Классный пикник

Разделы: Внеклассная работа


Конец учебного года.

Все взрослые: родители и учителя прекрасно понимают, что обозначает, казалось бы совсем безобидная фраза – “конец учебного года”. Для учителей это в первую очередь отчет о проделанной работе, анализ плюсов и минусов своей педагогической деятельности, планирование. Для родителей это счастливый выдох: “Гора с плеч. Ведь впереди три месяца отдыхать от домашних заданий”.

А для детей? Для них конец учебного года означает начало новых приключений: отдых в лагерях, поездка в деревню, пикники на даче и т.д. И к этому они желают приступить, не откладывая в долгий ящик, так сказать, не отходя от кассы. Получив табеля с годовыми отметками (но ведь не смотря ни на что жизнь продолжается) и подписью – “переведен(а) в … класс”, они готовы с головой окунуться в жизнь, которая несет много новых ощущений.

А начать непременно нужно с похода. При объявлении этого события слышится громогласное “Ура!”. И совершенно не важно, какие оценки в табеле, ведь в походе ты не ученик, ты просто человек, и тебя не спросят урок, который ты не выучил, и никто не станет приставать с вопросом “почему?”, и, конечно же, ты не станешь писать проверочные работы и итоговые тесты.

Чем хороши эти мероприятия? Совсем по-иному смотришь на детей, их родителей. Как говорят психологи – неофициальная обстановка, а значит – непредсказуемые результаты. Именно в подобных мероприятиях познаешь истину, здесь раскрываются абсолютно все с другой стороны.

Я расскажу об одном таком походе. Мы с ребятами его назвали “Классный пикник”. Почему-то этот прием для меня очень важный. Я всегда пытаюсь хотя бы мысленно назвать то мероприятие, которое либо предстоит провести, либо на котором я присутствую по приглашению. Наверно это с детства – мультфильм “Приключения капитана Врангеля” – как корабль назовешь, так он и поплывет. А первые ощущения редко подводили меня.

Все началось с предложения.

Однажды на уроке (это были последние недели учебного года – подготовка к переводным экзаменам) в классе стояла рабочая тишина. Но нежные солнечные лучи, пробиваясь сквозь тюлевые кружева, пытались создать в классе атмосферу беззаботности, умиротворения, отдыха и счастья. Старательно царапал мелок по доске, как исследователь, пытаясь графически доказать постановку запятых в предложении “Березовая роща, виднеющаяся на повороте реки, обещала тень и прохладу”.

И вдруг … Как это в кино говорят, голос из-за кадра:

– Эх, как здорово наверно сейчас в лесу! И почему я не волшебник? Я бы непременно перенес весь наш класс сейчас в лес … на пикник!

Все началось … с предложения.

“Детская болезнь …”

Этой мыслью “заболели” не только дети. Эту идею подхватили родители. “Заразились”, так сказать, от детей.

Самые важные вопросы, связанные с организацией решились сами собой и довольно-таки быстро. Одни родители предложили транспорт. Другие выбрали место: “Мы любим часто бывать там. Это очень милый и спокойный уголок. Рядом речка”. Вопрос о провизии решился сразу. На деньги из классного фонда было закуплено самое необходимое для родителей и самое вкусное для детей. Не забыли и про аптечку – на все случаи жизни.

Да, это самые сложные вопросы. Именно они являются препятствием в проведении подобных мероприятий. Один в поле не воин. А сообща можно и горы свернуть.

Хорошо – поесть, а поесть хорошо еще лучше.

И вот настал долгожданный день, когда после переводных экзаменов и полуторанедельной практики на пришкольном участке, с гомоном, возбужденные и счастливые, толи оттого, что закончился год, толи от смены обстановки, все погрузились в автобус. В дороге было весело: шутки, смех, песни. Не заметили, как прибыли на место. Действительно живописный уголок!

Из автобуса ребята высыпались на поляну, как горох, покидали свои рюкзаки и.… Одним словом – дети вырвались на свободу.

Все взрослые собрались в кружок, обговорили еще раз свои действия. План или, как теперь говорят, сценарий мероприятия обсуждался подробно, оговаривались все моменты и нюансы, ведь время этого было предостаточно – почти три недели. Чтобы получился хороший праздник, необходимо подготовить место. И каждый занялся своей работой по организации бивака.

Первый свисток – условный знак сбора, о котором была договоренность в автобусе – ребята услышали не сразу. Но уже через несколько минут все сидели на мягкой шелковистой траве и высказывали свои мысли на темы: “Что такое пикник” и “Человек – неотъемлемая часть природы”. Много позже мы часто прослушивали эту пленку, признаюсь, с большим интересом и удовольствием.

