В мире происходит глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества. Это создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако воспользоваться этим могут только те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве. Поэтому проблема образования заключается уже не в том, чтобы подготовить детей к жизни, а в том, чтобы подготовить человека к самостоятельному постижению окружающего мира, выработке своего ответственного поведения. Для этой цели ученик должен овладеть комплексом общеучебных умений и навыков, которые помогут ему работать с информацией любого типа и вида. Используя содержание учебного предмета, правильно моделируя учебную деятельность учащихся на уроке химии, можно эффективно вырабатывать учебно-интеллектуальные (общелогические) умения и навыки. А именно: умение диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
Одним из методов, которые я использую для решения этой задачи является самостоятельная работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Важность этого метода оценил еще К.Д Ушинский, который считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в образовательный процесс, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и проявляя в той или иной форме результаты своих умственных действий.
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа для каждого учителя. Формируя у учащихся самостоятельность в приобретении знаний мы решаем две задачи. Первая – развиваем у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, вторая – учим их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Я применяю три способа организации самостоятельной обучающей деятельности учащихся:
- Работа с учебником и учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала в процессе проведения практической работы.
- Изучение нового материала по инструктивной карте.
При работе с учебником и учебной литературой сущность метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения нового материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и теоретических обобщений.
Изучение нового материала по учебнику или учебной литературе можно организовать по-разному:
- составление краткого конспекта по предложенному плану;
- выполнение упражнений после изучения текста;
- составление таблиц сравнения;
- составление опорного конспекта или схемы;
- выделение опорных понятий и взаимосвязи между ними.
Для эффективного использования данной методики необходимо соблюдать следующие требования:
- система должна способствовать решению основных дидактических задач по приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;
- существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебной литературе. Не всякий вопрос учащиеся могут освоить самостоятельно без объяснения учителем. Поэтому применение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебной литературой с целью овладения учебным материалом.
- самостоятельной работе должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Необходимо четко проинструктировать учащихся об их образовательной деятельности (лучше не только в устной, но и в письменной форме), акцентировать внимание на вопросах, которые они должны усвоить, дать подробные советы по организации самоконтроля;
- необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время, поэтому нужно использовать дифференцированный подход к учащимся;
- в процессе занятия учитель наблюдает за ходом самостоятельной работы, получает обратную связь, задавая вопросы по изучаемой теме, оказывает помощь учащимся, которые испытывают затруднения;
- серьезное внимание необходимо обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать учебный материал по учебной и дополнительной литературе;
- самостоятельной работе с учебной литературой может предшествовать демонстрация опытов или постановка проблемы;
- работа с учебной литературой может проводиться в форме выборочного чтения отдельных мест с целью усвоения вопросов описательного характера;
- необходимо органически сочетать самостоятельную работу по изучению нового материала с другими формами работы на уроке.
Излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, используя данную методику, учитель должен иметь хорошие знания и практически владеть разнообразными приемами его организации.
При составлении краткого конспекта нового материала по учебнику я предлагаю учащимся план деятельности. В этом плане кроме перечня наиболее важных вопросов темы, даны задания, выполнение которых покажет об уровне усвоения темы. Консультируясь со мной в случае затруднений, учащиеся качественнее усваивают урок, а проверив задания, я сразу получаю обратную связь об уровне усвоения темы. Привожу пример плана деятельности по теме “Циклоалканы”:
- К какому классу органических веществ относятся циклоалканы? Почему?
- Общая формула циклоалканов, тип гибридизации и тип связи между атомами углерода в молекуле.
- Гомологический ряд циклоалканов. Почему циклы могут состоять только из 3, 4, 5 и 6 атомов углерода? Какие из этих циклов наиболее устойчивы и почему?
- Изомерия и номенклатура. Написать формулы 5-6 изомеров для вещества состава С8Н16, назвать их.
- Химические свойства циклоалканов.
- Реакции присоединения:
- гидрирование циклобутана;
- хлорирование циклопропана;
- гидрохлорирование циклобутана.
- Реакции замещения:
- хлорирование циклогексана;
- нитрование циклопентана.
- Получить из бутана циклобутан.
Или при изучении подгруппы кислорода на уроке по теме “Производство серной кислоты” я предлагаю для самостоятельной работы с учебником инструктивную карту такого вида.
Сырье для производства серной кислоты. Какие требования предъявляются к нему?
Химические реакции, лежащие в основе химического производства, если сырьем является пирит: FeS2 >SO2 >SO3 >H2SO4
I II III
- Назовите каждую стадию;
- Запишите уравнение реакции для каждой стадии;
- Опишите условия протекания каждой реакции.
Нарисуйте схему производства, подпишите аппараты и их предназначение.
Ответьте на вопросы:
- Что такое метод “кипящего слоя”, где он используется?
- Для чего используется принцип теплообмена?
- Почему оксид серы (VI) растворяют не в воде, а в концентрированной серной кислоте.
- Какие экологические проблемы возникают при производстве серной кислоты?
5. Решите задачу: Сколько литров раствора серной кислоты плотностью 1,86 кг/л и массовой долей H2SO4 96% можно получить из 100 кг пирита, который содержит 64% FeS2?
Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией нехватки учебного времени. Для интенсификации процесса обучения в этом случае я предлагаю учащимся работу с таблицей сравнения. Кроме экономии учебного времени этот метод способствует развитию способности выделять главное, сравнивать, делать выводы, находить отличное и общее. Эти навыки им пригодятся в учебной деятельности по любому предмету. Таблица сравнения по теме “Металлы главных подгрупп” заполняется на основе самостоятельной работы с учебником и имеет следующий вид.
