Открытий инновационный дифференцированный урок МХК по теме: "Живопись эпохи мезолита"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид урока: интегрированный (литература, история, музыка, рисование) урок- путешествие с использованием новых информационных технологий.

Цели урока: сформировать представление о характерных особенностях живописи эпохи мезолита (в сравнении с живописью эпохи палеолита); ввести понятие "пикто- грамма"; проследить эволюцию художественного сознания первобытного человека на примере живописи эпохи мезолита; развивать навыки элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя.

Оборудование: комплект слайдов с музыкальным сопровождением.

Ход урока

I. Введение темы урока.

На экране - изображение первобытного человека (Рисунок №1), звучит барабанная музыка, ученики читают стихотворение В. Берестова "Первые рисунки":

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылён,
Упал и, умирая, шевелится
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

Рисунок 1

Рисунок 1

Учитель: По вступлению к уроку вы поняли, что речь сегодня вновь пойдёт о том, как жил человек на заре своей истории, чем он заполнял свой быт, во что верил и чего боялся, как развивалось первобытное искусство.
Сегодня вы не просто ученики, вы - представители двух племён, живущих в далёком каменном веке. Первое племя представляет эпоху палеолита, первого периода первобытной культуры, второе - эпоху мезолита. Каждое племя выбрало себе вождя и тотем.

Вопрос: Что такое тотем и с чем связано появление тотемов?

Вожди представляют тотемы своего племени и рассказывают их историю.

Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в каменный век. На развитие искусства всегда, во все времена влияли изменения материальной культуры. Поэтому, прежде чем говорить об искусстве, давайте вспомним, чем жил человек
в эпоху палеолита, что он изобрёл и чего достиг.

Примерные ответы учащихся: Обнаружив пещеру Альтамиру, испанец Саутуола открыл нам не только росписи этой пещеры; он открыл человечеству огромный пласт первобытной культуры, о существовании которой люди и не догадывались. Учёные стали изучать эту живопись, и мы узнали, как жил первобытный человек, что он умел.
Мы узнали, что в эпоху палеолита жившие тогда люди занимались по большей части собирательством и охотой, но уже научились делать составные орудия, добывать огонь, освоили плетение, научились передвигаться по воде. Главным из всех этих занятий была охота. Зверь был основой существования людей первобытной эпохи: мясом они питались, из шкур шили одежду, покрывали ею шатры, кости шли на изготовление первых орудий труда, из них изготовляли магические или иные предметы.

Вопрос: Что из себя представляла живопись эпохи палеолита?

Экран: Живопись эпохи палеолита.

Ученик: Представьте себе, что мы входим в пещеру, где когда-то жил первобытный человек. В сырую и тёмную глубину пещеры трудно попасть: надо пробираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через подземные реки и озёра. И вдруг мы замираем от неожиданности: перед нами бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзённый стрелой.

Рисунок 2

Рисунок 3

Звери огромные, видимо, такими они были на самом деле. Рисунки выполнены цветными красками, земляными или минеральными, изготовленными на основе осадочных горных пород (охра, сажа, мергиль). Благодаря тому, что в глубинах пещер круглый год держатся приблизительно одинаковые влажность и температура, живопись палеолита хорошо сохранилась. Судя по рисункам, зверь был главной темой первобытного искусства эпохи
палеолита. Изображения убитых и раненых зверей и просто фигур животных имело целью
заворожить, околдовать зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты. Рисуя того или иного
зверя на стенах святилища, "художник", конечно, не собирался украшать пещеру и не думал о том, что пишет картину. Рисуя фигуру зверя, человек познавал его и как бы "овладевал" животным. "Наверное,- думал обитатель пещеры,- и в рисунке живёт душа зверя. Только надо его нарисовать со стрелой в боку или побитого камнем и спеть колдовскую песню". Перед рисунками животных мужчины племени совершали магический обряд: пели, танцевали, произносили заклинания, раскрашивали тела определённым образом, метали копья в нарисованных животных - всё это делалось перед началом охоты, чтобы она была удачной.

