Цели:
- сформировать понятия “гидросфера”, “мировой круговорот воды”, изучить составные элементы гидросферы, причины мирового круговорота воды;
- актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения делать выводы;
- способствовать экологическому воспитанию, формируя представление о значении воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней.
Оборудование: магнитная схема “Мировой круговорот воды в природе”, глобус, учебники, аудиозаписи песни из мультфильма “Капитошка”, шумов дождя, ручья, моря, костюм мультипликационного героя Капитошки, раздаточный материал – “капельки” с заданиями.
Методы: интерактивное упражнение “ледокол”, работа в группах, проблемное изложение, беседа, рассказ, объяснение, иллюстративный метод, игровой метод.
Ход урока
План
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Значение воды в природе и жизни человека. Понятие “Гидросфера”.
2. Составляющие гидросферы.
3. Свойства воды.
4. Мировой круговорот воды в природе и его значение.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Заключительный этап.
Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!
Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.
Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”. Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?
Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь “скульптором лика земного”. Привычная “кухня погоды” немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97 % состоит из воды… Недаром один из биологов определил жизнь как “одушевленную воду”, а французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: “Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…”.
Много ли на Земле воды? Давайте посмотрим на глобус. 5/6, или 71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой. Изо всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой. Тема сегодняшнего урока – “Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе”.
Рассмотрим, из каких частей состоит гидросфера. Учитель чертит на доске секторную диаграмму, показывающую долю в общем объеме гидросферы вод Мирового океана, вод суши и атмосферы. Задание ученикам: пользуясь учебником, назвать составляющие части Мирового океана, воды в атмосфере, вод суши.
Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.
Ученики называют свойства воды:
- существование в природе в трех взаимопереходящих агрегатных состояниях;
- изменение объема при нагревании и охлаждении;
- вода – высокоэффективный естественный растворитель.
Воду какой части гидросферы люди используют в повседневной жизни? Воды суши составляют всего 3,5 % общего объема гидросферы. Надолго их человечеству не хватило бы. Кроме того, реки год за годом отдают воду океану. Но благодаря свойству воды переходить из одного агрегатного состояния в другое, Мировой океан постоянно восполняет через атмосферу убывающие воды суши… Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана через воздушную оболочку на сушу и обратно в океан называется мировым круговоротом воды в природе.
Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм ее мирового круговорота?..
Под песню из мультфильма появляется мальчик-“Капитошка”.
Капитошка:
Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…
Приглашаю всех в путешествие, во время которого мы узнаем секрет неисчерпаемости воды!
Учитель: Предлагаю принять предложение Капитошки. Мысленно перенесемся на берег океана… На фоне аудиозаписей звуков морского прибоя, дождя, ручья учитель при помощи магнитной схемы объясняет механизм большого и малого круговоротов воды:
Океан —> воздух —> океан – малый круговорот воды в природе.
Океан —> воздух —> суша —> океан – большой круговорот воды в природе.
Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.
Капитошка: О воде и разных составляющих частях гидросферы люди сложили много загадок, пословиц и поговорок. Например, “Водица – всему царица”… А какие пословицы, поговорки, загадки о воде знаете вы? (Приложение 1.)
А еще я хочу проверить, насколько внимательными вы были на сегодняшнем уроке. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин. представители групп отвечают на вопросы заданий. (Приложение 2.) Учитель оценивает работу групп.
Вижу, сегодня вы отлично потрудились! Интересно с вами, но мне пора возвращаться назад, в тучку. До встречи!
Учитель: Первый урок по изучению гидросферы подходит к концу. Дальнейшее знакомство с миром воды принесет еще множество интересного. А пока запишите домашнее задание. Домашнее задание: прочитав соответствующий параграф учебника, выучить определения гидросферы и мирового круговорота воды и дать ответы на вопросы в конце параграфа. Спасибо за хорошую работу!
Литература
- Довгань Г.Д. Усі уроки географії у 6 класі. – Харків: Вид. гр. “Основа”, 2006. – 288 с.
- Дудко Т.В. Вода – особлива речовина, найважливіший мінерал на Землі. Світовий кругообіг води. // Географія. – 2006. – № 1. – С. 13-14.
- Лосев К.С. Вода. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 272 с.
- Маршак С.Я. Радуга-дуга. – М.: Детская литература, 1988. – 158 с.
- Сказки, пословицы, загадки. – М.: Детская литература, 1988. – 32 с.