Урок математики в 4-м классе "Решение задач на движение"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(у всех учащихся карточки настроения – “лица настроения”)

Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение не стало хуже и улыбок стало еще больше.

На доске:

“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”

Учитель. Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Учитель. Сегодня на уроке мы постараемся привести в порядок наши знания и мысли по теме: “Скорость. Время. Расстояние”.

Но кто же автор этих замечательных слов? Если вы правильно разгадаете задуманное число, то сможете узнать это.

На доске:

265 Г. Галилей
1000 М. И. Калинин
104 Д. И. Менделеев
980 Пифагор
? : 125 + 64 : 36 х 50 : 4 = 25

Учитель. Итак, задуманное число 1000. Автор замечательных слов о математике М. И. Калинин.

2. Постановка задач.

Учитель. Как вы поняли сегодня сегодня на уроке мы будем приводить в порядок наш ум и мысли. А делать это мы будем по следующему плану:

На доске:

1. Устный счет

2. Блиц-турнир

3. Сравнение величин

4. Решение задач

5. Работа в паре

Учитель.

1. Сначала мы будем восхищаться вашим умением вычислять устно.

2. Настроиться на нужный лад нам поможет блиц – турнир (проверим теоретические знания)

3. Вытащим из тайников памяти кое-что ценное при сравнении величин.

4. Продемонстрируем умение логически мыслить при решении задач.

5. Докажем старинную поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”.

3. Закрепление пройденного

а) Устный счет

Выполни вычисления удобным способом:

101 х 63 72 х 11 148 х 9
125 х 294 х 8
468 х 37 х 0 х 123
284 х 75 – 74 х 284
752 х 30 + 70 х 752

Учащиеся выполняют самостоятельно. При проверке называется свойство умножения, которое применяли при вычислении.

б) Блиц-турнир

Учитель читает задание, а учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек (зеленый – “да”, красный – “нет”).

Отрицательный ответ доказывается.

Верно ли, что

Скорость это быстрота движения.

Половина километра равна 50 метрам.

2 часа 50 минут это 190 минут.

Чтобы найти время, нужно расстояние умножить на скорость.

Скорость измеряется в метрах.

Тройка лошадей пробежала 3 км. Это значит, что каждая лошадь пробежала 3000 метров.

Продолжи высказывание:

Одна минута в 60 раз меньше ----------------(часа)

Один километр в 1000 раз больше ----------(метра)

Расстояние, пройденное за единицу времени называют ---------

Моряки измеряют скорость движения в ---------(в узлах, 1узел= 2 км/ч)

Чтобы найти расстояние, необходимо -----------------------------

Если расстояние разделить на скорость, то получим -----------

в) Сравнение именованных чисел.

Учитель. Сейчас вам предстоит очень ответственное задание.

Вы должны проверить работу ребят 4б класса. Но не просто проверить, а грамотно аргументировать свое решение.

Проверьте, верны ли неравенства:

7 км/мин больше, чем 600 км/ч 7 х 60 = 420 км/ч
600: 60 = 10 км/мин
300 м/мин = 6 м/сек. 300 : 60 = 5 м/сек.
6 х 60 = 360 м/мин
9 км/ч меньше, чем 12000 м/ч 9 х 1000 = 9000 м/ч
12000 : 1000 = 12 км/ч

4. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

5. Решение задач

а) Математический диктант. Записать решение задачи.

Пешеход проходит за 1 час 5 км. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?

------------------------------------------------------------------------------------

Скорость самолета 15 км/мин. Какое расстояние он пролетит за 1 час?

-------------------------------------------------------------------------------------

Космический корабль летит со скоростью 8 км/сек. Сколько километров он пролетит за 3 минуты?

-------------------------------------------------------------------------------------

За сутки Земля проходит по орбите 720 км. Какое расстояние Земля проходит за час?

---------------------------------------------------------------------------------

Скорость звука в воздухе 340 м/сек. На каком расстоянии звук услышат через 20 секунд?

--------------------------------------------------------------------------------

Проверка осуществляется с помощью взаимоконтроля.

б) Работа в парах.

Каждая пара получает бланк-задание.

1. Рассмотрите таблицу

  Скорость, v Время, t Расстояние,S
Машина 80 км/ч одинаковое одинаковое
Мотоцикл 60км/ч одинаковое одинаковое
Мотороллер   4 ч. одинаковое

2. Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные числа:

Машина проехала 240 км за ______________ часа

Мотоцикл проехал _____________________ км.

Скорость мотороллера _________________ км/ч

Машина проехала на ________ км больше, чем мотороллер.

3. Записывайте необходимые вычисления в тетрадь.

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Какое задание оказалось наиболее трудным для вас?

Сейчас я прошу вас заполнить лист самоконтроля.

Умею ли я это делать хорошо?

Считать устно Да, нет
Сравнивать величины Да, нет
Решать задачи Да, нет
Работать в паре Да, нет

С каким настроением вы заканчиваете урок? ( карточки “настроения”).

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою детвора
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

Домашнее задание.

Составить задачу на движение, чтобы она решалась в 2 действия. Решить эту задачу.