Элективный курс "Каменная симфония. Продолжение следует…"

19.03.2007

Пояснительная записка.

Элективный курс «Каменная симфония. Продолжение следует…» может рассматриваться как возможность выбора учащимися предпрофильного звена будущего профиля обучения. Данный курс является приглашением учащихся в удивительный мир искусства архитектуры. В течение многих тысячелетий развивалась культура человечества, пройдя ряд последовательных этапов, соответствующих основным стадиям развития общества, но нигде характер времени, стиль времени не проявлялся так образно и ясно, как в архитектуре. Во дворцах и храмах складывалась та среда, где жили и существовали произведения всех видов искусства – живопись, скульптура, ювелирные изделия, мебель, драгоценные ткани. Именно в общественном здании сильнее, чем в простом доме, проявлялись верования и вкусы народа.

Искусство архитектуры зачастую недоступно для школьников, ибо они не достаточно владеют её языком, не мыслят её категориями, так как курс МХК и другие школьные предметы эстетического цикла предусматривают очень беглое знакомство с данным видом искусства. Полагаю, что данный курс может способствовать выполнению одной из самых трудных и притягательных задач, которую ставит перед собой ученик – постичь самого себя, помочь определиться в выборе дальнейшей профессии.

Данный курс рассчитан на учеников 8-9 классов основной школы.

Общий объём курса – 17 часов. Приложение1.

I. Цели и задачи курса.

Основной целью курса является – овладение учащимися основами знаний об основных архитектурных стилях; формирование навыков практической и проектировочной деятельности учеников в области архитектуры, а также понятий о некоторых видах строительных специальностей.

В задачи курса входит:

  1. Выявление интереса к архитектуре, как самому социальному виду искусства.
  2. Знакомство учащихся с основными особенностями архитектурных стилей.
  3. Овладение учащимися архитектурными терминами.
  4. Создание условий для живого общения учеников с произведениями искусства архитектуры.
  5. Формирование умения самостоятельно определять стиль архитектурных сооружений, а также определять эпоху, время их рождения.
  6. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать своё высказывание относительно архитектурного сооружения.
  7. Формирование практической и проектировочной деятельности в области архитектуры.

Предполагается, что в результате изучения курса его участники:

  1. Получат сведения об основных архитектурных стилях.
  2. Узнают основные термины и понятия, относящиеся к архитектуре.
  3. Смогут сами определять стиль архитектурного сооружения.
  4. Создадут индивидуальные проекты архитектурных сооружений, оформят и представят результаты.

II. Формы и методы работы.

Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

  1. Интерактивные лекции, эвристические беседы, лекции с демонстрацией слайдов и иллюстративного материала.
  2. Работа в творческих лабораториях с последующей презентацией результатов.
  3. Терминологическая работа.
  4. Нахождение подобия с опорой на рисунок.
  5. Учебная игра.
  6. Выполнение индивидуальных и групповых творческих и исследовательских проектов.

III. Формы контроля знаний.

Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля знаний:

  1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, рецензирование сообщений учащихся).
  2. Зачётный практикум (выполнение практических заданий по курсу).
  3. Итоговый контроль в форме презентаций личных проектов.

IV. Основное содержание курса.

Тема 1.

Путешествие к первому чуду света . Знакомство с главным храмом Амона-Ра в Карнаке. Выявление особенностей канонического стиля в архитектуре. Определение значений терминов: пилон, портик, каннелюры, абака, база.

Тема 2. Приложение2.

Роль храмов в духовной жизни полиса. Афинский Акрополь-символ мудрости и красоты. Колонна как основа ордерной системы древних греков. Три типа ордеров: дорический, ионический, коринфский. Терминологическая работа: ордер, фронтон, фасад, капитель, ротонда.

Понятие классического стиля.

Тема 3.

Путь человека от Олимпа к христианскому храму. Новые идеалы красоты. Задумка Виллигиса. Возрождение из пепла. Обзорная экскурсия по романскому храму.

Основные термины и понятия: алтарь, донжон, замок-крепость, контрфорсы, портал, придел, неф, трансепт.

Тема 4.

Расцвет городской культуры. Готический храм как наиболее яркое явление средневековья. Реймский собор- символ единства нации. Внешний облик- свидетельство о величии Бога. Восприятие собора как вместилища Святого духа. Последовательная система строительства готического храма.

Терминологическая работа: аркбутан, нервюра, ратуша.

Тема 5.

Понятие и значение витража. Окно-«роза» - элемент готического архитектурного стиля.

