Конспект урока по математике в 3-м классе "Двойные неравенства"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Выявить и осмыслить (“открыть”) получение двойных неравенств, их запись и решение.
  • Закрепить умение работать с именованными числами; повысить познавательную активность.
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.

Данный урок является третьим в теме “Неравенство” и опирается на тему “Решение неравенств”.

Деятельность учителя. Деятельность учеников.
Организационный момент.

Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это…

II. Актуализация знаний.

1.Задания на развитие внимания и мыслительных операций.

- Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.

А) Игра “Найди лишнее”.

На 1 секунду показываю табличку с наименованиями:

КМ, ДМ, СМ, КГ, ММ.

Б) А теперь – зарядка для ума.

- Представь, что ты рыболов. Вчера ты поймал 5 штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется тремя неделями. Сегодня была поймана щука, которая старше окуньков на 366 дней, но моложе рыболова на 10 лет. Сколько лет рыболову?

- Что мы можем узнать в задаче?

В) Знаете ли вы, какая из этих рыб лучше развивается в холодных водах, а в тёплых водоёмах её размеры уменьшаются в 2 раза:

  • карась – 5
  • налим – 24
  • ряпушка – 1?

- Чтобы проверить свои предположения решите математическую цепочку:

25 х 40 – 904 : 48 х 12 =

- Все эти рыбы водятся в наших реках. Налим (рис) – хищная рыба и в наших холодных северных реках его масса достигает 24 кг, а длина – свыше 1 метра. В тёплых же водоёмах его масса снижается даже до 1 кг. И размножается налим зимой.

2.В народе говорят: “Повторение – мать учения”

А задание следующее…

А) а+85 * 85+ а

d х 16 * 21 х d

в – 49 * в – 130

- Какое из выражений будет лишним?

- Что такое неравенство?

Б) – Посмотрите на числа, что вы о них можете сказать?

4 400 км, 400 кг, 150 кг, 2 273 км,

1 726 км, 440 кг?

- Какую работу мы можем выполнить с этими числами?

- На какие группы можно разделить числа?

1 вариант – запишет числа, обозначающие длину.

2 вариант – запишет числа, обозначающие массу, а работу с этими числами выберите самостоятельно.

- Какую работу выполнял Витя?

Хотите узнать, о чём могут рассказать эти числа?

1.726 км 2.273 км 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

(прикрепляю таблички с названиями)

- Что вы можете сказать о длине реки Алдан?

150 кг – масса бурого медведя

400 кг – масса белого медведя

440 кг – масса лося.

(прикрепляю рисунки)

- Что можно сказать о массе белого медведя?

- В жизни нам часто приходится прибегать к таким сравнениям. Используя “говорящие числа” составьте свои сравнения.

(Раздаю карточки с числами).

1 гр. – рябина – до 1000 см

берёза – до 30 м

сосна – до 350 дм

2 гр. – ель – 350 лет

берёза – 50 лет

тополь – 1200мес.

3 гр. – росомаха – 16 кг

волк – до 75 кг

лиса – 10 000 г.

4 гр. – росомаха – 1м

волк – 130 см

лиса – 90 см.

5 гр. – песец – 55см

соболь – 50 см

заяц-беляк – 70 см.

III. Постановка проблемы и “открытие” детьми нового знания.

- Говорят, что математика – это искусство называть разные вещи одним именем. Попробуем и мы.

А) Слова – короче, легче, меньше в математике обозначают знаком …

Слова – длиннее, тяжелее, дольше

Обозначают знаком …

Ставлю знаки в высказывания.

1.726 км 2.273 км 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

- Что же у нас получилось?

- Чем эти записи отличаются от уже привычных нам неравенств?

- Как бы вы назвали эти неравенства?

- А в математике принято называть такие неравенства двойные.

- Кто может назвать тема нашего урока?

Б) Представьте, что мы пошли с вами в магазин и покупаем арбуз.

У продавца только 2 гири по 5кг.

(работа с моделью весов).

- Масса арбуза нам не известна, как её обозначим?

При первом взвешивании получаем, что,

Х › 5, при втором – Х ‹ 10.

Но мы взвешиваем один и тот же арбуз. Как это можно записать по-другому?

