Цели:
- Повторить и обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
- Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
- Способствовать обучению школьников умению составлять схемы, таблицы.
- Способствовать воспитанию внимательности, уважительного отношения друг к другу.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
Солнце встало над землей,
Поскорей разбудило всех детей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- У нас хорошее настроение? Мы готовы к работе? Тогда в путь, за новыми знаниями.
- Откройте тетради, запишите число. Объясните орфограммы
II Проверка домашнего задания
На доске даны слова из домашнего задания: в..ют, об..езд , осен..ю, с..ел, раз..ехались, солов..и.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
По какому признаку можно разделить данные слова на две группы? Докажите.
Учащиеся работают в парах, записывают слова фломастерами на альбомных листах. Учитель проводит контроль одной пары, оценивает. Другая пара осуществляет взаимооценку.
1) Ь вьют осенью соловьи 2) имя существительное осенью соловьи объезд |
Ъ объезд съел разъехались глагол вьют съел разъехались |
III Определение темы и цели урока
Учащиеся разыгрывают сценку “Рассказ о фильме”
Что изображали наши актеры?
Почему нам не всегда было понятно, о чем они говорят? ( Многие слова “актеры” не могли вспомнить, другие употребляли неправильно)
- Значит, для нас важно, чтобы каждое слово было на своем месте. - А помните ли вы, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией? (Части речи).
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Назовите тему урока. (Части речи)
Одной из частей речи мы уделим больше внимания. Что это за часть речи, если о себе она может сказать так: “Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам”. (Имя существительное)
-Это вторая часть нашей темы. (Записываем на доске и в тетради).
На доске вывешивается плакат с эпиграфом:
Чем глубже, лучше человек знает язык,
Тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли.
Богатство языка - это богатство мысли.
М.Исаковский
-Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?
Согласны ли вы с автором? Нужно ли нам это изучать?
IV. Работа по теме урока
1) Составление схемы
-Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома- то, из чего мы будем строить.
А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части
речи, что они обозначают)
-Как отличить одну часть речи от другой? ( По вопросам, по значению)
-На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)
-Распределите части речи по группам. Приведите примеры.
(Ученики работают в группах с карточками. Группа, выполнившая задание первой, составляет схему на доске. Класс оценивает работу.)
Части речи
Самостоятельные | Служебные |
Имя существительное | Предлоги |
Имя прилагательное | Союзы |
Имя числительное | Частицы |
Местоимение | |
Глагол | |
Наречие |
- С какими частями речи мы уже давно знакомы?
-О каких частях речи у нас мало знаний?
-Зачем нам нужно знать части речи?
2) На языке “глокой куздры”.
Ученики 4б класса прислали нам записку, но она оказалась зашифрованной. Сможете ли вы понять о чем в ней идет речь.
“Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”
-Определите части речи, аргументируйте.
3) Работа по учебнику.
Упражнение 62, стр.30.
-Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне (осенью, цветы, в лесу, на дереве, на краю, вершины, берез, по воде.)
- Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках (затрещит, застучит, оголились, облетели.)
- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний (ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, - пожелтевшие, певчие, осенние.)
- Запишите текст под диктовку (с 5-го предложения).
- Подпишите все известные вам части речи.
- Разберите по членам предложения последнее предложение.
4) Физкультминутка.
Дети встают и читают стихотворение О. Высотской “Веселая грамматика”(с инсценировкой)
Существительное- школа, | Не и ни у нас частицы, |
Просыпается- глагол, | Нам их надо повторять. |
С прилагательным веселый | И при этом не лениться, |
Новый школьный день | И ни часу не терять! |
пришел. | |
Встали мы- местоименье, | После школы, как известно, |
Бьет числительное семь. | Мы катаемся в санях. |
За ученье, без сомненья, | Здесь особенно уместны |
Приниматься надо всем. | Междометья ох и ах. |
Мы наречием отлично | А потом |
На уроках дорожим, | У теплой печи |
Соблюдаем мы привычно | Повторяем |
Дисциплину и режим. | Части речи! |
- Все ли части речи названы в стихотворении?
- Какой части речи нет в нашей схеме? (Междометия)
- К какой группе слов мы ее отнесем?
- Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу (Добавляем в схему слово “Междометия”)
5) Игра “В свои ворота”
Учитель диктует слова, 1-я и 2-я группа записывают только имена существительные,3-я группа - имена прилагательные, 4-я группа - глаголы.
Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.
- Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
- Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
- Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?
- Какие слова не вошли в эти группы, к какой части речи они относятся?
- Какая группа слов оказалась самой многочисленной? Как вы думаете, почему?
(Ребята высказывают свои предположен Вы правы, имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.
6) Игра “Ассоциация”.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите - “имя существительное”?
(Каждый ученик называет одно или несколько слов , ассоциирующихся с именем существительным: “часть речи”, “предмет”, “школа”, “русский язык” и т. д )
7) Составление плана.
- Что вы знаете об имени существительном? (Ученики дают определение )
- Давайте по этому определению составим план повторения.
(Работа в группах. Каждая группа составляет свой план. Ученики анализируют составленные планы, выбирают наиболее полный.)
- Сравним наш план с планом в учебнике на стр.34.
- Расскажите об имени существительном по плану.
По ходу рассказа на доске составляем таблицу:
С | обозначает | предмет | ||
У | живые существа | |||
Щ | явления природы | |||
Е | события | |||
С | процессы | |||
Т | ||||
В | бывает | одушевленное | собственное | мужского рода |
И | неодушевленное | нарицательное | женского рода | |
Т | среднего рода | |||
Е | ||||
Л | ||||
Ь | изменяется по числам | |||
Н | ? (по падежам) | |||
О | ||||
Е |
8) Работа по учебнику.
Упражнение 64, стр.30.
- Прочитайте. Какие знакомые вам части речи употребил автор в тексте?
Как отличить имя существительное от других частей речи? Назовите имена существительные.
- Разберите слово ТИШИНА как часть речи.
V. Итог урока. Рефлексия
Творческое задание “ В стране частей речи”.
Представьте, что вы путешественники, которые побывали в стране, где живут разные части речи. Расскажите об этой стране и ее жителях.
Какие задания нашего урока помогут вам в этом?
VI. Домашнее задание
Нарисовать план города “Имя существительное” для дальнейшего изучения этой темы.