№ п/п | Параметры сравнения | I группа, А подгруппа (натрий или калий) | II группа А подгруппа (магний или кальций) | III группа А подгруппа (алюминий) |
1. | Особенности строения атома (число внешних электронов) | |||
2. | Важнейшие природные соединение (не менее двух), их формулы и названия | |||
3. | Физические свойства (особенности и общие) | |||
Вывод: Сравнить активность металлов разных групп, с чем это связано. | ||||
4. Химические свойства | ||||
Взаимодействия с простыми веществами | Записать уравнения реакций, указать условия их протекания | |||
с кислородом | ||||
с хлором | ||||
с серой | ||||
с водородом | ||||
Взаимодействие со сложными веществами | Записать уравнения реакций, указать условия их протекания | |||
с водой | ||||
с гидроксидом натрия | ||||
с соляной кислотой | ||||
Вывод: Сравнить химические свойства металлов разных подгрупп, с чем это связано. | ||||
5. | Оксиды и их характер (подтвердить уравнениями реакций) | |||
6. | Гидроксиды и их характер (подтвердить уравнениями реакций) | |||
7. | Соли (составить формулы и указать их растворимость): хлорид, карбонат, нитрат, сульфат. | |||
Вывод: С чем связано различие в свойствах соединений. |
Если на изучение темы времени достаточно, то таблица заполняется на разных уроках, при изучении каждой группы металлов. Можно использовать ее на уроке обобщения и закрепления материала по теме “Металлы главных подгрупп”.
Иногда новый материал, изложенный в учебнике по нужной теме недостаточно полный, или отсутствует, тогда я предлагаю изучение его по инструктивной карте. В инструктивную карту включаю теоретические вопросы по теме, образцы выполнения заданий и задания для самостоятельного выполнения. Например, инструктивная карточка по теме “Решение задач на выход продукта” содержит следующий материал.
Теоретическая часть.
На производстве, связанном с химическими реакциями, продукта получается меньше, чем было рассчитано по количеству взятых исходных веществ. Это происходит по разным причинам: не все исходные вещества вступают в реакцию, возможны производственные потери и т.д. Чтобы сравнить эффективность различных процессов, находят долю практического выхода от теоретически возможного. Под теоретическим выходом понимают количество расчетного продукта, а под практическим – количество полученного продукта. Выход продукта обозначаем h(х). Он может вычисляться через массы, объемы и количества вещества h(х)=mпр./mтеор.; h(х)=Vпр./Vтеор.; h(х)=nпр./nтеор.). Преобразуя эти формулы, мы можем вычислить практический или теоретический выход, если известны остальные величины в формуле. (Сделайте преобразования и запишите формулы в тетрадь).
Запомните! Практические значения величин (объема, массы и количества вещества) даются по условию задачи или вычисляются по формуле, теоретические значения этих же величин вычисляются по уравнению реакции по исходным веществам, или по формуле, если известны остальные величины. Для вычислений по уравнению реакции используем только теоретические количества полученных веществ.
Практическая часть.
Задача № 1. Сколько граммов меди образовалось при действии на раствор сульфата меди (II) цинком массой 3,25 г. Выход меди составляет 80% от теоретически возможного.
Дано: | Решение: |
m(Zn)=3,25 г | Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu |
h(Cu)=85% или 0,85 | mпр.(Cu)= mтеор.(Cu)· h(Cu) |
Найти: | mтеор.(Cu)= n(Cu)·M(Cu) |
mпр.(Cu)-? | n(Cu)= n(Zn)=m(Zn)/M(Zn)=3,25 г/65 г/моль=0,05 моль |
mтеор.(Cu)=0,05 моль·64 г/моль=3,2 г | |
mпр.(Cu)=3,2 г·0,85=2,56 г | |
Ответ: mпр.(Cu) = 2,56 г |
Задача № 2. Сколько граммов оксида меди (II) нужно взять, чтобы при восстановлении его водородом получилось 20 кг меди, если выход ее 0,96.
Дано: | Решение: |
mпр.(Cu)=20 кг | CuO + H2 = Cu + H2O |
h(Cu)=0,96 | m(CuO)= n(CuO)·M(CuO) |
Найти: | n(CuO)= n(Cu)= mтеор.(Cu)/ M(Cu) |
m(CuO)=? | mтеор.(Cu)= mпр.(Cu)/ h(Cu)= 20 кг/ 0,96 = 20,8 кмоль |
n(CuO)=20,8 кг/64 кг/моль = 0,33 кмоль | |
m(CuO)=0,33 кмоль·80 кг/кмоль = 26,04 кг | |
Ответ: m(CuO)=26,04 кг |
Задача № 3. Найти выход водорода в %, если при взаимодействии 2,4 г магния с разбавленной серной кислотой образовалось 2 л водорода. (Решить самостоятельно).
Любимой образовательной деятельностью учеников на уроке химии является проведение опытов. Поэтому я провожу практические работы не только с целью закрепления или контроля над уровнем усвоения знаний, но и для самостоятельного изучения нового материала. Так, например, при изучении реакций ионного обмена я предлагаю ученикам провести конкретные опыты, в результате анализа которых им необходимо выяснить, в каких случаях реакция ионного обмена идет до конца. Ученики должны провести реакции и заполнить таблицу.
Взяли | Добавили | Наблюдали | Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде | Идет ли реакция до конца |
Карбонат натрия | Соляная кислота | |||
Хлорид бария | Серная кислота | |||
Хлорид натрия | Нитрат серебра | |||
Сульфат меди(II) | Гидроксид калия (натрия) |
После проведения работы и заполнения таблицы, учащиеся должны сделать вывод, в каком случае реакции ионного обмена идут до конца, какими признаками характеризуются такие реакции.
Можно использовать и другие формы организации самостоятельного изучения учащимися нового материала. Система самообразовательной деятельности учащихся на уроке химии эффективно решает проблему выработки общеучебных умений и навыков.