Пушкин увидел всю ее внушительную мощь. К подножию взбегала еще целая гряда небольших защитных валов, на равелинах щетинились пушки. Также впечатляли и Московские ворота. Возле Нижних размещались караульня (кордегардия) и гауптвахта, устроенная в отдельном помещении, примерно 17 на 11 метров. Гауптвахта имелась и около Верхних ворот, в ее здании, размером 47 на 17 метров, расположились главный караул, военный суд, содержались подследственные офицеры. Невдалеке, около церкви Феодосия Печерского, была сооружена двухэтажная каменная казарма.

Проехав Московские ворота, единственно сохранившиеся до наших дней, Пушкин с Никитой оказались в Цитадели. Прямо перед ними предстал гарнизонный плац, слева от него – жилые строения и деревянный дом коменданта крепости. Киевским комендантом был тогда генерал-майор Петр Андреевич Аракчеев, родной брат всесильного временщика при императоре Александре I графа Алексея Аракчеева.

Архитектурные строения, виденные А. С.Ппушкиным, и сохранившиеся до наших дней по ул. Январского восстания (дом губернатора, Храм Спаса на Берестове)

Дорога огибала плац и шла по нынешней улице Январского восстания, мимо прекрасно сохранившегося дома “канцелярии генерал-губернатора” (ныне N 29), где в 1806-1808 гг., в бытность Киевским военным губернатором, принимал посетителей фельдмаршал М.И.Кутузов.

Далее справа оставалась церковь Воскресения Христова, слева – Феодосиевская церковь. Сейчас она стоит в начале Цитадельной улицы, которая тогда называлась просто Дорогой в Лавру.

По правую руку Пушкина были “Мазепина стена” и вход в Лавру, по левую – огромное и, по мнению историка Максима Берлинского, “лучшее во всем Киеве здании – новоустроенный Арсенал”, поднявшийся на месте женского монастыря. Вдоль лаврской ограды просматривалась церковь Преображения Господня, или храм Спас на Берестове (здесь венчались со своими избранницами декабристы М.Ф.Орлов, и С.Г.Волконский)

Покинув Цитадель, Пушкин через северо-западные Киевские ворота въехал в городскую часть. Они находились там, где еще видны остатки земляного вала невдалеке от Лаврского переулка.

Далее пролегала Никольская улица – вторая, после Московской, главная улица Печерска, а значит и всего Киева. В ту весну полицмейстер предписал “по Московской мостовой избившиеся бревна в некоторых местах починить, изломанные перила исправить и окрасить”. Во время приезда Пушкина в город, большей частью деревянные пластины уже перестелили, предварительно заменив бревна, в нужных местах. По таким мостовым ездить и ходить удобно, но по другим, менее важным улицам и переулкам, в дожди – почти непролазная грязь, а в сушь ноги утопают в мягком ковре горячей дорожной пыли.

Внимание детей обращается на памятник А.С. Пушкину (пл. Славы),

Усадьбу князя Ипсиланти (рассказ о дневниках князя, о прототипе графа Монте Кристо)

Домовладельцы Никольской улицы были людьми состоятельными, которым ходить пешком было совсем без надобности. Улица эта образовалась в конце XVII столетия. После пожара 1811 года при ограде Пустынно-Никольского монастыря (на четной стороне улицы) были построены многочисленный торговые лавки на этой же сороне улицы стояли нарядные дома.

На том месте, где теперь Дворец детского и юношеского творчества, Иван Мазепа воздвиг собор, названный Большим Николой. В этот храм, сооруженный архитектором И.Старцевым в 1690-1693 г.г., гетьман вложил не только деньги, но и свою “бароккову душу”. Собор, отлично вписавшийся и украсивший панораму Киева, стал своего рода памятником И.Мазепе. Но в 1931 году этот собор был закрыт и отдан под склады военного ведомства и под мебельную фабрику им. С.С.Каменева, а в 1936 г. снесен. Кирпич от разборки использовали при строительстве Театра юного зрителя и школ города. В те же 30-е годы не стало и Никольского монастыря и не его месте было построено жилое здание для завода “Арсенал” (ул. Январского восстания, 3)

Четную сторону улицы время так же не пощадило, за исключением дома князей Ипсиланти (N6). Усадьба принадлежала наследникам Константиноса Ипсиланти – господаря Молдовы и Валахии, участника греческого освободительного антитурецкого движения, нашедшего пристанище в Киеве. В 1820 г. двое его сыновей – Дмитрий и Николай – были адъютантами при генерале Н.Н.Раевском.

