Класс украшен шарами, на доске висят плакаты с высказываниями о слове, дети сидят группами:
В классе выставка словарей (синонимов, фразеологизмов, Даля, Ожегова…)
Высказывания:
1. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В.Г.Короленко)
2. Не забывай на праведном пути то, то старик Марк Твен сказал когда-то, ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата. (А. Гитович)
3. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Д. Паустовский)
4.
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово –
Что дать напиться,
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться (Н. Рыленков)
Ученик читает стихотворение Вадима Шефнера:
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть –
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их красоту.
Учитель:
Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Словари. Путешествовать будем 4 группами по 5 человек. В конце подведем итоги, чья же группа знает больше точных, метких слов, умеет отгадывать ребусы, кроссворды, знает героев русских народных сказок, кто умеет быть более внимательным, сообразительным.
Итак, начинаем.
Задание 1. “Анаграммы”
Нужно переставить буквы в словах, чтобы получились новые слова. Каждая группа получает карточки, на которых записаны слова. Рядом пишут свое получившееся слово
I.
Урок (укор)
Ушат (туша)
Вес (сев)
Уклон (кулон)
Актер (терка)
II.
Колун (клоун)
Баян (баня)
Водопад (подвода)
Увидимся (удивимся)
Банка (кабан)
III.
Уборка (кобура)
Вобла (обвал)
Сачок (часок)
Волос (слово)
Угар (рагу)
IV.
Удар (руда)
Манишка (машинка)
Вход (вдох)
Ручка (чурка)
Задание 2. “Литературные кроссворды”
1 группа: (по сказочной повести Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
2 группа: (по русской народной сказке “Петушок – золотой гребешок”)
3 группа (по русской народной сказке “Теремок”)
4 группа (по русской народной сказке “Волк и лиса”)
Задание 3. Игра “Топай, хлопай”
Если в слове есть звук “а” - дети хлопают,
Если звука “а” - нет, тогда топают (обратить внимание на различие букв и звуков).
(роща, оса, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, береза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз)
Задание4
Кто быстрее прочитает загадку (каждая группа получает листочек, на котором она записана)
ZЧSТWORБNELЖИDTSБЕFhЗJNНLORГWZ?
(Ответ: Что бежит без ног?)
Задание 5. “Все наоборот”
Каждая группа получает задание: прочитать высказывания наоборот.
1. Анна, барабан на!
Ася, молоко около мяса.
2. Авось сова тут
Алла рвала лавр
3. Арбуз у зубра
А Лиза мазила
4. А роза упала на лапу Азора
Задание 6. “Ребусы”
У каждой группы свой листочек. Отвечает и объясняет 1 представитель от команды
1 группа: Ответы (постель, горизонт, костер, комната)
2 группа: Ответы (роль, ласточка, ветер, почтовый ящик)
3 группа: Ответы (камень, портрет, родина, столица)
4 группа: Ответы (канат, подъем, сад, ноты)
Задание 7. “Секретный приказ”
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз,-
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ
- Прочитать, что написано.
ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ
ФТШВЗЧПКРСАГПОМЮЭФ
ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ
(Ответ: Будь врагом лени)
Задание 8. “Найди вторую половину” (Соединить стрелочками)
1 группа
Волков бояться | чье мясо съела |
Нет дыма | в лес не ходить |
Куй железо | пока горячо |
Знает кошка | без огня |
2 группа
Какова пряха | вода не течет |
Под лежачий камень | такова на ней и рубаха |
Близок локоть | да не укусишь |
Взялся за гуж | не говори, что не дюж |
3 группа
С семью собаками | муха пролетит |
Сел в | калошу |
Работать | не сыщешь |
Слышно, как | лошадь |
4 группа
Старый друг | то и пожнешь |
Кто не с нами | лучше новых двух |
Не плюй в колодец | тот против нас |
Что посеешь | пригодиться воды напиться |
Задание 9. “Творческое”
Каждой команде дается загадка. Нужно составить сказку или рассказ, используя отгадку.
1 группа:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
2 группа :
Весной зеленела,
Летом загорела,
Красные кораллы
Осенью надела (рябина)
3 группа:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаешь меня (ручеек)
4 группа:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – над лугами
Отливает серебром (самолёт)
Задание 10. “Звуковые пропорции” (по одному человеку от команды)
к:г = т:?
д:т = б:?
в:ф = з:?
к:т = г:?
Задание 11. “Помоги Незнайке добраться до ракеты” (По одному участнику работают у доски на листах ватмана).
Условие: путь Незнайки должен проходить только по клеточкам с гласными буквами.
Задание 12 “Шуточная викторина”
(За каждый правильный ответ группа получает 1 балл). Вопросы задаются поочередно.
- Как разделить 5 картофелин на 2? (сделать пюре)
- Какой рукой удобнее размешивать чай? (никакой, лучше ложкой)
- Что общего у рыб и болтунов? (без конца разевают рот)
- Кто не задает вопросов, не требуя ответа? (телефонный звонок)
- Что принадлежит только вам, но вы пользуетесь этим реже, чем другие? (имя)
- Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)
- Кто с головой окунается в работу? (водолаз)