Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Общеучебные умения и навыки - это универсальные для ряда предметов способы получения и эффективного использования знаний.
В теории обучения существует множество классификаций общеучебных умений и навыков. Мы выбрали для себя классификацию, принятую в образовательной системе “Школа 2100”. По этой классификации общеучебные умения и навыки делятся на четыре группы:
- организационные умения - умения организовывать свою деятельность;
- интеллектуальные умения - умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
- оценочные умения - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- коммуникативные умения - умения общаться, взаимодействовать с людьми.
В школьной практике имеется достаточно способов диагностики общеучебных умений:
- целенаправленное наблюдение за учащимися в учебно-воспитательном процессе;
- анализ их ответов в целом и на специально подобранные вопросы в частности;
- анализ письменных работ учащихся;
- индивидуальные и групповые беседы;
- диагностические работы.
В нашей гимназии создан банк диагностических работ по определению уровня сформированности интеллектуальных умений. Диагностические работы проводятся в середине и в конце учебного года во 2, 3-х и 4-х классах на уроках окружающего мира. Учащимся предлагается научно-познавательный текст и задания к этому тексту:
- ответить на вопросы к тексту;
- задать свои вопросы к тексту;
- составить план текста;
- представить информацию в виде таблицы;
- представить информацию в виде схемы;
- выполнить логическое задание.
При проверке работ учитель определяет уровень развития каждого умения: высокий, средний или низкий. Результаты обобщаются в виде диаграмм для удобства их анализа (смотри Приложение 1).
Результаты диагностики позволяют учителю условно делить класс на группы и составлять план дальнейшей работы по формированию общеучебных умений.
В соответствии с уровнем развития умений (репродуктивный и продуктивный) в классе можно выделить следующие группы учащихся:
- ученики, проявляющие себя в творческой деятельности;
- ученики, выполняющие задания по образцу;
- остальные (их большинство) применяют знания в знакомой ситуации (одна группа), в изменившейся ситуации (другая группа).
В соответствии с делением класса на группы учитель выбирает уровень работы с учащимися, применяет разные методы.
Хотим привести пример диагностической работы, проведённой на уроке окружающего мира по теме “Почва”.
Почва
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это почва – поверхностный плодородный слой земли.
Главная часть почвы – перегной или гумус. Он образуется в результате разрушения остатков растений и животных. Перегной склеивает песок и глину в комочки, между которыми легко проходят воздух и вода. Кроме того, в почве живёт множество разрушителей: микробов, дождевых червей, насекомых. Они перерабатывают перегной в минеральные (неорганические) вещества, необходимые растениям. Итак, в состав почвы входят: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли, живые существа (микробы, черви, насекомые).
Главное свойство почвы – плодородие. Почва плодородна, так как в ней содержится всё то, что необходимо растениям для жизни. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые в ней минеральные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Чем богаче почва перегноем и минеральными солями, тем она плодороднее. На плодородной почве лучше растут любые растения.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. В степях самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмные. Перегной придаёт им очень тёмный или даже совсем чёрный цвет. В тайге и смешанных лесах подзолистые почвы. В них меньше перегноя, поэтому они сероватого цвета. Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.
Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой “плёнки” не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека. Почему? Потому что почва участвует в круговороте веществ. Из главной части почвы – перегноя под действием разрушителей образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются минеральные соли. Вот так вещества и “путешествуют” в природе как бы по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием ветра, воды, тепла, холода и деятельности живых организмов. Но происходит это очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет!
Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почву надо беречь от вымывания и выветривания. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах (поперёк склона, а не вдоль), зимой проводить снегозадержание.
Работа по окружающему миру по теме “Почва”
I Ответь на вопросы к тексту.
Что такое почва?
________________________________________________________________________
Назови основное свойство почвы.
_______________________________________________________________________
Как защитить почву на полях?
________________________________________________________________________
От чего зависит плодородие почвы?
_________________________________________________________________________
Почему Докучаев сказал, что почва дороже золота?
_________________________________________________________________________
II Задай свои вопросы к тексту.
_________________________________________________________________________
III Составь план текста.
________________________________________________________________________
IV Заполни таблицу и сделай вывод.
Состав почвы | Неживая природа | Живая природа |
Разрушители: микробы, дождевые черви, насекомые | + | |
Перегной | + | |
К живой или к неживой природе относится почва? Почему?
_________________________________________________________________________
V Доделай схему.
Что растения получают из почвы