На противоположной стороне улицы, левее от дома Ипсиланти, стояли два деревянных флигеля – остатки некогда великолепной усадьбы Кирилла Разумовского. В 80-х годах XVIII столетия здесь был построен огромный дворец с садовым фасадом в сторону Днепра. Роскошные апартаменты большей частью пустовали, но года к бывшему гетьману Левобережной Украины, а в то время генерал-фельдмаршалу обратились за разрешением временно разместить во дворце проходившие через город войска, он, возмутившись, приказал немедленно разобрать деревянный дворец и перевезти в его имение в Яготин. Остались только два боковых флигеля, украшенные четырехколонными портиками на торцовых фасадах. С 1818 года в этой усадьбе жил начальник 4-го пехотного корпуса генерал-майор М.Ф.Орлов, с которым Пушкин был знаком по петербургскому литературному кружку “Арзамас”.

Пл. Арсенальная, Никольские ворота

Далее дорогу пересекал начинавшийся у самого края днепровского откоса овраг, переходивший затем в Большой Кловский. Киевляне называли его Провальем, из него вытекал ручей Клов. Перебирались через Провалье по природному перешейку, на котором стояла “визитная карточка империи” – полосатая караульная будка. Эти будки были хорошо знакомы Пушкину по Петербургу, они будут встречаться ему и в Киеве почти на каждом шагу: в городе имелось тогда 32 таких караула. Будки олицетворяли собой строгость державной власти, но это был только камуфляж и не более.

Их истинную суть проясняет докладная записка киевского коменданта генерал-майора П.А.Аракчеева, составленная не ранее 1819 года: “ Город разделен на четыре части: Киево-Печерскую, Старо-Киевскую, и Подольских две. На все четыре части, то есть на целый город Киев положено ночных сторожа, или нахт-вахтеров 72 человека, кои поступили из инвалидов, им жалование каждому в год по 36 рублей да на шинель по 6 рублей и более совершенно ничего, и из сих денег он должен одеться и кормить себя. Из сих 72 ночных сторожей употребляются 40 для нужных рассылок бумаг и разным лицам извещений, повесток и проч. Последние 32 человека, если остаются для будок и для ночной стражи, … не могут остаться спокойными в будке, – разделяя оных по 8 человек на каждую часть. По обширности города и пространству частей рассылаются для отыскания и взыскания разных лиц, а также призыва в полицию и в части к следствиям по долговым претензиям и по просьбам к ответам. Будучи стары, большей частью слабы и изнеможены своими недостатками во всем нужном, а притом в грязное время, каковое бывает здесь в городе, обратясь к будке нетопленой, не имеет где отдохнуть, и уже совершенно не в силах ни стоять на часах, ни видеть проишествий, а паче - подать кому-либо помощь”.

Полосатые караульные будки стояли на эспланаде, у начала Наводницкой дороги "против кузниц”, на Зверинце “близ озера”, у государева сада, у театра, на “горе напротив Кловского сада”, у Никольского монастыря и в других точках города. Была будка и у моста на Провалье. Позже Провалье частично засыпали и сгладили, а на месте перешейка построили Никольские ворота Новой Печерской крепости. Заложенные кирпичом в стенах военной комендатуры у станции метро “Арсенальная”.

Переулок Крепостной (дом, в котором останавливался А.С. Пушкин)

Проехав Перешеек, Пушкин попал в самый нарядный уголок города и излюбленное место киевской знати – в Липки.

Название этой местности связанно с липовой рощей, которую с северной стороны своего Кловского дворца насадили монахи Киево-Печерскогй лавры. Домовладельцы Липок жили просторно: в каждой усадьбе непременно был сад, где кроме плодовых деревьев, разводили много декоративных кустарников, а также каштаны.