Тема 6. Приложение3.

Роль эпохи Возрождения в истории человечества. Воспитательный дом Брунеллески- первое крупное сооружение в стиле Возрождения. Соединение возрожденных античных традиций с ренессансным восприятием мира- основные особенности стиля Ренессанс.

Арка, аркада, галерея, консоль, парусный свод. (Работа со словарём).

Тема 7.

Храм – «знак» истории страны. Значение и функции храма. Церковь Покрова на Нерли. Особенности древнерусского стиля. Терминологическая работа: глава, барабан, кокошник, закомара, абсида.

Тема 8.

Барокко. Понятие эпохи и стиля. Царскосельский лицей – творение Франческа Бартоломео Растрелли. Апартаменты для пиршеств и балов. Восьмое чудо света. «Кто видит, всяк дивится». (М.В.Ломоносов).

Ансамбль, пилястра, плафон – основные термины и понятия.

Тема 9.

Понятие классицизма. «Ум правит сердцем» - основной девиз классицизма. Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге – образец стиля.

Определение значений терминов: балюстрада, рустовка.

Тема 10.

«Рокайль» - раковина. Особенности стиля рококо. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца.

Тема 11.

Понятие «ампир». Ансамбли Карла Росси. «Победа в камне» - архитектурный ансамбль дворцовой площади. Сооружение Главного штаба. Арка Главного штаба.

Основные понятия: триумфальная арка, полуколонны, декор.

Тема 12.

Понятие «модерн». Целесообразность и удобство, возможность применения новой техники и новых материалов и декоративность – очертания стиля. Московские детища Фёдора Осиповича Шехтеля. Дом промышленника Рябушинского.

Тема 13.

Понятие «современный стиль». Новые строительные конструкции и материалы. Новые конструктивные формы.

Тема 14.

«Архитектурные стили» - обобщающее занятие. (Заполнение сводной таблицы).

Тема 15.

Проектирование по курсу.

Тема 16.

«Диалог стилей» - учебная игра.

Тема 17.

Защита индивидуальных творческих проектов.

V. Учебно-тематический план.

Занятие №

Тема

Формы занятий

Кол-во
часов

1.

Карнакское столпотворение.

Храм Амона.

Эвристическая беседа, усвоение новых терминов, практикум.

1

2.

Памятник великой мудрости. Парфенон. Просмотр видеофильма, работа в творческой лаборатории, практикум, терминологическая работа.

1

3.

На берегах Рейна. Собор в Майнце. Лекция с элементами диалога, индивидуальная работа, практикум.

1

4.

 

Каменное кружево. Собор Парижской Богоматери. Просмотр видеофильма, индивидуальная работа, терминологическая работа.

1

5.

Витраж. Практикум. Создание эскиза витража.

1

6.

Чудо Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. Лекция с демонстрацией иллюстративного материала, терминологическая работа, работа в парах.

1

7.

Златоглавая невеста. Храм Покрова на Нерли. Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа.

1

8.

Причудливое совершенство. Царскосельский дворец. Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа.

1

9.

Благородная простота. Здание Академии художеств. Беседа, самостоятельная работа, практикум.

1

10.

Утончённое убранство. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца. Сообщение с опорой на слайды, нахождение подобия с опорой на рисунок, практикум, терминологическая работа.

1

11.

Торжество победы, воплощённое в камене. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге. Лекция с демонстрацией слайдов. Устное описание двух подобных зданий. Работа с тетрадью по МХК.

1

12.

Дом у Никитских ворот. Дом Рябушинского. Лекция с демонстрацией иллюстративного материала.Практикум.

1

13.

Дом – машина для жилья. Дом Мельникова в Москве. Эвристическая беседа. Творческая работа.

1

14.

Практическое занятие. Работа с таблицей.

1

15.

Практическое занятие Творческая работа. Создание проектов.

1

16.

Итоговое занятие. Учебная игра «Диалог стилей».

1

17.

Зачёт. Защита проектов.

1

Литература.

  1. Ю.Овсянников. Рассказы об архитектуре. М.: Дет. Лит., 1984.
  2. Б.Бродский. Каменные страницы истории. М.: Детгиз., 1960.
  3. Ю.А.Лебедева. Древнерусское искусство. М.: Учпедгиз., 1962.
  4. Л.Рапацкая. Русское искусство ХVIII века: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, Владос, 1995.
  5. Н.Дмитриева. Искусство Древнего мира. - М.: Дет.лит., 1989.
  6. В. Розенвассер. Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1979.

aid: 418218