Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
Презентация: “Равнины и горы России”
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1. “Природа России”
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны?
II. Сообщение темы и целей урока
Слайд 2. “Равнины и горы России”
- Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашей стране.
III. Работа над новой темой
Слайд 3. “Давайте знакомиться”
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я – Серёжа. Учусь в 4 классе. Я люблю путешествовать. А я Надя, сестра Серёжи. Люблю ухаживать и наблюдать за растениями, разными птицами и зверьками.
Слайд 4.
- Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по России, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.
Увидим, как выглядит ее поверхность.
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.
-Узнайте его.
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Слайд 5. “Солнце”
Слайд 6.
- Конечно, это солнышко. Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.
- Где встает солнышко?
- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие.
Слайд 7. Полуостров Камчатка
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
Слайд 8.
Слайд 9 - 10. “Горы полуострова Камчатка”
Слайд 11 . “Ключевская Сопка”
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.
- Какую он имеет высоту?
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.
Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6- 7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.
А всего на полуострове 28 вулканов.
Слайд 12 -13. “Средне-Сибирское плоскогорье”
- Продолжим наше путешествие.
- Наше солнце остановилось над Средне-Сибирским плоскогорьем.
- А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думайте?
Слайд 14.
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
- В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства (рис.1).
- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
Слайд 15. “Алтай и Саяны”
- А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.
Слайд 16. “В горах Алтая”
Слайд 17. “Саяны”
- Что вы можете сказать о высоте гор?
Слайд 18. “Гора Белуха”
- На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
Слайд 19. “Западно-Сибирская равнина”
- Продолжим наше путешествие.
- Где мы оказались?
- Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”
Слайд 20. “Уральские горы”
- Продолжим двигаться дальше за солнышком на запад.
- Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - НАРОДНАЯ (гора Народа), наиболее высокая горная вершина Приполярного и всего Урала. Высотой 1895 м.
Слайд 21. “Гора Народная”
Слайд 22. “Гора Народная”
- Что вы можете сказать об этих горах?
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная).
- Что это доказывает?
- Что вы можете сказать об этих горах
Слайд 23.
- Уральские горы называют “старые горы”, потому что форма их стала плосковершинной (рис.2).
- На рисунке изображены старые горы.
- Что вы можете сказать о вершинах гор?
Слайд 24. “Уральские горы”
Слайд 25. “Уральские горы”
Слайд 26. “Привал”
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
В право, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.
Слайд 27.
- И опять нас дорога зовёт. Мы движемся на запад, так солнышко ведёт
Слайд 28. “Восточно–Европейская равнина”
- Где остановились мы сейчас?
- Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной.
Слайд 29.“Кавказские горы”
- А сейчас держим путь на юго-запад в горы.
- Их называют Кавказскими горами.
Слайд 30 – 31. “Кавказские горы”
Слайд 32. “Гора Эльбрус”
- Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.
- Что вы можете сказать об этих горах?
Слайд 33. “Гора Эльбрус”
Слайд34 . “Кавказские горы”
Слайд 35.
- Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
Слайд 36.
- Наше солнце закатилось за горизонт, мы с вами прошли огромный путь от восточных границ до западных.
IV. Закрепление.
Вопросы “Почемучки”:
- Что такое равнина?
- Какая равнина изображена на данной схеме?
- Как схематично вы изобразили Западно-Сибирскую равнину?
- Попробуйте изобразить Средне-Сибирское плоскогорье (рис.6).
- А сейчас все объедините в одну схему “Равнины на территории России”
- Что вы можете сказать о горах?
- На какой схеме изображены молодые горы?
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Стр. 32-37. Прочитать текст учебника, найти на карте равнины и горы России. Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде.