Открытый урок изобразительного искусства на тему: "Предметам холодно"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Характеристика урока: Урок предполагает выполнение импровизации, где у учащихся развивается образное мышление, воображение, ощущение холода. Дети учатся видеть и чувствовать настроение через линию и цвет. В процессе работы усваивается композиционное построение рисунка. Неотъемлемой частью урока становиться воспитание бережного отношения к предметному миру, данное задание помогает научиться сочувствовать, сопереживать.

В своей творческой работе, на основе прочитанного сюжетного рисунка, дети выполняют композицию замерзающих предметов, где главную роль играет цвет (холодный и его оттенки). Импровизируя, учащиеся воспринимают предметный мир живым, наделённым качествами мира человека. Все работы учащихся достойны просмотра, анализа.

Тема урока: «Предметам холодно».

Целеполагание: развитие образного мышления, воображения, умения видеть настроение через цвет. Учить композиционному построению рисунка. Воспитывать бережное отношение к предметному миру, умение сочувствовать, сопереживать. Развитие сферы чувств.

Задача: передать в рисунке характер и настроение замерзающих предметов.

Материал: бумага, карандаш, краски, кисти.

Зрительный ряд: цветовая палитра, «цветоведение», предметы быта.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение (фон).

МП: чтение стихотворений, инсценирование, решение проблемы (демонстрация чувств).

Тип занятия: импровизация (фантазирование на определённую тему).

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Подготовка рабочего места.
Приветствия педагога и учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением.

Звучат стихи, читает педагог.

Дети, закрыв глаза, слушают стихи и представляют картинку.

Тихо в зимнем белом поле.
За кривой опушкой замер лес.
Лёгкие пушистые снежинки
Принесли с собою множество чудес.
Под холодной и зеркальной гладью
Дремлет речка, а пенёк –
Нахлобучив тёплую ушанку,
На сугроб тихонько приналёг.

Учитель: О каком времени года шла речь?

Учащиеся: Речь шла о зиме.

Учитель: В каких красках представилось вам описание зимней картины?

Учащиеся: В холодных красках.

Учитель: Назовите холодные цвета.

Учащиеся: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый, зелёный и все оттенки.

Учитель: Посмотрите внимательно на эти работы (иллюстративный материал на тему «Зима» <Рисунок № 1, 2, 3, 4, 5, 6>) и скажите, что вы чувствуете при этом?

Учащиеся: Чувства холода, свежего морозного воздуха, колючего ветра.

Учитель: Какими цветами красок художник передал настроение в своей картине?

Учащиеся: Художник использовал холодную гамму цветов.

Учитель: Какие линии рисунка помогают передать ощущение холода?

Учащиеся: При передаче состояния холода линии рисунка острые, ломаные.

Во время ответов учащиеся показывают на изображениях картин линии и цвета.

3. Обозначение темы урока.

Состояние холода можно передать не только рисуя пейзаж, но и натюрморт. Человека окружает мир природы и мир предметный (рукотворный). Очень часто мир предметов напоминает нам нас. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что предметы не просто служат человеку, предметы живут, радуются, огорчаются, плачут, смеются. И сегодня мы в этом убедимся.

Динамическая пауза.

Учащимся предлагается встать, подойти к группе предметов (вазы, кувшины, чайники, кружки и т. д.), внимательно рассмотреть их, потрогать руками.

Дети обмениваются мнениями, присматриваясь к предметам, выбирают предполагаемые формы для дальнейшей работы.

Учащиеся возвращаются на рабочие места.

Учитель: Какими ощутили вы предметы при прикосновении к ним? Тёплые, холодные?

Учащиеся: Тёплые.

Учитель: Что станет с ними если их вынести на мороз?

Учащиеся: Предметы остынут. Будут холодными.

Сегодня на уроке мы с вами выполним творческую работу «Предметам холодно».

Предлагаемый сюжет рисунка.

В некотором царстве, в посудном государстве, в семье старинного фамильного сервиза дружно и весело жила разная посуда.

По вечерам, собираясь за круглым столом, дедушка Чайник, обливаясь потом, разливал душистый чай по кружкам, бабушка Сахарница предлагала сладости. Тепло и радушие царило в большом замке.

Все были дружны и гостеприимны. И только в дальнем углу замка, в голубоватой дымке, плотной и холодной, где таился мрак, что-то изредка пощёлкивало, потрескивало, слегка звенело, кряхтело и кашляло.

Там жил небезызвестный всем Холод. Он жил обособленно и сколько ему было лет никто не знал, но о его существовании помнили все. Холод всегда появлялся там, где были ссоры, где приходила беда, несчастье.

Но старого Чайника Холод боялся и больше всего он мечтал о его смерти. Холоду так хотелось завоевать замок, заморозить всю посуду и с наслаждением слушать как она потрескивает и звенит в леденящий тишине большого старинного замка.

С этими мечтами он жил и надеялся на самое худшее для обитателей замка.

И вот однажды, когда все собрались на утренний чай, вдруг обнаружилось, что отсутствует дедушка Чайник.

Он появился чуть позже. Было понятно, что случилось непоправимое.

Старые сердечные трещины Чайника дали течь. Медленно из проступивших трещин стекали холодные капли по округлым бокам, падали и застывали. Тяжело дыша, дед просил всех не покидать замок, быть дружными и верными друг другу даже в трагические минуты.

Жизнь старого Чайника угасала на глазах, и посуда чувствовала, как предательски подкрадывался Холод, медленно, но уверенно он приближался к посуде. Ах, как не хватало дедушкиного тепла! Как одиноко и пусто было в старом замке.

Хрупкие, изящные ручки кружек, мелко подрагивая, начали замерзать. Чашки жались друг к другу и уже так явно была слышна их звонкая дрожь.

Хрустальная ваза, что гордо восседала в центре стола и искрилась при виде семейства, вдруг, тихо треснула, отливая холодным светом.

Посуда осознала до глубины своего тончайшего фарфора – она замерзает.

Всё сильнее и крепче становились слышны шаги Холода. Вот и погасли последние краски некогда тёплой посуды. Замок погрузился в холодную тишину, где иногда что-то кряхтело, пощёлкивало, потрескивало, слегка звенело, кашляло.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что случилось в старом замке?

Учащиеся: Холод захватывает замок. Посуда стала замерзать. Об этом говорит то, что ваза тихо треснула. Ручки кружек, замерзая стали подрагивать.

Учитель: А как вы представляете себе Холод?

Покажите его движением, мимикой.

Назовите всё, что связано с холодом.

Учащиеся: Зима, снег, лёд, мороз, иней, синий нос, ветер жгучий, колючий, злой, резкий.

Учащимся предлагается рассмотреть таблицу цветов и выбрать тип колорита, которым будет выполняться работа.

Задание: изобразить группу из трёх предметов, которой холодно.

Карандашный рисунок выполняется быстро (форму допускается искажать).

4. Практическая часть урока.

Учащиеся, импровизируя, выполняют работу.

Учителем оказывается индивидуальная помощь, если в этом есть необходимость.

Звучит музыка (фон), настраивая детей на творчество.

Афиширование работ.

В конце урока выставляются работы детей с последующим их обсуждением.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Чем запомнился сегодняшний урок?

Что особенного лично для вас сегодня присутствовало на уроке?

За что можете похвалить себя? Своих одноклассников?