Урок русского языка в 4-м классе (1–4) по теме: "Части речи. Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить и обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  • Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  • Способствовать обучению школьников умению составлять схемы, таблицы.
  • Способствовать воспитанию внимательности, уважительного отношения друг к другу.

 ХОД УРОКА

I Организационный момент

Солнце встало над землей,
Поскорей разбудило всех детей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- У нас хорошее настроение? Мы готовы к работе? Тогда в путь, за новыми знаниями.

- Откройте тетради, запишите число. Объясните орфограммы

II Проверка домашнего задания

На доске даны слова из домашнего задания: в..ют, об..езд , осен..ю, с..ел, раз..ехались, солов..и.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

По какому признаку можно разделить данные слова на две группы? Докажите.

Учащиеся работают в парах, записывают слова фломастерами на альбомных листах. Учитель проводит контроль одной пары, оценивает. Другая пара осуществляет взаимооценку.

1) Ь

вьют

осенью

соловьи

2) имя существительное

осенью

соловьи

объезд

Ъ

объезд

съел

разъехались

глагол

вьют

съел

разъехались

III Определение темы и цели урока

Учащиеся разыгрывают сценку “Рассказ о фильме”

Что изображали наши актеры?

Почему нам не всегда было понятно, о чем они говорят? ( Многие слова “актеры” не могли вспомнить, другие употребляли неправильно)

- Значит, для нас важно, чтобы каждое слово было на своем месте. - А помните ли вы, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией? (Части речи).

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Назовите тему урока. (Части речи)

Одной из частей речи мы уделим больше внимания. Что это за часть речи, если о себе она может сказать так: “Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам”. (Имя существительное)

-Это вторая часть нашей темы. (Записываем на доске и в тетради).

На доске вывешивается плакат с эпиграфом:

Чем глубже, лучше человек знает язык,
Тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли.
Богатство языка - это богатство мысли.

М.Исаковский

-Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?

Согласны ли вы с автором? Нужно ли нам это изучать?

IV. Работа по теме урока

1) Составление схемы

-Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома- то, из чего мы будем строить.

А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части

речи, что они обозначают)

-Как отличить одну часть речи от другой? ( По вопросам, по значению)

-На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

-Распределите части речи по группам. Приведите примеры.

(Ученики работают в группах с карточками. Группа, выполнившая задание первой, составляет схему на доске. Класс оценивает работу.)

Части речи

Самостоятельные Служебные
Имя существительное Предлоги
Имя прилагательное Союзы
Имя числительное Частицы
Местоимение
Глагол
Наречие

- С какими частями речи мы уже давно знакомы?

-О каких частях речи у нас мало знаний?

-Зачем нам нужно знать части речи?

2) На языке “глокой куздры”.

Ученики 4б класса прислали нам записку, но она оказалась зашифрованной. Сможете ли вы понять о чем в ней идет речь.

“Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”

-Определите части речи, аргументируйте.

3) Работа по учебнику.

Упражнение 62, стр.30.

-Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне (осенью, цветы, в лесу, на дереве, на краю, вершины, берез, по воде.)

- Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний (ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, - пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Запишите текст под диктовку (с 5-го предложения).

- Подпишите все известные вам части речи.

- Разберите по членам предложения последнее предложение.

4) Физкультминутка.

Дети встают и читают стихотворение О. Высотской “Веселая грамматика”(с инсценировкой)

Существительное- школа, Не и ни у нас частицы,
Просыпается- глагол, Нам их надо повторять.
С прилагательным веселый И при этом не лениться,
Новый школьный день И ни часу не терять!
пришел.
Встали мы- местоименье, После школы, как известно,
Бьет числительное семь. Мы катаемся в санях.
За ученье, без сомненья, Здесь особенно уместны
Приниматься надо всем. Междометья ох и ах.
Мы наречием отлично А потом
На уроках дорожим, У теплой печи
Соблюдаем мы привычно Повторяем
Дисциплину и режим. Части речи!

- Все ли части речи названы в стихотворении?

- Какой части речи нет в нашей схеме? (Междометия)

- К какой группе слов мы ее отнесем?

- Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу (Добавляем в схему слово “Междометия”)

5) Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова, 1-я и 2-я группа записывают только имена существительные,3-я группа - имена прилагательные, 4-я группа - глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

  • Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
  • Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
  • Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?
  • Какие слова не вошли в эти группы, к какой части речи они относятся?
  • Какая группа слов оказалась самой многочисленной? Как вы думаете, почему?

(Ребята высказывают свои предположен Вы правы, имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

6) Игра “Ассоциация”.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите - “имя существительное”?

(Каждый ученик называет одно или несколько слов , ассоциирующихся с именем существительным: “часть речи”, “предмет”, “школа”, “русский язык” и т. д )

7) Составление плана.

- Что вы знаете об имени существительном? (Ученики дают определение )

- Давайте по этому определению составим план повторения.

(Работа в группах. Каждая группа составляет свой план. Ученики анализируют составленные планы, выбирают наиболее полный.)

- Сравним наш план с планом в учебнике на стр.34.

- Расскажите об имени существительном по плану.

По ходу рассказа на доске составляем таблицу:

С обозначает предмет
У живые существа
Щ явления природы
Е события
С процессы
Т
В бывает одушевленное собственное мужского рода
И неодушевленное нарицательное женского рода
Т среднего рода
Е
Л
Ь изменяется по числам
Н ? (по падежам)
О
Е

8) Работа по учебнику.

Упражнение 64, стр.30.

- Прочитайте. Какие знакомые вам части речи употребил автор в тексте?

Как отличить имя существительное от других частей речи? Назовите имена существительные.

- Разберите слово ТИШИНА как часть речи.

V. Итог урока. Рефлексия

Творческое задание “ В стране частей речи”.

Представьте, что вы путешественники, которые побывали в стране, где живут разные части речи. Расскажите об этой стране и ее жителях.

Какие задания нашего урока помогут вам в этом?

VI. Домашнее задание

Нарисовать план города “Имя существительное” для дальнейшего изучения этой темы.