Урок по теме: Конструкционные материалы и металлургический комплекс.
Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Есть среди вас, кто живет в своих домах, а кто в квартирах.
(Учащиеся отвечают “да” или “нет”).
Учитель. А в высотном на каком этаже 1, 5 или 9?
(Учащиеся отвечают).
Учитель. А что надо для того, чтобы дома были прочные ?
(Ученики высказывают версии: цемент, металл, конструкции и т.д.).
Учитель. Правильно, молодцы! Записываем тему сегодняшнего урока:
Посмотрите видеоматериал и попробуйте ответить на вопрос:
“Как изменились строительные материалы?”
(Показ слайдов “Различные виды жилых строений ”.)
История развития конструкционных материалов.
Учитель. В разные периоды времени человек использовал для своих нужд различные материалы.
А) Какие материалы люди использовали раньше?
(Учащиеся: дерево, камень, глину и т.д.)
Учитель. Правильно. Потом потребности возросли, и люди стали использовать металл, кирпич, стекло, алюминий и т.д. Все, что вы перечислили является ведущими конструкционными материалами в истории человечества. Итак.
С конца Х1Х в. главным конструкционным материалом становится сталь.
Учитель. А что произошло с развитием авиации и электротехники?
(Учащиеся: используют алюминий, медь, золото и т.д.)
Учитель. Молодцы. Все большую ценность приобретают цветные и редкие металлы. Россия производит много конструкционных материалов, особенно традиционных, давно использующихся в хозяйстве.
(открыли учебник на стр. 131, табл. 29)
Учитель. И так, в основе новых, как вы заметили, лежат традиционные, конструкционные материалы.
Классификация конструкционных материалов.
Степень новизны | Происхождение материалов | ||
Металлические | Неметаллические | Композиционные | |
Традиционные | Чугун, сталь, медь | Стекло, кирпич, древесина, цемент | - |
Новые | Специальные сплавы с использованием редких металлов | Пластмассы, полимеры, древесные пластики | Металлокерамика, стеклопластики |
Учитель. Современное хозяйство не может обходиться без металлов.
Учитель. Металлургический комплекс это основы индустрии. Что необходимо сделать для того, чтобы получить металл?
(Учащиеся. Добыть, выплавить металл, получить прокат.)
Учитель. Правильно. Для выплавки металла требуется много вспомогательных, сопутствующих, сложных производств.
Учитель. Собственно основа черной металлургии – это 3 цеха производства. Если все 3 производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла. По-этому, металлургические предприятия - это огромные комбинаты со сложной системой предприятий. Где же строят металлургические заводы?
(Учащиеся. Вблизи добычи руды, топлива, воды и т. д.)
Учитель. 1 Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды и топлива.
2 Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.
3 Металлургический завод – это еще и водоемкое предприятие, поэтому строится у крупной реки, озера или пруда.
4 Металлургия – “грязная” отрасль, поэтому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать “экологический потолок”, это пагубно отразится на здоровье населения.
5 Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.
Учитель. Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:
1) Уральская.
2) Центральная.
3) Сибирская.
Задание: самостоятельно изучите металлургические базы России (учебник: стр. 138-139, карта атласа “Металлургия”, работа-15 мин., работают в группах по столам, прорабатывая одну базу по плану, и затем обсуждаем результаты в классе)
Учитель. Старые комбинаты и заводы, составившие гордость индустрии, теперь называют “коптящими мастодонтами”. Что надо, на ваш взгляд, изменить по новым технологиям?
(Учащиеся. Уменьшить площадь предприятия.)
Учитель. Кроме черных, в современных отраслях, используются цветные металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности. Где используются цветные металлы?
(Учащиеся. Самолеты, ракеты, машины и т. д.)
Из уроков химии, какие группы цветных металлов вы знаете?
(Учащиеся. Легкие, тяжелые и т. д.)
Учитель. Технологическая цепочка производства цветной металлургии выглядит следующим образом.
(Учитель. В рудах, цветных металлов очень низкое содержание металлов: меди – от 1 до 5%, олова – 0,01-0,07 %, молибдена – 0,04% и меньше. Пример: для получения 1 т меди – 100 т медной руды, из которых 99 – пустая порода; для олова – более 300 т воды)
Учитель. Как размещаются предприятия цветной металлургии?
Учитель. Какие факторы влияют на размещение цветной металлургии?
Учитель. Металлургический комплекс серьезно загрязняет природу, обостряя экологическую обстановку.
(Предлагается для самостоятельного решения 3-5 минуты, решения озвучиваются.)
Учащиеся выполняют групповую работу: “Решение экологических проблем” (Задание дает учитель).
Группа 1: Загрязнение атмосферы.
Группа 2: Загрязнение вод.
Группа 3: Изъятие земель.
В заключение урока класс размышляет о том какие существуют решения экологических проблем в металлургическом комплексе.
Общий вывод по итогам урока. Металлургический комплекс производит конструкционные материалы – металл, который используется в народном хозяйстве. 90% производимого металла составляет черный металл – сталь.
Металлургия серьезно загрязняет природу, обостряет экологическую обстановку. Загрязнения окружающей среды вызывает заболеваемость у взрослых и особенно детей.