На месте Мариинского парка тогда простиралось пыльное плацпарадное поле, обсаженное пирамидальными толями. Они закрывали собой печальные руины сгоревшего в январе 1819 года творения Бартоломео Растрелли. Не доезжая до плаца, Пушкин свернул в переулок налево. Справа же как раз напротив переулка, еще не названного Крепостным, а именнуемого то Эспланадной улицей, то как-то по другому, осталось трехэтажное каменное здание Присутственных мест. Здесь размещались губернское правление, казенная палата, полиция, помещение для гражданских арестантов и прочие учреждения.

Первая усадьба на углу нынешней улицы М.Грушевского и Крепостного переулка, на том месте, где теперь Центр культуры и досуга Вооруженных Сил Украины, принадлежала генерал-лейтенанту Антону Злотницкому. За ней, на углу будущего Крепостного переулка и Бергичевской улицы (ныне Институтская), находилась усадьба зятя генерала – надворного советника Максима Ивановича Гудим-Левковича. Сюда и держал путь направлявшийся в Екатеринослав Александр Сергеевич Пушкин. Здесь жил генерал-от-кавалерии Николай Николаевич Раевский.

До исследований Татьяны Слюдиковой, считалось, что Раевские жили в доме N14 по улице Грушевского. И поныне о пребывании Пушкина у Раевских именно в этом доме сообщает мемориальная доска на фасаде. Однако , в итоге кропотливых архивных исследований в 90-е годы ХХ столетия, стали известны совершенно иные киевские адреса генерала

Н.Н.Ревского (с 1816 г до января 1819 (до пожара во Дворце) – в Царском дворце, где был также и штаб корпуса, с августа 1819 г. по июль 1821 г . – в доме Максима Гудим-Левковича, с 1 августа 1821 г. до начала 1825 – в доме полковника артиллерии Андрея Иванова, на углу нынешних улиц Институтской и Шелковичной)

Из этих зданий сохранился только дворец, отстроенный после пожара . Трехэтажный дом Гудим-Левковича был снесен в связи со строительством Новой Печерской крепости. Тогда же в этом квартале было снесено еще девять больших усадеб. Владельцы снесенных усадеб получили от города земли. В других местах. Гудим-Левковичам был предоставлен участок уже обветшавшего первого Городского театра. Деревянное здание разобрали, и на его месте архитектор А.Беретти построил в 1851 г. для Гудим-Левковичей гостиницу “Европа”, отчего и Театральная площадь стала именоваться Европейской.

Издерганный последними петербургскими событиями, и обуреваемый мыслями о предстоящем, Александр Пушкин переступил порог дома, в котором квартировал генерал Раевский.

С Раевским юный поет познакомился в северной столице. На ноябрь 1814-го – май 1815 года приходится знакомство с тогда 13-летним подпоручиком и будущим генерал-лейтенантом Николаем Раевским, служившем в Царском Селе в лейб-гапрдии Гусарском полку., через него уже – общение с генералом-от-кавалерии Николаем Николаевичем Раевским и другими членами семьи.

В Киеве Пушкина встретили старший сын Раевского, Александр, 25-летний полковник, и две младшие дочери – 14-летняя Мария и 13-летняяя Софья. И , конечно-же хозяин дома – национальный герой, “Щит и меч России”, на то время – первое лицо в городе. Хозяйка же дома – супруга генерала – Софья Алексеевна – оставалась со старшими дочерьми Екатериной и Еленой в Петербурге.

Пушкин выехал из Петербурга 6 мая, а на следующий день Екатерина нисала брату Александру в Киев: “Это письмо посылаю по почте. Мама забыла послать его с Пушкиным”. Вот такая цепочка: в последний день на севере – у Раевских, в первый день на юге – тоже у них.

В доме Раевских поэт сразу попал в атмосферу устоявшегося семейного быта и уюта, которой так не хватало ему всю жизнь.

