Вид урока: изучение нового материала.
Цели:
- Выявить и осмыслить (“открыть”) получение двойных неравенств, их запись и решение.
- Закрепить умение работать с именованными числами; повысить познавательную активность.
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.
Данный урок является третьим в теме “Неравенство” и опирается на тему “Решение неравенств”.
Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Организационный момент. Очень
строгая наука, II. Актуализация знаний. 1.Задания на развитие внимания и мыслительных операций. - Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу. А) Игра “Найди лишнее”. На 1 секунду показываю табличку с наименованиями: КМ, ДМ, СМ, КГ, ММ. Б) А теперь – зарядка для ума. - Представь, что ты рыболов. Вчера ты поймал 5 штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется тремя неделями. Сегодня была поймана щука, которая старше окуньков на 366 дней, но моложе рыболова на 10 лет. Сколько лет рыболову? - Что мы можем узнать в задаче? В) Знаете ли вы, какая из этих рыб лучше развивается в холодных водах, а в тёплых водоёмах её размеры уменьшаются в 2 раза:
- Чтобы проверить свои предположения решите математическую цепочку: 25 х 40 – 904 : 48 х 12 = - Все эти рыбы водятся в наших реках. Налим (рис) – хищная рыба и в наших холодных северных реках его масса достигает 24 кг, а длина – свыше 1 метра. В тёплых же водоёмах его масса снижается даже до 1 кг. И размножается налим зимой. 2.В народе говорят: “Повторение – мать учения” А задание следующее… А) а+85 * 85+ а d х 16 * 21 х d в – 49 * в – 130 - Какое из выражений будет лишним? - Что такое неравенство? Б) – Посмотрите на числа, что вы о них можете сказать? 4 400 км, 400 кг, 150 кг, 2 273 км, 1 726 км, 440 кг? - Какую работу мы можем выполнить с этими числами? - На какие группы можно разделить числа? 1 вариант – запишет числа, обозначающие длину. 2 вариант – запишет числа, обозначающие массу, а работу с этими числами выберите самостоятельно. - Какую работу выполнял Витя? Хотите узнать, о чём могут рассказать эти числа? 1.726 км 2.273 км 4.400км р.Индигирка р.Алдан р.Лена (прикрепляю таблички с названиями) - Что вы можете сказать о длине реки Алдан? 150 кг – масса бурого медведя 400 кг – масса белого медведя 440 кг – масса лося. (прикрепляю рисунки) - Что можно сказать о массе белого медведя? - В жизни нам часто приходится прибегать к таким сравнениям. Используя “говорящие числа” составьте свои сравнения. (Раздаю карточки с числами). 1 гр. – рябина – до 1000 см берёза – до 30 м сосна – до 350 дм 2 гр. – ель – 350 лет берёза – 50 лет тополь – 1200мес. 3 гр. – росомаха – 16 кг волк – до 75 кг лиса – 10 000 г. 4 гр. – росомаха – 1м волк – 130 см лиса – 90 см. 5 гр. – песец – 55см соболь – 50 см заяц-беляк – 70 см. III. Постановка проблемы и “открытие” детьми нового знания. - Говорят, что математика – это искусство называть разные вещи одним именем. Попробуем и мы. А) Слова – короче, легче, меньше в математике обозначают знаком … Слова – длиннее, тяжелее, дольше Обозначают знаком … Ставлю знаки в высказывания. 1.726 км ‹ 2.273 км ‹ 4.400км р.Индигирка р.Алдан р.Лена - Что же у нас получилось? - Чем эти записи отличаются от уже привычных нам неравенств? - Как бы вы назвали эти неравенства? - А в математике принято называть такие неравенства двойные. - Кто может назвать тема нашего урока? Б) Представьте, что мы пошли с вами в магазин и покупаем арбуз. У продавца только 2 гири по 5кг. (работа с моделью весов). - Масса арбуза нам не известна, как её обозначим? При первом взвешивании получаем, что, Х › 5, при втором – Х ‹ 10. Но мы взвешиваем один и тот же арбуз. Как это можно записать по-другому? - Какова же масса арбуза? - Давайте проверим, всё ли правильно мы сделали? Работа с учебником, разбор правила. IV.ФИЗМИНУТКА. V. Первичное закрепление. А) с. 10 № 1. – чтение неравенства в парах, затем в слух. - Из неравенств выбери те, из которых составлено двойное неравенство: 18 ? С ‹ 75 с ? 18, с ? 18, с › 75, с ‹ 75. 274 ‹ n ? 360 n › 274, n ‹ 274, n ? 360, n ? 360. Б) с.10 № 2 - самостоятельно В) Показываю карточки с неравенствами, дети записывают двойное неравенство и множество решений. 2‹ y y‹ 6 z › 4 z ? 8 y › 2 z ? 8 VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Работа проводится по учебнику. А) На с. 11 № 4, 5, 6, 7 – по заданию учебника. № 5 проверяем так: я показываю решение на числовом луче, ребята говорят к какому это неравенству и называют множество решений. VII. Задачи на повторение. А) У математики есть свой язык – язык формул. Давайте проверим, насколько мы владеем этим языком. Если высказывание верно, ставите +, если не верно, ставите -. ТЕСТ.
Показываю “ключ” к решению и проверяем с объяснением. Б) Дифференцированная самостоятельная работа. 1 вариант: 367 * 750 86040 * 8370 802000 : 5 2 вариант: с. 12 № 10 – примеры с окошечком. VIII. Итог урока. - Над чем работали на уроке? - Какой вид работы особенно вам понравился? - Домашнее задание: Составьте двойное неравенство и найдите множество его решений. С. 12 №12, №13 (б) - Спасибо за работу. |
Математика.
- Лишнее КГ – это единица измерения массы, а остальное – единицы измерения длины.
- Рыболову столько лет, сколько мне, т.к. я рыболов. Можно узнать возраст окуньков в днях: 3 недели – 21 день Возраст щуки – 366+21=387 дней.
25 х 40 – 904 : 48 х 12 = 24 (вычисления цепочкой по порядку)
- Сравнить. -ставим знак =, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется. -ставим знак ‹, т. к. по одному из множителей. один., а другой ‹ в левой стороне. - ставим знак ›, т.к. уменьшаемые одинак., а вычитаемое в левой части ‹, значит разность будет больше в левой части. - Лишним будет равенство.
- Это именованные числа.
- Разделить на группы, перевести в новые единицы измерения, выполнить + и -, сравнить величины. 1-2 мин. самостоятельной работы, каждый сам выбирает для себя задание. Взаимопроверка в парах. В это время один ученик записывает числа по группам на доске, начиная с маленького. 1726км 2273 км 4400км 150кг 400 кг 440кг (Задание шепчу ему на ушко) -Река Алдан длиннее Индигирки, но короче Лены.
- Белый медведь тяжелее бурого медведя, но легче лося.
Работа в группах. Каждой группе, прежде чем сравнить, необходимо привести к одинаковым единицам измерения. При ответе ребята говорят, какую величину сравнивали. Карточки прикрепляются к магнитной доске.
- Неравенства. - У них сразу два знака. Ребята предлагают свои варианты.
“Двойное неравенство”.
Х
х › 5 х ‹ 10. 5‹ х ‹ 10 х = {6, 7, 8, 9}
Ребята в полголоса читают друг другу.
Устно называют неравенства с ? 18, с › 75 n › 274, n ? 360
1 ученик работает у доски для проверки.
Первый, кто записал в тетради, записывает для проверки на доске. 2 ‹ y‹ 6 {3, 4, 5} 4 ‹ z ? 8 {5, 6, 7, 8 } составить нельзя, т. к. переменные разные.
+ - - + -
Каждый работает индивидуально, выбирая задание по своему желанию. |