Элективный курс "Каменная симфония. Продолжение следует…"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Элективный курс «Каменная симфония. Продолжение следует…» может рассматриваться как возможность выбора учащимися предпрофильного звена будущего профиля обучения. Данный курс является приглашением учащихся в удивительный мир искусства архитектуры. В течение многих тысячелетий развивалась культура человечества, пройдя ряд последовательных этапов, соответствующих основным стадиям развития общества, но нигде характер времени, стиль времени не проявлялся так образно и ясно, как в архитектуре. Во дворцах и храмах складывалась та среда, где жили и существовали произведения всех видов искусства – живопись, скульптура, ювелирные изделия, мебель, драгоценные ткани. Именно в общественном здании сильнее, чем в простом доме, проявлялись верования и вкусы народа.

Искусство архитектуры зачастую недоступно для школьников, ибо они не достаточно владеют её языком, не мыслят её категориями, так как курс МХК и другие школьные предметы эстетического цикла предусматривают очень беглое знакомство с данным видом искусства. Полагаю, что данный курс может способствовать выполнению одной из самых трудных и притягательных задач, которую ставит перед собой ученик – постичь самого себя, помочь определиться в выборе дальнейшей профессии.

Данный курс рассчитан на учеников 8-9 классов основной школы.

Общий объём курса – 17 часов. Приложение1.

I. Цели и задачи курса.

Основной целью курса является – овладение учащимися основами знаний об основных архитектурных стилях; формирование навыков практической и проектировочной деятельности учеников в области архитектуры, а также понятий о некоторых видах строительных специальностей.

В задачи курса входит:

  1. Выявление интереса к архитектуре, как самому социальному виду искусства.
  2. Знакомство учащихся с основными особенностями архитектурных стилей.
  3. Овладение учащимися архитектурными терминами.
  4. Создание условий для живого общения учеников с произведениями искусства архитектуры.
  5. Формирование умения самостоятельно определять стиль архитектурных сооружений, а также определять эпоху, время их рождения.
  6. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать своё высказывание относительно архитектурного сооружения.
  7. Формирование практической и проектировочной деятельности в области архитектуры.

Предполагается, что в результате изучения курса его участники:

  1. Получат сведения об основных архитектурных стилях.
  2. Узнают основные термины и понятия, относящиеся к архитектуре.
  3. Смогут сами определять стиль архитектурного сооружения.
  4. Создадут индивидуальные проекты архитектурных сооружений, оформят и представят результаты.

II. Формы и методы работы.

Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

  1. Интерактивные лекции, эвристические беседы, лекции с демонстрацией слайдов и иллюстративного материала.
  2. Работа в творческих лабораториях с последующей презентацией результатов.
  3. Терминологическая работа.
  4. Нахождение подобия с опорой на рисунок.
  5. Учебная игра.
  6. Выполнение индивидуальных и групповых творческих и исследовательских проектов.

III. Формы контроля знаний.

Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля знаний:

  1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, рецензирование сообщений учащихся).
  2. Зачётный практикум (выполнение практических заданий по курсу).
  3. Итоговый контроль в форме презентаций личных проектов.

IV. Основное содержание курса.

Тема 1.

Путешествие к первому чуду света . Знакомство с главным храмом Амона-Ра в Карнаке. Выявление особенностей канонического стиля в архитектуре. Определение значений терминов: пилон, портик, каннелюры, абака, база.

Тема 2. Приложение2.

Роль храмов в духовной жизни полиса. Афинский Акрополь-символ мудрости и красоты. Колонна как основа ордерной системы древних греков. Три типа ордеров: дорический, ионический, коринфский. Терминологическая работа: ордер, фронтон, фасад, капитель, ротонда.

Понятие классического стиля.

Тема 3.

Путь человека от Олимпа к христианскому храму. Новые идеалы красоты. Задумка Виллигиса. Возрождение из пепла. Обзорная экскурсия по романскому храму.

Основные термины и понятия: алтарь, донжон, замок-крепость, контрфорсы, портал, придел, неф, трансепт.

Тема 4.

Расцвет городской культуры. Готический храм как наиболее яркое явление средневековья. Реймский собор- символ единства нации. Внешний облик- свидетельство о величии Бога. Восприятие собора как вместилища Святого духа. Последовательная система строительства готического храма.

Терминологическая работа: аркбутан, нервюра, ратуша.

Тема 5.

Понятие и значение витража. Окно-«роза» - элемент готического архитектурного стиля.

Тема 6. Приложение3.

