Пояснительная записка.
Элективный курс «Каменная симфония. Продолжение следует…» может рассматриваться как возможность выбора учащимися предпрофильного звена будущего профиля обучения. Данный курс является приглашением учащихся в удивительный мир искусства архитектуры. В течение многих тысячелетий развивалась культура человечества, пройдя ряд последовательных этапов, соответствующих основным стадиям развития общества, но нигде характер времени, стиль времени не проявлялся так образно и ясно, как в архитектуре. Во дворцах и храмах складывалась та среда, где жили и существовали произведения всех видов искусства – живопись, скульптура, ювелирные изделия, мебель, драгоценные ткани. Именно в общественном здании сильнее, чем в простом доме, проявлялись верования и вкусы народа.
Искусство архитектуры зачастую недоступно для школьников, ибо они не достаточно владеют её языком, не мыслят её категориями, так как курс МХК и другие школьные предметы эстетического цикла предусматривают очень беглое знакомство с данным видом искусства. Полагаю, что данный курс может способствовать выполнению одной из самых трудных и притягательных задач, которую ставит перед собой ученик – постичь самого себя, помочь определиться в выборе дальнейшей профессии.
Данный курс рассчитан на учеников 8-9 классов основной школы.
Общий объём курса – 17 часов. Приложение1.
I. Цели и задачи курса.
Основной целью курса является – овладение учащимися основами знаний об основных архитектурных стилях; формирование навыков практической и проектировочной деятельности учеников в области архитектуры, а также понятий о некоторых видах строительных специальностей.
В задачи курса входит:
- Выявление интереса к архитектуре, как самому социальному виду искусства.
- Знакомство учащихся с основными особенностями архитектурных стилей.
- Овладение учащимися архитектурными терминами.
- Создание условий для живого общения учеников с произведениями искусства архитектуры.
- Формирование умения самостоятельно определять стиль архитектурных сооружений, а также определять эпоху, время их рождения.
- Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать своё высказывание относительно архитектурного сооружения.
- Формирование практической и проектировочной деятельности в области архитектуры.
Предполагается, что в результате изучения курса его участники:
- Получат сведения об основных архитектурных стилях.
- Узнают основные термины и понятия, относящиеся к архитектуре.
- Смогут сами определять стиль архитектурного сооружения.
- Создадут индивидуальные проекты архитектурных сооружений, оформят и представят результаты.
II. Формы и методы работы.
Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:
- Интерактивные лекции, эвристические беседы, лекции с демонстрацией слайдов и иллюстративного материала.
- Работа в творческих лабораториях с последующей презентацией результатов.
- Терминологическая работа.
- Нахождение подобия с опорой на рисунок.
- Учебная игра.
- Выполнение индивидуальных и групповых творческих и исследовательских проектов.
III. Формы контроля знаний.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля знаний:
- Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, рецензирование сообщений учащихся).
- Зачётный практикум (выполнение практических заданий по курсу).
- Итоговый контроль в форме презентаций личных проектов.
IV. Основное содержание курса.
Тема 1.
Путешествие к первому чуду света . Знакомство с главным храмом Амона-Ра в Карнаке. Выявление особенностей канонического стиля в архитектуре. Определение значений терминов: пилон, портик, каннелюры, абака, база.
Тема 2. Приложение2.
Роль храмов в духовной жизни полиса. Афинский Акрополь-символ мудрости и красоты. Колонна как основа ордерной системы древних греков. Три типа ордеров: дорический, ионический, коринфский. Терминологическая работа: ордер, фронтон, фасад, капитель, ротонда.
Понятие классического стиля.
Тема 3.
Путь человека от Олимпа к христианскому храму. Новые идеалы красоты. Задумка Виллигиса. Возрождение из пепла. Обзорная экскурсия по романскому храму.
Основные термины и понятия: алтарь, донжон, замок-крепость, контрфорсы, портал, придел, неф, трансепт.
Тема 4.
Расцвет городской культуры. Готический храм как наиболее яркое явление средневековья. Реймский собор- символ единства нации. Внешний облик- свидетельство о величии Бога. Восприятие собора как вместилища Святого духа. Последовательная система строительства готического храма.
Терминологическая работа: аркбутан, нервюра, ратуша.
Тема 5.
Понятие и значение витража. Окно-«роза» - элемент готического архитектурного стиля.
Тема 6. Приложение3.
Роль эпохи Возрождения в истории человечества. Воспитательный дом Брунеллески- первое крупное сооружение в стиле Возрождения. Соединение возрожденных античных традиций с ренессансным восприятием мира- основные особенности стиля Ренессанс.