- Какова же масса арбуза?

- Давайте проверим, всё ли правильно мы сделали?

Работа с учебником, разбор правила.

IV.ФИЗМИНУТКА.

V. Первичное закрепление.

А) с. 10 № 1. – чтение неравенства в парах, затем в слух.

- Из неравенств выбери те, из которых составлено двойное неравенство:

18 ? С ‹ 75

с ? 18, с ? 18, с › 75, с ‹ 75.

274 ‹ n ? 360

n › 274, n ‹ 274, n ? 360, n ? 360.

Б) с.10 № 2 - самостоятельно

В) Показываю карточки с неравенствами, дети записывают двойное неравенство и множество решений.

2‹ y y‹ 6

z › 4 z ? 8

y › 2 z ? 8

VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа проводится по учебнику.

А) На с. 11 № 4, 5, 6, 7 – по заданию учебника.

№ 5 проверяем так: я показываю решение на числовом луче, ребята говорят к какому это неравенству и называют множество решений.

VII. Задачи на повторение.

А) У математики есть свой язык – язык формул. Давайте проверим, насколько мы владеем этим языком. Если высказывание верно, ставите +, если не верно, ставите -.

ТЕСТ.

  1. Чтобы найти периметр квадрата надо длину его стороны умножить на 4.
  2. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
  3. Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.
  4. Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.
  5. Чтобы найти объём, надо длину умножить на высоту.

Показываю “ключ” к решению и проверяем с объяснением.

Б) Дифференцированная самостоятельная работа.

1 вариант: 367 * 750

86040 * 8370

802000 : 5

2 вариант: с. 12 № 10 – примеры с окошечком.

VIII. Итог урока.

- Над чем работали на уроке?

- Какой вид работы особенно вам понравился?

- Домашнее задание:

Составьте двойное неравенство и найдите множество его решений.

С. 12 №12, №13 (б)

- Спасибо за работу.

 

 

Математика.

 

 

 

 

 

- Лишнее КГ – это единица измерения массы, а остальное – единицы измерения длины.

 

- Рыболову столько лет, сколько мне, т.к. я рыболов.

Можно узнать возраст окуньков в днях: 3 недели – 21 день

Возраст щуки – 366+21=387 дней.

 

 

 

25 х 40 – 904 : 48 х 12 = 24

(вычисления цепочкой по порядку)

 

 

- Сравнить.

-ставим знак =, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

-ставим знак ‹, т. к. по одному из множителей. один., а другой в левой стороне.

- ставим знак , т.к. уменьшаемые одинак., а вычитаемое в левой части ‹, значит разность будет больше в левой части.

- Лишним будет равенство.

 

- Это именованные числа.

 

 

- Разделить на группы, перевести в новые единицы измерения, выполнить + и -, сравнить величины.

1-2 мин. самостоятельной работы, каждый сам выбирает для себя задание. Взаимопроверка в парах.

В это время один ученик записывает числа по группам на доске, начиная с маленького.

1726км 2273 км 4400км

150кг 400 кг 440кг

(Задание шепчу ему на ушко)

-Река Алдан длиннее Индигирки, но короче Лены.

 

 

 

 

- Белый медведь тяжелее бурого медведя, но легче лося.

 

 

 

Работа в группах.

Каждой группе, прежде чем сравнить, необходимо привести к одинаковым единицам измерения.

При ответе ребята говорят, какую величину сравнивали.

Карточки прикрепляются к магнитной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Неравенства.

- У них сразу два знака.

Ребята предлагают свои варианты.

 

“Двойное неравенство”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

х › 5 х ‹ 10.

5‹ х ‹ 10

х = {6, 7, 8, 9}

 

 

 

Ребята в полголоса читают друг другу.

 

Устно называют неравенства

с ? 18, с › 75

n › 274, n ? 360

 

1 ученик работает у доски для проверки.

 

Первый, кто записал в тетради, записывает для проверки на доске.

2 ‹ y‹ 6 {3, 4, 5}

4 ‹ z ? 8 {5, 6, 7, 8 }

составить нельзя, т. к. переменные разные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ - - + -

 

 

 

 

 

 

 

Каждый работает индивидуально, выбирая задание по своему желанию.