Школьный математический марафон

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Школьный математический марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. Это одна из форм учебной деятельности, целью которой является формирование стимулов саморазвития учащихся. Традиция проведения математических марафонов дает возможность каждому ученику:

  1. продемонстрировать приобретенные им умения и навыки;
  2. проявить интеллектуальные способности;
  3. раскрыть многогранность своих интересов.

Организация марафона:

  1. подготовка заданий для учащихся;
  2. подготовка ответов и решений с рекомендациями по проверке;
  3. подготовка базы данных для компьютерной обработки результатов;
  4. письменное выполнение учащимися предложенных заданий;
  5. проверка учителями выполненных заданий;
  6. обсуждение с учащимися различных решений и ознакомление их с результатами проверки;
  7. обработка полученных результатов;
  8. подведение итогов;
  9. общешкольное освещение результатов и итогов;
  10. награждение победителей;
  11. анализ проведенного марафона.

Все задания должны быть сформулированы четко, лаконично, с использованием известных школьнику терминов и быть для него интересными. При выполнении таких заданий учащиеся проявляют способность к логическому и абстрактному мышлению, демонстрируют умение обобщать и проводить аналогии, опираясь на интуицию, воображение и фантазию.

Задания марафона разнообразны по форме: тестовые; вопросы, требующие односложных ответов или кратких пояснений; задачи, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки.

Задания различаются по уровню сложности, обязательно включаются задачи с которыми справляются практически все учащиеся.

На нашем математическом марафоне учащимся традиционно предлагаются задания по трем циклам: математика, информатика, логика.

Задания математического марафона меняются ежедневно в течение всей недели математики и информатики. Учащиеся выполняют задания до конца учебного дня и решения опускают в специальный ящик для ответов. Результаты фиксируются в сводной таблице, которая позволяет определить победителей в конце недели математики и информатики.

Заметив, что к заданиям проявляют интерес младшие школьники, мы проводим марафон для учащихся с 4 по 11 класс.

Математические задачи.

4 КЛАСС. ВЫРУЧИ ЗАЙКУ! Поймал злой охотник бедного зайку и посадил в клетку. А на двери клетки повесил огромный замок. Замок же был не простой, а с секретом. Он открывался с помощью двух ключей. Каждый ключ имел свой номер. Чтобы среди многих ключей найти те два, которые откроют замок, надо узнать их четырехзначные номера. Номер каждого ключа зашифрован с помощью кругов, изображенных на стенке замка. Проследи, как изменяются числа внутри кругов, и сумей заполнить пустые места. Так ты найдешь номера ключей и выручишь зайку.

5 КЛАСС. Как 7 яблок разделить поровну между 12 мальчиками, не разрезая ни одного яблока больше, чем на 4 части?

6 КЛАСС. Брат сказал сестре: «Сестра, у тебя столько братьев, сколько и сестер», на что она ему ответила: «Брат, у тебя сестер вдвое больше, чем братьев». Определите число детей в этой семье.

7 КЛАСС, НЕВЕРНОЕ РАВЕНСТВО. На доске написано равенство:

1*2*3*4*5*6*7*8*9 = 20

(вместо * в неизвестном порядке написаны знаки + и —). Докажите, что это равенство не может быть верным.

8 КЛАСС. Как разрезать фигуру на рисунке на три равные части?

9 КЛАСС. Снижение себестоимости товара составляет 5% в год. Первоначальная себестоимость товара равна 800 рублей. Какой станет себестоимость товара через 2 года?

10 КЛАСС. Мякоть вишни окружает косточку слоем такой же толщины, как и сам косточка. Будем считать, что и вишня и косточка имеют форму шариков. Во сколько раз объем сочной части вишни больше объема косточки?

11 КЛАСС. Может ли алгебра понадобиться в парикмахерской? Оказывается, что такие случаи бывают. Мне пришлось убедиться в этом, когда однажды парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой:

- Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не справимся?

- Уж сколько раствора испортили из-за этого! - добавил другой.

- В чем задача? - осведомился я.

- У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30-процентный и 3-процентный Нужно их смешать так, чтобы составился 12-процентный раствор. Не можем подыскать правильной пропорции...

Мне дали бумажку, и требуемая пропорция была найдена.

Она оказалась очень простой. Какой именно?

Логика.

1.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.

2. Найдите закономерность и впишите нужное число.

341 (250) 466

282 ( ) 398

3.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.

4.Найдите закономерность и впишите нужное число.

12 (336) 14

15 ( ) 16

5.Найдите закономерность и закончите числовой ряд.

7 14 10 12 14 9 ?

6.Найдите закономерность и подставьте нужное число.

4 7 6

8 4 8

6 5 ?

7. Найдите закономерность и подставьте нужное число.

8.Найдите закономерность и впишите нужное число.

17 (102) 12

14 ( ) 11

9.Найдите закономерность и закончите числовой ряд.

1 5 13 29 ?

10.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.

Информатика

7 класс “Найди ошибки”

Перед вами рассказ о том, как работать с компьютером. Прочитайте его и определите, сколько ошибок допущено и в чем заключаются эти ошибки.

Я люблю рисовать на компьютере. На мой взгляд, самой лучшей программой для рисования изображений является графический редактор Word. С его помощью я умею не только рисовать картинки, но и выполнять закраску любой части объектов. Например, недавно я нарисовал снеговика и закрасил его левую сторону желтым цветом, а правую зеленым. С помощью инструмента “карандаш” у меня потрясающе получается строить прямоугольники и окружности, они получаются такие ровные, как будто я использовал транспортир. Кроме того, в данной программе можно сохранять изображение.

8 класс . Первые две буквы этих слов совпадают. Назовите эти слова.

1. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении
2. Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере
3. Язык программирования

9 класс О какой компьютерной программе идет речь в песне:

Он мне дорог с давних лет
И его милее нет —
Этих окон негасимый цвет.

10 класс Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик

Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную.

На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик"; на жёлтой – "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной – "Здесь сидит змея "

Все надписи неверны. Где золотой ключик?

Литература

  1. Г.Дж.Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.-М.,Ай Кью,1997.
  2. Н.Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов, Лицей, 2001.
  3. Е.Б.Бабенко, А.Д.Блинков, И.И.Блинкова, Т.В.Коваль, Л.В.Комова, Ю.В.Кордун, А.В.Семенов. Школьный интеллектуальный марафон//Сборник, под общей редакцией А.Д.Блинкова и А.В.Семенова.- ОЦ Педагогический поиск,М.,1999.
  4. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка. -М., Просвещение, 1988.
  5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей и родителей.-М.,Аст-Пресс,1999.