Первое задание – собрать материал для костра – ребята восприняли с большим удовольствием и выполняли с тщательным усердием, хотя их и удивило маленькое “но”, которое заключалось в том, чтобы, собирая веточки и щепки, одновременно постараться увидеть что-то необычное в этом маленьком, но гостеприимном уголке природы.

Вот уже трещал костер и выбрасывал синеватые языки пламени. Чисто вымытый картофель, лежащий неподалеку в коробке, ожидал своей очереди. А стол, со вкусом накрытый мамами и девочками, манил к себе.

Но отчего же, когда ешь на свежем воздухе, все кажется таким необыкновенно вкусным!

Клад. (Презентация)

Интереснейшим моментом этого похода явился поистине настоящий сюрприз для ребят – игра “Найди клад”.

Все началось как в сказке про Гарри Поттера и совиную почту. На стол приземлился бумажный самолетик (кто и откуда его пустил, остается загадкой). Когда развернули, то увидели замысловатую карту и текст, что-то о пиратах, кладе, месте. Уже после игры ребята с удовольствием вспоминали произведение Стивенсона “Остров сокровищ”, с которым работали на уроках литературы и не раз встречались на уроках русского языка.

Теперь инициатива перешла в руки пап. Именно они во время нашей беседы о взаимоотношении человека с природой, обследовав лес, спрятали клад. Разъяснив правила игры, а они заключались лишь в собранности, внимательности и сплоченности команды (класса), папы отправили ребят на исходную точку поисков – “найди привязанный к дереву желтый воздушный шар, лопни и узнаешь дальнейший путь”.

Лес был словно напичкан всевозможными записками, которые можно было обнаружить под большим камнем, в коре дерева, в очередном воздушном шаре, под какой-то коряжиной, в спичечном коробке возле трухлявого пня, добраться до которого можно, если отсчитать тринадцать шагов по направлению к реке. А как отыскать ту березу, что наклонилась дугой. Вот тут и пригодилась та наблюдательность, которая заключалась в маленьком “но” первого задания.

Пришлось вспомнить, что такое листвиница, и где находится север, если сейчас солнце на востоке. А сколько раз приходилось возвращаться на исходную точку (последний пункт)! Споры, доказательства своей правоты, смех и вновь… “Вперед! Быстро!” А сколько криков восторга: “Нашел! Я первый!” Дети метались по маленькому участку леса от одной записки к другой.

Наконец добрались до последнего пункта назначения. “Все! Стоп! Здесь клад! Ищи в диаметре 5-6 метров”. Обыскали все. Обследовали каждую пять земли. Подняли и перевернули каждый булыжник, даже попытались поковырять палкой. Да, стереотипы… А ведь каждому хочется найти этот желанный клад первым. А клад мирно качался над головами. В густой зелени висел большой пакет и тоже зеленого цвета.

Снять помогли папы. Это был большой круглый … арбуз! Счастливые лица, победоносное “Нашли!”. Вот это клад!

Спортивная трасса. (Приложение 1)

После совместного и усиленного уничтожения “клада” ребята были предоставлены сами себе. Кто-то достал удочки, кто-то пел песни под гитару у костра, кто-то жевал картошку, кто-то играл в бадминтон, кто-то просто валялся на траве. Но все-таки родителей ребята держали в поле зрения. Ведь так хотелось продолжения приключений. И ожидания их не обманули.

Готовилось новое развлечение – “Трасса”. В ее подготовке принимали участие и некоторые ребята.

Прошло время, и вот уже у старта отсчитывали последние секунды два участника команд, а в руках они держат эстафетные палочки. Все остальные находились на своих этапах. На старт! Внимание! Марш! И вновь крики радости, азарта, восторга. И вновь эта буйная энергия молодого организма нашла свое применение.

Пробежать по бревну, проползти под веревками, перепрыгнуть воображаемый овраг, метнуть в мишень три шишки, преодолеть по кочкам опасное болото (разложенные картонные квадраты), в мешках преодолеть расстояние и т.д. В случае невыполнения – штрафное очко, которое уже на финише следует отработать: отжаться, выполнить приседания, попрыгать на скакалке и т.д.

В игре могут принимать участие родители, изначально входить в состав команды. Но наиболее интересно, если одной из команд будет команда родителей.

Отдых удался на славу. Уезжая, мы махали рукой этой полянке, а кто-то даже бросил монетку, чтобы непременно вернуться.