Учитель: Человек шёл своим путём, постигая и подчиняя себе окружающий мир. В 10 веке до нашей эры он вступает в эпоху мезолита.

Вопрос: Что же изменяется в его жизни?

Ученики: С таянием ледников, покрывавших в палеолите обширные пространства Европы и Азии, Северной Америки и севера Африки, тундра и степи, где обитали огромные медведи, зубры, мамонты, дикие лошади, заросли дремучими лесами. На смену животным ледниковой поры пришли лоси, олени, мелкие стадные животные. На них
легче было охотиться, их можно было приручить. Это укрепило в человеке сознание
собственной силы, значимости. Люди научились культивировать некоторые виды расте-
ний. У них появилась дополнительная пища и рабочая сила.
У человека появились лук и стрелы. Первые попытки возделывания земли привели к
тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать. Появились первые средства передвижения по воде, и человек стал осваивать рыболовство.

Учитель: Все эти перемены, безусловно, оказали сильное влияние на мировоззрение и самосознание человека, на развитие его представлений о мире. Принципиально изменилось и изобразительное творчество.

Экран: Живопись эпохи мезолита.

Экран: Рисунок №4.

Рисунок 4

Рисунок 4

Вопросы:
- Похож ли этот рисунок на предыдущие?
- Кто появляется в рисунках помимо животных?

Учитель: Итак, появляется новый персонаж - человек. Человек начинает изображать самого себя, выделяя тем самым себя из окружающей среды.

Вопрос:
- Есть ли различия в изображении людей и животных?
(Лёгкие, удлинённые фигуры людей переданы схематично, тогда как животные нарисованы правильно, реалистично).

Рисунок 5

Рисунок 5

Вопрос:
- Как вы думаете, что изображено на этом рисунке?
(Рисунок передаёт сцену, событие, действие).

Учитель: Изображение в эпоху мезолита, особенно изображение человека, стилизируется, схематизируется, сводится почти к знаку.

Делаем вывод: В чём отличие живописи мезолита от живописи палеолита?
(Огромное место в изображениях занимает человек и его действия. Человек передан схематично. Нередко изображения людей и животных представляют собой
многофигурные композиции. Это своего рода рисунок-рассказ, т.е. он передаёт какую-то информацию).

Вопрос: - Как вы думаете, какие средства информации были доступны первобытному человеку?
(Речь ещё не очень развита, больше общались на языке жестов, букв не было).
- Как же можно было сохранить информацию надолго?
(В рисунках).

Учитель: А если рисунок нужен для того, чтобы оставить какое-то сообщение, значит, его можно упростить, изображая всё схематично, в виде значка.
Такое упрощённое изображение-значок называется пиктограммой, а письмо - пиктографическим.

Экран: Рисунок №6, №7.
Попробуйте расшифровать эти записи

Рисунок 6, 7

Рисунок 6, 7

Учитель: Человечество долго пользовалось таким рисуночным письмом, пока не была изобретена письменность.

Вопрос: - Встречаются ли в нашей жизни такие значки-символы?
(Дорожные знаки, светофор, реклама).

Учитель: Представьте себе: символы постепенно упрощаются, становятся всё менее похожими на конкретное изображение, всё более лёгкими в начертании.
Так появились буквы.

Экран: Рисунок № 8.

- Что напоминает изображение? (Голова быка).
А если перевернуть? (Буква А).
Экран: Рисунок № 9.

Рисунок 8, 9

Рисунок 8, 9

Учитель: Эту букву с самого начала называли "алеф", вероятнее всего, по шумерскому слову "бык".

Вывод: Рисуночное письмо явилось основой письменности.

Задание племенам: А теперь попробуйте рассказать друг другу о каком-либо событии в жизни вашего племени на языке пиктограмм.

-Учащиеся рисуют пиктограммы, обмениваются, расшифровывают.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с искусством эпохи мезолита. Сделайте в тетради краткую запись об особенностях этого искусства. (Схематическое изображение человека и его действий. Пиктографическое письмо).

Учащиеся подводят итог сказанному, делают выводы, записывают в тетради, затем читают записи.