На обеде у Раевских 14 мая. Пушкин познакомился с домочадцами и гостями. На обеде присутствовали Лев Васильевич Давыдов,

Александр Львовичи Василий Львовичи Давыдовы – сводные братья Н.Н. Раевского-старшего и двоюродные братья знаменитого Дениса Васильевича Давыдова. С Василием Пушкин мог познакомиться в Царском Селе.

Михаил Федорович Орлов – в 1817 году Пушкин и Орлов одновременно вступили в “Арзамас” Члены этого литературного общества принимали имена из баллад Жуковского. Пушкин стал “Сверчком”, Орлов – “Рейном”, сам Жуковский был “Светланой”, Денис Давыдов – “Армянином”. Петр Вяземский –“Асмодеем”

Дежурный штаб-офицер подполковник Леонтий Васильевич Дубельт –

Адъютанты Александр Павлович Бакунин – учился с Пушкиным в Царскосельском лицее и братья Дмитрий Константинович Ипсиланти – Пушкин мог познакомиться с Дмитрием в Царском Селе.

Николай Константиновичи Ипсиланти, а так же владелец соседней усадьбы командир дивизии Антон Казимирович Злотницкий

Пушкину большинство из присутствовавших были знакомы

В отличие от чопорного Петербурга и барственной Москвы, простодушно-гостеприимный Киев славился своими обедами. И, надо думать, пример показывал корпусный командир Раевский

Как бы ни был курьер Александр Пушкин ограничен во времени, не взглянуть на город он не мог. Ведь именно здесь “жили” герои его поэмы “Руслан и Людмила”. Ему надо было в старый Киев – в город Владимира и Ярослава. По древней Ивановской дороге, ставшей уже Бегичевской улицей, Пушкину нужно спустится в бывшую Хрещатую Долину и подняться в Верхний город.

Майдан Независимости

Ул.Б. Житомирская

Ул.Артема

Посещение музея А. С. Пушкина..

Ребят встречают персонажи XIX века

Знакомство с экспонатами музея , (1 и 2 зал) В 3 зале для ребят установлен круглый стол, с приборами для письма (чернильница, пресс-папье, перья гусиные, заготовки-черновики, которые нужно расшифровать, дополнить, ощущая в себе поэтические ).

Тематическая экскурсия "Друзья души моей" (дружба в жизни и поэзии А.С.Пушкина)

"Блажен, кому судьба друзей послала"

А. С Пушкин

1."Мой брат, родной по музе, по судьбине" В.К.Кюхельбекер (1797-1846)

2."Мой первый друг, мой друг бесценный" И.И.Пущин (1798-1846)

3."Друг Дельвиг, мой парнасский брат" (1798-1831)

Частью тематической экскурсии "Киев глазами Пушкина" является посещение Киевского музея поэта, открытого в городе 26 мая 1999 года к 200-летию А.С.Пушкина.

Экспозиция музея дает возможность познакомить ребят с пушкинской эпохой, рассказать об основных событиях истории России, оказавших влияние на жизнь и творчество А.С.Пушкина (Отечественная война 1812 г, восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г, польское восстание 1830 г и др.)

Рассказывая о жизни роэта в контексте эпохи, экскурсовод (музейный педагог), акцентирует внимание на том, какое место в жизни А.С. Пушкина занимала дружба – дружеские отношения с целым рядом современников. Одни из них были близки А.С. Пушкину короткое время, другие становились друзьями на всю жизнь. И те, и другие, озарённые светом пушкинской славы, дороги нам. Но дороже и ближе те, кто был верен Пушкину во всех обстоятельствах его короткой жизни. Те, кому был верен сам поэт, обладавший, как известно, особым талантом, скорее, даром дружбы.

В 1 зале музея экскурсовод привлекает внимание ребят к портрету В.К.Кюхельбекера, чье имя стало знаменитым и славным в нашей истории, и чья судьба тесно переплелась с судьбой Пушкина (недаром о нем говорят как о "лицейском товарище", как о "друге", как о "поэте пушкинской поры").

Экскурсовод рассказывает о том, как непросто формировались дружеские отношения между юными лицеистами – неуклюжим, рассеянным и обидчивым Кюхлей и не менее обидчивым, ранимым и непредсказуемым Пушкиным. По мере взросления они разглядели и стали уважать друг в друге поэтический талант.

