Как мы знаем свой край?

Разделы: География


Цели задачи:

  1. Повторить, закрепить и проверить знания по основным понятиям раздела “Географии населения”, на примере Красноярского края.
  2. Закрепить понятия: “естественный прирост”, “естественная убыль”, “демографический взрыв”, “демографическая политика”, “миграция”, “агломерация” и т.д..
  3. Проверить умения проводить анализ половозрастных пирамид, таблиц, графиков, и диаграмм.
  4. Научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной информации.
  5. Отработать умения решать задачи по определению естественного движения населения.
  6. Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Оборудование: Изображение половозрастных пирамид, кроссворд к теме, различные виды карточек заданий.

Тип: Итоговое мероприятие обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения мероприятия: урок-игра.

Накануне мероприятия учащимся даётся задание:

1. Повторить понятия и термины по теме (воспроизводство населения, миграция, демографический взрыв, депопуляция, трудовые ресурсы.)

2. Повторить основные вопросы темы:

  • каковы особенности воспроизводства населения?
  • какова численность и структура трудовых ресурсов?
  • каковы основные причины смертности?

Проанализировать на примере Красноярского края.

3. Потренироваться решать задачи по определению показателей естественного и механического движений.

а) рассчитайте коэффициент рождаемости для Красноярского края за 2002 год, используя следующие данные: Р = 2223 человека; Н1( население на начало года) = 4723 человека; Н2(население на конец года) = 4725 человека;

б) рассчитайте коэффициент прибытия, используя следующие данные: П(число прибывших за год человек) = 2750; Н1= 722 человека; Н2= 2028 человек;

в) рассчитайте численность ЭАН., уровень безработицы и уровень занятости населения России в 1999 год, используя следующие данные: число занятых в экономике – 61261 человек; число безработных – 9094 человек;

4. Провести небольшое социологическое исследование по подсчёту количества детей в семье ( в ряде поколений)

Анкета:

а) Ф. И. О.

б) Сколько было детей у вашей прапрабабушки?

в) Сколько было детей у вашей прабабушки?

г) Сколько детей у вашей бабушки? И место их проживания: село или город? Какое образование: среднее или высшее?

д) Из скольких человек состоит ваша семья сегодня?

е) Вспомните сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в Красноярском крае ( ~ 10 семей ) с уточнением их года рождения до 1992 года и после;

5. Сформировать группы-команды для участие в игре.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Представление команд ( название и приветствие ). Выбор жюри, его представление. Каждая команда представляет своё название, прокомментировав его в стихах, и эмблему.

II. Конкурс “Разминка”

Решение кроссворда по теме (его чертёж на доске ).

Рис. 1

Вопросы кроссворда:

1. Один из элементов воспроизводства населения?

2. Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

3. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солёности воды.

4. Скопление городов, их слияние?

5. Процесс роста городов и увеличения числа горожан, распространение городского образа жизни?

6. Люди, выезжающие за пределы страны?

7. Один из типов этнических общностей?

Ответы:

1) Рождаемость, 2) Миграция, 3) Промилле, 4) Агломерация, 5) Урбанизация, 6) Эмигранты, 7) Нация.

III. Конкурс: “Что такое? Кто такой?”

От каждой команды выдвигается по 1-2 представителя – конкурсанта. Необходимо прокомментировать содержание понятий.

Карточка № 1

Эмигрант

“Естественный прирост”

Урбанизация

850 тысяч человек

Россия

Карточка № 2

Иммигрант

“Демографически взрыв”

Город

6 миллиардов человек

Красноярск

IV/ Конкурс “математиков”

Предлагается быстрее и правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения каждой из команд. С целью экономии времени учитель пишет условие на доске, но прикрывает его до наступления конкурса. Затем решение должно быть прокомментировано.

Условие задачи:

В начале года в районе проживало 12000 человек. Коэффициент естественного прироста за год составил 3 промилле, а сальдо миграции 300 человек. Определите число жителей на конец года.

В то время как участники соревнующихся команд решают задачу, проводится игра с болельщиками.

Задание: Откуда произошло название “Красноярск”?

V. Конкурс: “Если бы…!”

Проводится на основе знаний учащихся о демографической политике.

Задание: Если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

Каждая команда по очереди высказывается по данной проблеме. При этом учащимся (например) будут даны самые разные варианты ответов – от дорогих подарков многодетным семьям до штрафов за наличие одного ребёнка в семье. Задание активизировало внимание учащихся, заставило их творчески обдумывать вопрос и принять необходимое решения. Завершить этот конкурс учитель может, приведя выводы демографов о семье будущего. Конечно же, их прогноз составлялся достаточно давно, но он весьма привлекателен и интересен. Так вот, семья должна быть такого состава: двое родителей и не менее трёх детей. Третий ребёнок необходим для компенсации в случаях непредвиденных потерь (детской смерти, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире, со стереотелевизорами (с голографическим эффектом), компьютером (хранителем информации), видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчён различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будет царить любовь и уважение, семья будет счастливой.

В некоторых классах при изучении раздела “Население” можно предложить написать сочинение – размышление на тему: “Какой должна быть семья будущего?” На данном мероприятии можно зачитать выдержки самых интересных из них.

VI/ Конкурс: “Домашнее задание”.

Командам было дано следующее домашнее задание:

1. Проведение социологического исследования в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте вывод. Выявите причины изменение количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

Например: Учащиеся представили свои графики (Рис.2) и сделали выводы:

Рис.2. График изменения числа детей у женщин в семье.

2. Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе (для исследования достаточно 10-20 семей). Следует так же учесть число в семьях, образованных до 1991-1992г.г. (начинания именно с них происходит существенное снижение рождаемости). Результаты проделанной работы отобразить в столбиковых диаграммах (Рис. 3.)

Например

Рис.3. График изменение числа детей в семье.

Фамилии семей:

1. Потаповы

2. Рудаковы

3. Некрашевич

4. Квятковские

5. Ревенко

6. Моисеенко

7. Георгиевские

8. Наделяевы

9. Малышевы

10. Бурмакины

Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:

- Будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье?

- Изменился ли тип воспроизводства населения на уровне семьи?

VII. Тест для капитанов команд.

Вопросы:

I. 1. Чему равна общая численность населения в г. Красноярске? (850 тыс. человек)

2. Сколько родилось детей в 2003? (152 человека)

3. Чему равно количество административных населённых пунктов в Красноярском крае? (42)

4. Как называется процесс сокращения численности населения? (Депопуляция)

5. Какова плотность населения Краноярского края?

II. 1 Чему равна численность населения России? (142,5 млн./чел.)

2. Чему равно количество общеобразовательных школ в крае?

3. В Балахтинском административном районе Красноярского края есть дом – отдыха общекраевого значения? (Красноярское Загорье.)

4. Что называется трудными ресурсами? (Трудоспособное население в трудоспособном (рабочем) возрасте; мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года, а так же занятые пенсионеры и подростки (дети от 14 до 16 лет)).

5. Какова доля русского населения Красноярского края?

В конце игры слово предоставляется жюри, которое подсчитывает баллы, определяет победителя.