Цели урока:
- Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали.
- Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.
Оборудование: карточка с терминами: берг-штрих, горизонталь, абсолютная высота; схематические изображения холма и ямы, с разной крутизной склонов, атласы, учебник.
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Проверка домашнего задания.
Проверочная работа по вариантам.
Определите азимуты на предметы.
Изучение нового материала.
-Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)
-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.
В тетрадь число и тема урока.
-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.
Рисунок на доске:
У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.
-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)
В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)
Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.
Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)
Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 21 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)
На доске рисунок.
К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.
У западного склона высота - 3м, у восточного - 2м.
- Какая же высота у данного холма?
Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.
Найдите определение в учебнике стр. 21 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)
-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)
Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? ( работа с атласом)
Взгляните на доску.
- Определите абсолютную высоту холма (159,3м)
- Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
- Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
- Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
- Относительная высота – относительно его подошвы.
Определите абсолютную высоту точки А.(дети затрудняются ответить на этот вопрос)
-Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.
Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.
-Представьте, что вы пошли на экскурсию.
Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии)
Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.
Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.
Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.
-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.
Определите, какой склон круче по рисункам на доске.
На доске изображения холма и ямы:
-Чем отличаются эти рисунки?
Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
домашнее задание: §6, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.
закрепление.
- Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)
- Какова абсолютная высота? (49м)
- Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)
- Определите относительную высоту склона (39м)
- Какой склон более крутой? (северо – восточный)
Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.