"Мой жребий нем, я лиру избираю" – сказано Пушкиным в первом напечатанном стихотворении "К другу стихотворцу" о Кюхельбекере. Этот жребий (судьба!) поэта и породнил их навсегда.

По окончании лицея Пушкин и Кюхельбекер живут каждый своей жизнью. Кюхельбекер преподает росийскую словесность в Благородном пансионе при Московском университете, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел в Петербурге. Но часто их пути пересекаются. В 1817 и 1818 годах Кюхельбекер вместе с Пушкиным ездил в Царское Село, на праздник 19 октября. В 1819 году произошла ссора Кюхельбекера с Пушкиным из-зи эпиграммы ("кюхельбекерно и тошно"). Кюхельбекер вызвал друга на дуэль. Во время дуэли Пушкин бросает пистолет, и друзья тут же помирились. В 1820 году, когда Пушкину грозит опасность ссылки в Сибирь или на Соловки, Кюхельбекер бросается на защиту друга – стихами. Теперь и ему грозит арест. Выручает еще один лицейский друг – Антон Дельвиг: он уступает Кюхельбекеру свое место секретаря при А.Нарышкине, и 8 сентября 1820 года Кюхелбекер уезжает из России. Еще раньше, 6 мая 1820 года из Петербурга уезжает Пушкин – в южную ссылку. Кюхельбекер живет в Германии, потом в Париже. В Россию возвращается не по своей воле: выслан из Парижа за вольнолюбивый дух, пронизывающий его лекции по русской литературе.

А.С.Пушкин, находясь уже в Михайловской ссылке, Ждет Кюхельбекера к себе. В стихотворении "19 октября" Пушкин обращается к Кюхельбекеру:
"Вильгельм...мой брат родной

По музе, по судьбам.
Я жду тебя, мой запоздалый друг.
Приди, огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи.
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви..."

В ноябре 1825 года Кюхельбекер принят в Северное тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер на Сенатской площади... Осужден за участие в восстании на казнь через "отсечение головы", но пощажён и брошен в тюрьму на долгие годы (10 лет одиночной камеры, 10 лет Сибири).

Когда осужденного Кюхельбекера перевозят из одной крепости в другую, на станции Залазы близ Боровичей происходит неожиданная встреча, отголоски которой мы слышим в стихотворении поэта ХХ века Петра Вегина:

Как на станции Залазы
Две жандармские заразы
Разнимали двух друзей,
Обнимающихся пылко.
Бледнолицый ехал в ссылку,
И из ссылки – что смуглей.
Два поэта – лицеиста...
..........................................
Кто посмел прервать объятья?
Кто посмел – тому проклятье!
Лицеистам – бронзоветь!
Над всечастной суетою
Их объятие святое
Нам осталось как завет.

Музейный педагог предлагает ребятам ознакомиться с документами, запечатлившими встречу Пушкина и Кюхельбекера _ последнюю в их жизни:

Записью в дневнике А.С. Пушкина от 15 октября 1827 года;

Доносом фельдъегеря;

Отрывками из писем В.К.Кюхельбекера,

А также его стихами, посвященными А.С.Пушкину.

" Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошел высокий, бледный и худой молодой человек с черной бородой. Увидев меня, он с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга, и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятья. Жандармы нас растащили. Фельдегерь взял меня за руку с угрозами и ругательствами – я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали. Я поехал в свою сторону"

АСП. Дневник, 15 октября 1827

Из доноса фельдегеря:

"К преступнику бросился некто гПушкин и начал после поцелуя с ним разговаривать. Я найпоспешнеше отправил как первого, так и второго за полверсты от станции, дабы не дать им разговаривать. Г-н Пушкин просил меня дать Кюхельбекеру денег, я в сем ему отказал. Г-н Пушкин кричал и говорил, что пожалуется царю.."

Из письма Кюхельбекера: "Свидания с тобою, Пушкин, ввек не забуду" (1828, 10 июля)

И позднее, в октябре 1830 г, письмо Кюхельбекера А.С.Пушкину:

"Помнишь ли наше свидание в роде чрезвычайно романтическом... Как ты через семь с половиною лет мог узнать меня...вот чего не постигаю!