Арка, аркада, галерея, консоль, парусный свод. (Работа со словарём).
Тема 7.
Храм – «знак» истории страны. Значение и функции храма. Церковь Покрова на Нерли. Особенности древнерусского стиля. Терминологическая работа: глава, барабан, кокошник, закомара, абсида.
Тема 8.
Барокко. Понятие эпохи и стиля. Царскосельский лицей – творение Франческа Бартоломео Растрелли. Апартаменты для пиршеств и балов. Восьмое чудо света. «Кто видит, всяк дивится». (М.В.Ломоносов).
Ансамбль, пилястра, плафон – основные термины и понятия.
Тема 9.
Понятие классицизма. «Ум правит сердцем» - основной девиз классицизма. Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге – образец стиля.
Определение значений терминов: балюстрада, рустовка.
Тема 10.
«Рокайль» - раковина. Особенности стиля рококо. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца.
Тема 11.
Понятие «ампир». Ансамбли Карла Росси. «Победа в камне» - архитектурный ансамбль дворцовой площади. Сооружение Главного штаба. Арка Главного штаба.
Основные понятия: триумфальная арка, полуколонны, декор.
Тема 12.
Понятие «модерн». Целесообразность и удобство, возможность применения новой техники и новых материалов и декоративность – очертания стиля. Московские детища Фёдора Осиповича Шехтеля. Дом промышленника Рябушинского.
Тема 13.
Понятие «современный стиль». Новые строительные конструкции и материалы. Новые конструктивные формы.
Тема 14.
«Архитектурные стили» - обобщающее занятие. (Заполнение сводной таблицы).
Тема 15.
Проектирование по курсу.
Тема 16.
«Диалог стилей» - учебная игра.
Тема 17.
Защита индивидуальных творческих проектов.
V. Учебно-тематический план.
Занятие № |
Тема |
Формы занятий |
Кол-во |
1. |
Карнакское столпотворение. Храм Амона. |
Эвристическая беседа, усвоение новых терминов, практикум. | 1 |
2. |
Памятник великой мудрости. Парфенон. | Просмотр видеофильма, работа в творческой лаборатории, практикум, терминологическая работа. | 1 |
3. |
На берегах Рейна. Собор в Майнце. | Лекция с элементами диалога, индивидуальная работа, практикум. | 1 |
4.
|
Каменное кружево. Собор Парижской Богоматери. | Просмотр видеофильма, индивидуальная работа, терминологическая работа. | 1 |
5. |
Витраж. | Практикум. Создание эскиза витража. | 1 |
6. |
Чудо Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. | Лекция с демонстрацией иллюстративного материала, терминологическая работа, работа в парах. | 1 |
7. |
Златоглавая невеста. Храм Покрова на Нерли. | Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа. | 1 |
8. |
Причудливое совершенство. Царскосельский дворец. | Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа. | 1 |
9. |
Благородная простота. Здание Академии художеств. | Беседа, самостоятельная работа, практикум. | 1 |
10. |
Утончённое убранство. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца. | Сообщение с опорой на слайды, нахождение подобия с опорой на рисунок, практикум, терминологическая работа. | 1 |
11. |
Торжество победы, воплощённое в камене. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге. | Лекция с демонстрацией слайдов. Устное описание двух подобных зданий. Работа с тетрадью по МХК. | 1 |
12. |
Дом у Никитских ворот. Дом Рябушинского. | Лекция с демонстрацией иллюстративного материала.Практикум. | 1 |
13. |
Дом – машина для жилья. Дом Мельникова в Москве. | Эвристическая беседа. Творческая работа. | 1 |
14. |
Практическое занятие. | Работа с таблицей. | 1 |
15. |
Практическое занятие | Творческая работа. Создание проектов. | 1 |
16. |
Итоговое занятие. | Учебная игра «Диалог стилей». | 1 |
17. |
Зачёт. | Защита проектов. | 1 |
Литература.
- Ю.Овсянников. Рассказы об архитектуре. М.: Дет. Лит., 1984.
- Б.Бродский. Каменные страницы истории. М.: Детгиз., 1960.
- Ю.А.Лебедева. Древнерусское искусство. М.: Учпедгиз., 1962.
- Л.Рапацкая. Русское искусство ХVIII века: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, Владос, 1995.
- Н.Дмитриева. Искусство Древнего мира. - М.: Дет.лит., 1989.
- В. Розенвассер. Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1979.