Математическая вышивка "Изонить"

Разделы: Технология


Цель: научить выполнению математической вышивки; формировать такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: для учащихся

  • картон, бархат, бумага;
  • нитки: мулине, ирис, швейные, металлические;
  • игольницы с иглами;
  • скотч, изолента;
  • линейка, карандаш, циркуль.

для учителя

  • демонстрационный материал;
  • инструменты для работы в технике `изонить`;
  • на листах картона, на которых предстоит работать детям, начерчен угол, круг, размечены точки для вышивания (каждая точка пронумерована),
  • образцы;
  • нитки;
  • иглы;
  • таблицы.

(рисунок1)

 Ход урока

орг. момент 1 – 2
определение темы урока 5
объяснение нового материала 20
практическая работа 40
подведение итогов 9 - 8
домашнее задание 5

Конспект урока.

Каждый из вас любит рисовать. Вы рисуете карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, можно научиться рисовать и нитью. Это еще один вид ДПИ, который выполняется на плотной основе. Как она называется, мы узнаем, разгадав кроссворд (на доске).

У тети Моти
Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной.
(игла с ниткой)

Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(школьный звонок)

На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки.
(хлопок)

На одной яме –
Сто ям с ямой.
(наперсток)

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
(ножницы)

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
(утюг)

У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные
(пальцы)

Кроссворд (рисунок2)

Итак, мы выяснили, что новый вид вышивки – это “ИЗОНИТЬ”, - так называется этот вид деятельности. Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где "разгуляться". В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.

Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.

 

 

(рисунок3) (рисунок4) (рисунок5)

Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила ТБ:

Правила пользования иглой

  1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.
  2. Передавать друг другу только тупым концом вперед.
  3. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.
  4. Нитку нельзя откусывать зубами.

Правила пользования ножницами

  1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
  2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед

Узнайте что это за инструмент?

Загадка о циркуле.

Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали так: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом они натягивали нити. В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон и наждачную бумагу, она обладает достаточной плотностью, не стягивается нитью при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму.

В технике “изонить” можно выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а так же различные декоративные панно, которые могут украсить современное жилье и общественные интерьеры.

Картины из ниток весьма эффективны. Они вызывают восторг и удивление. В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются совершенно по разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная весьма своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

В ряде случаев нитки при изготовлении картин можно заменить на тонкую серебристую проволоку. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все – таки с ниток. Это облегчит вашу последующую работу.

Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы легко убедитесь сами. Если же захотите придумать и сделать “свою” картину, которая была бы по – настоящему интересной и по замыслу и по технике исполнения, запаситесь терпением и не огорчайтесь при первых неудачах. Самостоятельное творчество начинается вскоре после освоения основных принципов, своего рода азбуки, лежащих в основе конструирования рисунка.

Техника выполнения “изонити”

Вышивка выполняется на плотной основе. Прежде чем начать выполнение работы, нужно разработать эскиз, композиционное решение, наброски, зарисовки в карандаше и цвете. Далее продумать каждый элемент орнамента или мотива, его внутреннее заполнение.

 

 

 (рисунок6) (рисунок7)

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

  • заполнения угла;
  • заполнение окружности.

Заполнение угла

  • начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  • разделить каждую сторону угла на 12 равных частей.
  • пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.
  • сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины.
  • вдеть нить в иглу.
  • закрепить нить на изнаночной стороне скотчем или изолентой.
  • заполнить угол по предложенной схеме.

 

 (рисунок8)

Заполнение окружности

  • начертить окружность.
  • разделить окружность на 12 равных частей.
  • сделать иглой или шилом проколы во всех точках.
  • вдеть нить в иглу.
  • закрепить нить на изнаночной стороне скотчем или изолентой.
  • заполнить окружность по предложенной схеме.

 

 (рисунок9)

А теперь вместе с принцессой Иголочкой и ее подружками Катушками Умелые Ручки научат вас рисовать нитью. Но сначала откроем секреты, которые обязательно нужно знать, прежде чем приступать к работе в технике изонити.

При выполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой (а), по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий (б).

 

 (рисунок10)

2. при заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды (а), а по изнаночной нить повторяет линию окружности (б).

  

(рисунок11)

3. если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:

закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с изнаночной стороны на лицевую;

Привязать к концу старой нити новую и работать дальше.

А теперь посмотрите на Мурку и Шарика. Кто из них правильно работает?

 

 (рисунок12)