Школьный математический марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. Это одна из форм учебной деятельности, целью которой является формирование стимулов саморазвития учащихся. Традиция проведения математических марафонов дает возможность каждому ученику:
- продемонстрировать приобретенные им умения и навыки;
- проявить интеллектуальные способности;
- раскрыть многогранность своих интересов.
Организация марафона:
- подготовка заданий для учащихся;
- подготовка ответов и решений с рекомендациями по проверке;
- подготовка базы данных для компьютерной обработки результатов;
- письменное выполнение учащимися предложенных заданий;
- проверка учителями выполненных заданий;
- обсуждение с учащимися различных решений и ознакомление их с результатами проверки;
- обработка полученных результатов;
- подведение итогов;
- общешкольное освещение результатов и итогов;
- награждение победителей;
- анализ проведенного марафона.
Все задания должны быть сформулированы четко, лаконично, с использованием известных школьнику терминов и быть для него интересными. При выполнении таких заданий учащиеся проявляют способность к логическому и абстрактному мышлению, демонстрируют умение обобщать и проводить аналогии, опираясь на интуицию, воображение и фантазию.
Задания марафона разнообразны по форме: тестовые; вопросы, требующие односложных ответов или кратких пояснений; задачи, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки.
Задания различаются по уровню сложности, обязательно включаются задачи с которыми справляются практически все учащиеся.
На нашем математическом марафоне учащимся традиционно предлагаются задания по трем циклам: математика, информатика, логика.
Задания математического марафона меняются ежедневно в течение всей недели математики и информатики. Учащиеся выполняют задания до конца учебного дня и решения опускают в специальный ящик для ответов. Результаты фиксируются в сводной таблице, которая позволяет определить победителей в конце недели математики и информатики.
Заметив, что к заданиям проявляют интерес младшие школьники, мы проводим марафон для учащихся с 4 по 11 класс.
Математические задачи.
4 КЛАСС. ВЫРУЧИ ЗАЙКУ! Поймал злой охотник бедного зайку и посадил в клетку. А на двери клетки повесил огромный замок. Замок же был не простой, а с секретом. Он открывался с помощью двух ключей. Каждый ключ имел свой номер. Чтобы среди многих ключей найти те два, которые откроют замок, надо узнать их четырехзначные номера. Номер каждого ключа зашифрован с помощью кругов, изображенных на стенке замка. Проследи, как изменяются числа внутри кругов, и сумей заполнить пустые места. Так ты найдешь номера ключей и выручишь зайку.
5 КЛАСС. Как 7 яблок разделить поровну между 12 мальчиками, не разрезая ни одного яблока больше, чем на 4 части?
6 КЛАСС. Брат сказал сестре: «Сестра, у тебя столько братьев, сколько и сестер», на что она ему ответила: «Брат, у тебя сестер вдвое больше, чем братьев». Определите число детей в этой семье.
7 КЛАСС, НЕВЕРНОЕ РАВЕНСТВО. На доске написано равенство:
1*2*3*4*5*6*7*8*9 = 20
(вместо * в неизвестном порядке написаны знаки + и —). Докажите, что это равенство не может быть верным.
8 КЛАСС. Как разрезать фигуру на рисунке на три равные части?
9 КЛАСС. Снижение себестоимости товара составляет 5% в год. Первоначальная себестоимость товара равна 800 рублей. Какой станет себестоимость товара через 2 года?
10 КЛАСС. Мякоть вишни окружает косточку слоем такой же толщины, как и сам косточка. Будем считать, что и вишня и косточка имеют форму шариков. Во сколько раз объем сочной части вишни больше объема косточки?
11 КЛАСС. Может ли алгебра понадобиться в парикмахерской? Оказывается, что такие случаи бывают. Мне пришлось убедиться в этом, когда однажды парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой:
- Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не справимся?
- Уж сколько раствора испортили из-за этого! - добавил другой.
- В чем задача? - осведомился я.
- У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30-процентный и 3-процентный Нужно их смешать так, чтобы составился 12-процентный раствор. Не можем подыскать правильной пропорции...
Мне дали бумажку, и требуемая пропорция была найдена.
Она оказалась очень простой. Какой именно?
Логика.
1.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.
2. Найдите закономерность и впишите нужное число.
341 (250) 466
282 ( ) 398
3.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.
4.Найдите закономерность и впишите нужное число.
12 (336) 14
15 ( ) 16
5.Найдите закономерность и закончите числовой ряд.
7 14 10 12 14 9 ?
6.Найдите закономерность и подставьте нужное число.
4 7 6
8 4 8
6 5 ?
7. Найдите закономерность и подставьте нужное число.
8.Найдите закономерность и впишите нужное число.
17 (102) 12
14 ( ) 11
9.Найдите закономерность и закончите числовой ряд.
1 5 13 29 ?
10.Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.
Информатика
7 класс “Найди ошибки”
Перед вами рассказ о том, как работать с компьютером. Прочитайте его и определите, сколько ошибок допущено и в чем заключаются эти ошибки.
Я люблю рисовать на компьютере. На мой взгляд, самой лучшей программой для рисования изображений является графический редактор Word. С его помощью я умею не только рисовать картинки, но и выполнять закраску любой части объектов. Например, недавно я нарисовал снеговика и закрасил его левую сторону желтым цветом, а правую зеленым. С помощью инструмента “карандаш” у меня потрясающе получается строить прямоугольники и окружности, они получаются такие ровные, как будто я использовал транспортир. Кроме того, в данной программе можно сохранять изображение.
8 класс . Первые две буквы этих слов совпадают. Назовите эти слова.
1. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении
2. Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере
3. Язык программирования
9 класс О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет —
Этих окон негасимый цвет.
10 класс Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик
Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную.
На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик"; на жёлтой – "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной – "Здесь сидит змея "
Все надписи неверны. Где золотой ключик?
Литература
- Г.Дж.Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.-М.,Ай Кью,1997.
- Н.Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов, Лицей, 2001.
- Е.Б.Бабенко, А.Д.Блинков, И.И.Блинкова, Т.В.Коваль, Л.В.Комова, Ю.В.Кордун, А.В.Семенов. Школьный интеллектуальный марафон//Сборник, под общей редакцией А.Д.Блинкова и А.В.Семенова.- ОЦ Педагогический поиск,М.,1999.
- Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка. -М., Просвещение, 1988.
- Энциклопедия головоломок: Книга для детей и родителей.-М.,Аст-Пресс,1999.