Роль эпохи Возрождения в истории человечества. Воспитательный дом Брунеллески- первое крупное сооружение в стиле Возрождения. Соединение возрожденных античных традиций с ренессансным восприятием мира- основные особенности стиля Ренессанс.

Арка, аркада, галерея, консоль, парусный свод. (Работа со словарём).

Тема 7.

Храм – «знак» истории страны. Значение и функции храма. Церковь Покрова на Нерли. Особенности древнерусского стиля. Терминологическая работа: глава, барабан, кокошник, закомара, абсида.

Тема 8.

Барокко. Понятие эпохи и стиля. Царскосельский лицей – творение Франческа Бартоломео Растрелли. Апартаменты для пиршеств и балов. Восьмое чудо света. «Кто видит, всяк дивится». (М.В.Ломоносов).

Ансамбль, пилястра, плафон – основные термины и понятия.

Тема 9.

Понятие классицизма. «Ум правит сердцем» - основной девиз классицизма. Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге – образец стиля.

Определение значений терминов: балюстрада, рустовка.

Тема 10.

«Рокайль» - раковина. Особенности стиля рококо. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца.

Тема 11.

Понятие «ампир». Ансамбли Карла Росси. «Победа в камне» - архитектурный ансамбль дворцовой площади. Сооружение Главного штаба. Арка Главного штаба.

Основные понятия: триумфальная арка, полуколонны, декор.

Тема 12.

Понятие «модерн». Целесообразность и удобство, возможность применения новой техники и новых материалов и декоративность – очертания стиля. Московские детища Фёдора Осиповича Шехтеля. Дом промышленника Рябушинского.

Тема 13.

Понятие «современный стиль». Новые строительные конструкции и материалы. Новые конструктивные формы.

Тема 14.

«Архитектурные стили» - обобщающее занятие. (Заполнение сводной таблицы).

Тема 15.

Проектирование по курсу.

Тема 16.

«Диалог стилей» - учебная игра.

Тема 17.

Защита индивидуальных творческих проектов.

V. Учебно-тематический план.

Занятие №

Тема

Формы занятий

Кол-во
часов

1.

Карнакское столпотворение.

Храм Амона.

Эвристическая беседа, усвоение новых терминов, практикум.

1

2.

Памятник великой мудрости. Парфенон. Просмотр видеофильма, работа в творческой лаборатории, практикум, терминологическая работа.

1

3.

На берегах Рейна. Собор в Майнце. Лекция с элементами диалога, индивидуальная работа, практикум.

1

4.

 

Каменное кружево. Собор Парижской Богоматери. Просмотр видеофильма, индивидуальная работа, терминологическая работа.

1

5.

Витраж. Практикум. Создание эскиза витража.

1

6.

Чудо Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. Лекция с демонстрацией иллюстративного материала, терминологическая работа, работа в парах.

1

7.

Златоглавая невеста. Храм Покрова на Нерли. Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа.

1

8.

Причудливое совершенство. Царскосельский дворец. Эвристическая беседа, просмотр слайдов, творческая работа.

1

9.

Благородная простота. Здание Академии художеств. Беседа, самостоятельная работа, практикум.

1

10.

Утончённое убранство. Дворцовые интерьеры Зимнего дворца. Сообщение с опорой на слайды, нахождение подобия с опорой на рисунок, практикум, терминологическая работа.

1

11.

Торжество победы, воплощённое в камене. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге. Лекция с демонстрацией слайдов. Устное описание двух подобных зданий. Работа с тетрадью по МХК.

1

12.

Дом у Никитских ворот. Дом Рябушинского. Лекция с демонстрацией иллюстративного материала.Практикум.

1

13.

Дом – машина для жилья. Дом Мельникова в Москве. Эвристическая беседа. Творческая работа.

1

14.

Практическое занятие. Работа с таблицей.

1

15.

Практическое занятие Творческая работа. Создание проектов.

1

16.

Итоговое занятие. Учебная игра «Диалог стилей».

1

17.

Зачёт. Защита проектов.

1

Литература.

  1. Ю.Овсянников. Рассказы об архитектуре. М.: Дет. Лит., 1984.
  2. Б.Бродский. Каменные страницы истории. М.: Детгиз., 1960.
  3. Ю.А.Лебедева. Древнерусское искусство. М.: Учпедгиз., 1962.
  4. Л.Рапацкая. Русское искусство ХVIII века: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, Владос, 1995.
  5. Н.Дмитриева. Искусство Древнего мира. - М.: Дет.лит., 1989.
  6. В. Розенвассер. Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1979.