Вчера был лицейский праздник: мы его праздновали не вместе, но – одними воспоминаниями, одними чувствами".

Через 6 лет, в октябре 1836 г, рождаются "лицейские" стихи Кюхли:

Предстаньте мне, друзья!
Пусть созерцает вас душа моя,
Всех вас, Лицея верная семья!

И дальше – строки, посвященные Пушкину:

Твой образ свет мне
В море темноты,
Твои живые, вечные мечты
Меня не забывали в ту годину,
Когда, уединен, ты пил кручину.

Глубокая скорбь о погибшем поэте, друге во всех стихах после 29 января 1837г:

"И вот опять Лицея день священный,
Но уж и Пушкина меж нами нет,
Не принесет он новых песен вам,
И с них не затрепещут перси ваши,
Не выпьет с вами он заздравной чаши,
Он воспарил к заоблачным друзьям..."

19 октября 1837 г.

Музейный педагог, завершая рассказ о В.К.Кюхельбекере, предлагает прочитать роман Ю.Тынянова "Кюхля", написанный на основе архива В,Кюхельбекера.

Продолжение темы "Друзья души моей" звучит после знакомства слушателей с экспонатами, пришедшими в музей из пушкинской эпохи:

Литографией "Императорский Царскосельский лицей";
грифельной доской; свидетельством об окончании Пушкиным Лицея (копия) и другими.

Показывая детям литографию "Царскосельский лицей", экскурсовод предлагает детям определить окно, общее для комнат №13 и №14 – комнат, в которых жили А.С. Пушкин (№14) и Иван Пущин(№13).

Пушкин и Пущин - соседи "по лицейскому быту", и по этой причине их общение было особенно частым и тесным.

Музейный педагог читает сцены из пьесы С. Ермолинского "Лицейские годы" (М., 1982)

"Ночные шепоты" и "Ночные полушепоты".

По окончании чтения предлагает ответить на ряд вопросов:

- О чем чаще всего говорили юные Пушкин и Пущин?

- Каковы их мечты, жизненные планы? И др.

Выслушав мнение ребят, экскурсовод продолжает рассказ о судьбе Ивана Пущина, о его верности лицейскому братству.

Пущин знает, что Пушкин с августа 1824 года находится в с.Михайловском, куда он выслан из Одессы по настоянию М.С.Воронцова. Поэт несвободен во всем, кроме творчества. Он не имеет права выехать из Михайловского даже на короткое время. "Печален я, со мною друга нет", - признается Пушкин. И вот происходит чудо : 11 января 1825 года в Михайловское приезжает Иван Пущин! Эта встреча описана в романе И.Новикова "Пушкин в Михайловском".

Педагог читает страниы из романа .

Через 9 месяцев в стихотворении "19 октября" Пушкин посвятит другу признательные строки:

Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил...
Ты усладил изгнанья
День печальный,
Ты в день его Лицея
Превратил."

Встрече Пушкина и Пущина в Михайловском псвящены строки многих поэтов. Музейный педагог знакомит детей с произведениями К.Ваншенкина "Колокольчик" , А.Парпары "Мой первый друг".

Рассказ о судьбе Ивана Пущина продолжается.

14 декабря 1825 года Иван пущин на Сенатской площади. Более того, он принял командование теми частями, которые оказались без струсивших командиров. Пущин покинул Сенатскую площадь одним из последних. Надетый на него плащ деда-адмирала, оказался простреляным в нескольких местах...

Начались аресты. У Пущина была возможность уехать за границу: бывший лицеист Александр Горчаков привез ему заграничный паспорт и деньги. Пущин отказался. Для него согласиться бежать означало предать друзей. Верность дружбе стоила для него 31 года тюрьмы, каторги и ссылки. Смертная казнь была заменена 20 годами каторги и вечным поселением в Сибири. В далекую Читу А.С.Пушкин передает своему лицейскому другу строки привета, благодарения и молитвы.

Звучит романс "Мой первый друг".

