Урок - виртуальная экскурсия по теме "Равнины и горы России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

Презентация: “Равнины и горы России”

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация

Слайд 1. “Природа России”

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 2. “Равнины и горы России”

- Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашей стране.

III. Работа над новой темой

Слайд 3. “Давайте знакомиться”

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я – Серёжа. Учусь в 4 классе. Я люблю путешествовать. А я Надя, сестра Серёжи. Люблю ухаживать и наблюдать за растениями, разными птицами и зверьками.

Слайд 4.

- Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по России, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

Увидим, как выглядит ее поверхность.

- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

-Узнайте его.

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

Слайд 5. “Солнце”

Слайд 6.

- Конечно, это солнышко. Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

- Где встает солнышко?

- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие.

Слайд 7. Полуостров Камчатка

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

Слайд 8.

Слайд 9 - 10. “Горы полуострова Камчатка”

Слайд 11 . “Ключевская Сопка”

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.

- Какую он имеет высоту?

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6- 7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

А всего на полуострове 28 вулканов.

Слайд 12 -13. “Средне-Сибирское плоскогорье”

- Продолжим наше путешествие.

- Наше солнце остановилось над Средне-Сибирским плоскогорьем.

- А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думайте?

Слайд 14.

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства (рис.1).

- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

Слайд 15. “Алтай и Саяны”

- А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.

Слайд 16. “В горах Алтая”

Слайд 17. “Саяны”

- Что вы можете сказать о высоте гор?

Слайд 18. “Гора Белуха”

- На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

Слайд 19. “Западно-Сибирская равнина”

- Продолжим наше путешествие.

- Где мы оказались?

- Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”

Слайд 20. “Уральские горы”

- Продолжим двигаться дальше за солнышком на запад.

- Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - НАРОДНАЯ (гора Народа), наиболее высокая горная вершина Приполярного и всего Урала. Высотой 1895 м.

Слайд 21. “Гора Народная”

Слайд 22. “Гора Народная”

- Что вы можете сказать об этих горах?

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная).

- Что это доказывает?

- Что вы можете сказать об этих горах

Слайд 23.

- Уральские горы называют “старые горы”, потому что форма их стала плосковершинной (рис.2).

- На рисунке изображены старые горы.

- Что вы можете сказать о вершинах гор?

Слайд 24. “Уральские горы”

Слайд 25. “Уральские горы”

Слайд 26. “Привал”

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
В право, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.

Слайд 27.

- И опять нас дорога зовёт. Мы движемся на запад, так солнышко ведёт

Слайд 28. “Восточно–Европейская равнина”

- Где остановились мы сейчас?

- Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной.

Слайд 29.Кавказские горы”

- А сейчас держим путь на юго-запад в горы.

- Их называют Кавказскими горами.

Слайд 30 – 31. “Кавказские горы”

Слайд 32. “Гора Эльбрус”

- Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

- Что вы можете сказать об этих горах?

Слайд 33. “Гора Эльбрус”

Слайд34 . “Кавказские горы”

Слайд 35.

- Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

Слайд 36.

- Наше солнце закатилось за горизонт, мы с вами прошли огромный путь от восточных границ до западных.

IV. Закрепление.

Вопросы “Почемучки”:

- Что такое равнина?

- Какая равнина изображена на данной схеме?

(рис. 4)

- Как схематично вы изобразили Западно-Сибирскую равнину?

(рис.5)

- Попробуйте изобразить Средне-Сибирское плоскогорье (рис.6).

- А сейчас все объедините в одну схему “Равнины на территории России”

(рис.7)

- Что вы можете сказать о горах?

- На какой схеме изображены молодые горы?

(рис.8)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Стр. 32-37. Прочитать текст учебника, найти на карте равнины и горы России. Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде.

Ссылки