Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(у всех учащихся карточки настроения – “лица настроения”)
Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение не стало хуже и улыбок стало еще больше.
На доске:
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”
Учитель. Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Учитель. Сегодня на уроке мы постараемся привести в порядок наши знания и мысли по теме: “Скорость. Время. Расстояние”.
Но кто же автор этих замечательных слов? Если вы правильно разгадаете задуманное число, то сможете узнать это.
На доске:
265 | Г. Галилей |
1000 | М. И. Калинин |
104 | Д. И. Менделеев |
980 | Пифагор |
? | : 125 | + 64 | : 36 | х 50 | : 4 | = 25 |
Учитель. Итак, задуманное число 1000. Автор замечательных слов о математике М. И. Калинин.
2. Постановка задач.
Учитель. Как вы поняли сегодня сегодня на уроке мы будем приводить в порядок наш ум и мысли. А делать это мы будем по следующему плану:
На доске:
1. Устный счет
2. Блиц-турнир
3. Сравнение величин
4. Решение задач
5. Работа в паре
Учитель.
1. Сначала мы будем восхищаться вашим умением вычислять устно.
2. Настроиться на нужный лад нам поможет блиц – турнир (проверим теоретические знания)
3. Вытащим из тайников памяти кое-что ценное при сравнении величин.
4. Продемонстрируем умение логически мыслить при решении задач.
5. Докажем старинную поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”.
3. Закрепление пройденного
а) Устный счет
Выполни вычисления удобным способом:
101 х 63 | 72 х 11 | 148 х 9 |
125 х 294 х 8 | ||
468 х 37 х 0 х 123 | ||
284 х 75 – 74 х 284 | ||
752 х 30 + 70 х 752 |
Учащиеся выполняют самостоятельно. При проверке называется свойство умножения, которое применяли при вычислении.
б) Блиц-турнир
Учитель читает задание, а учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек (зеленый – “да”, красный – “нет”).
Отрицательный ответ доказывается.
Верно ли, что
Скорость это быстрота движения.
Половина километра равна 50 метрам.
2 часа 50 минут это 190 минут.
Чтобы найти время, нужно расстояние умножить на скорость.
Скорость измеряется в метрах.
Тройка лошадей пробежала 3 км. Это значит, что каждая лошадь пробежала 3000 метров.
Продолжи высказывание:
Одна минута в 60 раз меньше ----------------(часа)
Один километр в 1000 раз больше ----------(метра)
Расстояние, пройденное за единицу времени называют ---------
Моряки измеряют скорость движения в ---------(в узлах, 1узел= 2 км/ч)
Чтобы найти расстояние, необходимо -----------------------------
Если расстояние разделить на скорость, то получим -----------
в) Сравнение именованных чисел.
Учитель. Сейчас вам предстоит очень ответственное задание.
Вы должны проверить работу ребят 4б класса. Но не просто проверить, а грамотно аргументировать свое решение.
Проверьте, верны ли неравенства:
7 км/мин больше, чем 600 км/ч | 7 х 60 = 420 км/ч |
600: 60 = 10 км/мин | |
300 м/мин = 6 м/сек. | 300 : 60 = 5 м/сек. |
6 х 60 = 360 м/мин | |
9 км/ч меньше, чем 12000 м/ч | 9 х 1000 = 9000 м/ч |
12000 : 1000 = 12 км/ч |
4. Физкультминутка. Зарядка для глаз.
5. Решение задач
а) Математический диктант. Записать решение задачи.
Пешеход проходит за 1 час 5 км. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?
------------------------------------------------------------------------------------
Скорость самолета 15 км/мин. Какое расстояние он пролетит за 1 час?
-------------------------------------------------------------------------------------
Космический корабль летит со скоростью 8 км/сек. Сколько километров он пролетит за 3 минуты?
-------------------------------------------------------------------------------------
За сутки Земля проходит по орбите 720 км. Какое расстояние Земля проходит за час?
---------------------------------------------------------------------------------
Скорость звука в воздухе 340 м/сек. На каком расстоянии звук услышат через 20 секунд?
--------------------------------------------------------------------------------
Проверка осуществляется с помощью взаимоконтроля.
б) Работа в парах.
Каждая пара получает бланк-задание.
1. Рассмотрите таблицу
Скорость, v | Время, t | Расстояние,S | |
Машина | 80 км/ч | одинаковое | одинаковое |
Мотоцикл | 60км/ч | одинаковое | одинаковое |
Мотороллер | 4 ч. | одинаковое |
2. Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные числа:
Машина проехала 240 км за ______________ часа
Мотоцикл проехал _____________________ км.
Скорость мотороллера _________________ км/ч
Машина проехала на ________ км больше, чем мотороллер.
3. Записывайте необходимые вычисления в тетрадь.
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Какое задание оказалось наиболее трудным для вас?
Сейчас я прошу вас заполнить лист самоконтроля.
Умею ли я это делать хорошо?
Считать устно | Да, нет |
Сравнивать величины | Да, нет |
Решать задачи | Да, нет |
Работать в паре | Да, нет |
С каким настроением вы заканчиваете урок? ( карточки “настроения”).
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою детвора
Развивать и волю, и смекалку.И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Домашнее задание.
Составить задачу на движение, чтобы она решалась в 2 действия. Решить эту задачу.