Только в 1856 году Пущин возвратился из Сибири. Он побывал с визитом у Н.Н.Пушкиной-Ланской, встретился с 80-летним слугой (точнее, другом!) Пушкина Никитой Козловым, повидался с лицеистами Данзасом, Матюшкиным, Яковлевым, Корфом, с директором Лицея Энгельгардтом.

15 августа 1858 года И.И.Пущин завершил свои "Записки о Пушкине".

Экскурсовод показывает книжечку "Записки о Пушкине", читает несколько строк. Завершает этучасть темы рассматривание портрета И.И.Пущина..

Один из особенно дорогих сердцу Пушкина друзей – Антон Дельвиг, Тоша, как его звали лицеисты.

Дельвиг – тоже поэт, и он первым предсказал поэтическую судьбу друга-лицеиста:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдает его громким пением!

(1815 г)

Слова Прощальной песни лицеистов написаны в 1817 году именно Дельвигом:

Шесть леит промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шевствуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку,
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас.

"Вечная разлука" стала реальностью в апреле 1831 года, когда А.Дельвиг внезапно скончался.

"Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду, около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели..."

Пушкин не смог пойти на лицейскую встречу 19 октября 1831 года..

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной,
И ждал тебя...
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

19 февраля 1825 года Дельвиг приехал к Пушкину в Михайловское и прожил в гостях у друга до 26 апреля. Это было счастливое время для обоих друзей-лицеистов.

В 1831 году Пушкин написал пророческие стихи:

И мниться, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда в толпу теней родных
Навек от нас ушедший гений.

Для Пушкина Антон Дельвиг –"гений" поэзии и "гений" дружества...

Именно тогда рождаются горестные строки:

Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину..."

Экскурсовод показывает портрет А.Дельвига, им основанную "Литературную газету" (1830 №52);

Читает стихи А.С.Пушкина, посвященные Дельвигу: "Дельвигу" (1817), "К портрету Дельвига"(1820), "19 октября" 1825 г.

Творческая часть встречи продолжается за круглым столом в 3-м зале музея. На столе – чернильница и гусиные перья, а также листы бумаги с набранными строками из лирики Пушкина 1813 –1817 годов, посвященными дружбе, друзьям, дружеству.

Дети вчитываются в строчки, переписывают перьями пушкинские фразы в свои альбомы. Таким образом начинает формироваться культ дружбы, облагороженной опытом великого русского поэта, его поэтическими откровениями. Внимание детей направленно на выбор слов, которые выбирал А.С.Пушкин для обращения к своим друзьям ("Любезный друг", "друг бесценный", "милый друг", "друг сердечный" и др).

Лицейские друзья –это "милые братья", поэт желает им "надежд, восторгов, упоенья", желает "узнать любовь, неведомую мне".

Стихотворными посланиями друзьям заполнены страницы рукописных альбомов лицейских лет:

Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер быстротечный
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

В минуты личной горечи, обиды юный поэт готов разделить с друзьями их радость.

В "Послании к Юдину" (1815г) читаем:

Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать
Скажи, о сердцу друг бесценный,
Мечты ль и дружба, и любовь?

С другом поэт делиться "счастливыми снами".

Мой друг, я для тебя воспел
Мечту. Младых певцов удел.
В мечтах все радости земные
Судьбы всемощнее поэт.

Поэт радуется новой, после разлуки, встрече с друзьями:

Опять я ваш, о юные друзья!
Туманные сокрылись дни разлуки,
И другу вновь простерлись наши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я

Дружба, дружество – это высокоценимое товарищество, это мир вдохновения и поэтического состояния.

Друзья – это необходимые для поэта собеседники в его творческом движении.

Друзья – это особая поэтическая сфера, это источник творческого вдохновения.

Блажен...кто...дни делит
Меж трудов и лени,
Воспоминаний и надежд;
Кому судьба друзей послала,
Кто скрыт по милости Творца,
От усыпителя – глупца,
От пробудителя – нахала.

И я слыхал, что Божий свет,
Единой дружбою прекрасен,
Что без нее отрады нет,
Что жизни путь нам был ужасен,
Когда б не тихой дружбы свет.