Более двадцати лет в январе проходит месячник математики. Первую учебную неделю работаем с малышами: старшеклассники проводят часы веселой математики, конкурс вычислителей в 1-4 классах, математический бой по таблице умножения между 3 и 4 классами. Вторую неделю проводятся различные мероприятия в 5-9 классах, затем в 10-11 классах и общешкольные мероприятия. Это математические КВНы, уроки занимательной математики, путешествие по стране “Математика” для 5-8 классов, уроки-игры и т.д.
Есть конкурсы, придуманные мною - вот ими поделюсь.
- Общешкольный конкурс вычислителей (с 5 по 11 классы). Готовлю на доске и закрываю три примера. Участвуют по 3-4 человека из 5-11 классов. Вначале открывается пример на все действия с натуральными числами. Жду первых трёх участников, кто быстро и верно решит этот пример (и молча мне покажет ответ), затем пятиклассники уходят и я открываю второй пример- на все действия с десятичными дробями. Также определяем трёх первых, затем открываем пример на обыкновенные дроби. Из девяти первых решивших определяются победители конкурса. Ими необязательно будут старшеклассники.
- Только два года провожу “Задачу дня”, а какой интерес вызвал этот конкурс у детей! Каждый учебный день появляется одна занимательная, устно решаемая, задача. Дети решают на переменках, фамилия решившего записывается в находящийся на том же стенде “Список самых быстрых решателей математических задач”, он получает небольшую шоколадку. На следующий день- новая задача, новый победитель и так до конца января.
- Конкурсы рисунков на координатной плоскости, наверное, проводятся в других школах. Я расскажу о конкурсе рисунков с помощью циркуля. Рисунки двух видов: замысловатые узоры, выполненные с помощью циркуля и фигурки животных, цветы и т.п., также с применением только циркуля. Выполнить такие рисунки очень даже непросто.
- Игра “Угадай-ка”.В один из дней в январе вывешиваются вопросы, например: Сколько жителей в нашем селе? Сколько в нашей школе мальчиков? Сколько конфет в плотно закрытой стеклянной банке? И др. Рядом лежит тетрадь и ручка учащиеся пишут свою фамилию и предлагают ответ. Те, кто ближе всех к ответу, получают призы.
Задача дня.
- По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
И вопрос мой к вам таков: Сколько было петухов?
- Мама дала детям конфеты: дочери- половину всех
конфет и одну ещё, сыну- половину остатка и ещё 5
конфет. После этого конфет у мамы не осталось.
Сколько было конфет у мамы?
- В доме у одной девчушки жили-были зверушки. Все
они, кроме двух,- лягушки,
и ещё у малышки все звери, кроме двух, -мышки. Скажу вам : “ У нашей крошки все звери, кроме двух, были кошки.
Сосчитайте сколько зверей жило у девочки?
- Из книги выпала какая-то её часть. Первая
страница выпавшего куска имеет номер
387, а номер последней страницы состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке.
Сколько листов выпало из книги?
- За пять недель пират Ерема способен выпить
бочку рома.
А у пирата у Емели ушло б это две недели.
За сколько дней прикончат ром пираты, действуя вдвоем?
- Гриша с папой пошёл в тир. Уговор был такой:
Гриша делает 5 выстрелов и за
каждое попадание в цель получает право сделать ещё 2 выстрела. Всего Гриша сделал 17 выстрелов.
Сколько раз Гриша попал в цель?
- Имеются 10 мешков монет. Известно, что в одном из
них монеты фальшивые.
Настоящая монета весит 10 граммов, а фальшивая- 9 граммов.
Как при помощи одного взвешивания на весах с делениями определить мешок с фальшивыми монетами?
- Сошлись два пастуха, Иван и Петр. Иван и говорит
Петру: “Отдай-ка ты мне одну
овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!”
А Петр ему отвечает: “Нет! Лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас будет овец поровну!”.
Сколько овец было у каждого?