(По учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких “Моя математика”.)
Цели:
- уточнить последовательность дней в неделе и научить пользоваться календарем, формировать умение самостоятельно определять время по часам;
- развивать и отрабатывать навыки устных вычислений, знание соотношений между единицами времени, расширять кругозор;
- воспитывать умение ценить своё и чужое время;
- продолжить работу по поддержанию здоровья детей (через создание ситуации успеха)
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы будем набирать код, который поможет нам сделать ещё один шаг к знаниям.
II. Устные упражнения.
Ну-ка, в стороны карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!
Работа с тренажёрами (7 столбик слева)
Работа с циферблатами (в это время 6-7 человек работают по индивидуальным карточкам)
- Покажите 8.00 (14.30, 13.15, 9.25, 3.40). Как ещё можно прочитать?
- Назовите время друг другу.
3. Прочитай по-разному время на электронных часах:
6:45
19:55
10:30
14:23
4. Математический диктант (ученики записывают ответы в тетрадях, 1 ученик – на маркерной доске).
На доске:
(16+12):4
(100-4):8
36:9*6
5*(36:3)
Самопроверка по маркерной доске.
5. Повторение теории о величинах.
- С чем связаны эти числа? (с измерением времени)
- На какие группы можно разбить эти слова? (на величины и не величины)
На карточке:
- Время – это величина? Почему?
- Назовите единицы измерения времени.
- Назовите самую большую мерку, самую маленькую.
III. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемы.
- Дома каждый определил, сколько дней осталось до его дня рождения. У кого что получилось?
- А как узнать, сколько осталось полных недель? (разделить на 7)
- Выполните деление.
- Каким днем недели будет ваш день рождения?
- Итак, цель этого урока: уточнить последовательность дней в неделе.
2. Открытие нового знания.
- Нам необходимо воспользоваться календарем. Как называется промежуток времени между понедельником и воскресением? (неделя)
- Неделей (не делать) в старину называли день отдыха.
- Кто может назвать все дни недели по порядку?
- Знаете ли вы, почему они так называются?
- Первый день после недели был назван понедельником,
второй – вторником,
четвертый – четвергом,
пятый – пятницей.
Середина недели стала средой.
Суббота происходит от древнееврейского “шабат” - покой. Согласно Библии этот день был “днем отдыха Бога”.
Воскресный день назван в честь воскресения Христа.
1 неделя = 7 суток
- Итак, неделя – это единица времени?
- Определите день недели в свой день рождения.
3. Первичное закрепление.
- Как называются дни недели на татарском языке? На английском языке?
А) Работа с календариками (2006 год)
- Какие дни в марте 2006 г. являлись воскресными?
- На какие дни в июле приходится пятница?
- Каким днем недели будет 31 декабря?
- Определи, какое число и месяц наступили, если от начала года прошло 4 месяца? 5 месяцев 10 дней?
Физкультминутка
IV. Закрепление ранее изученного материала.
Решение задачи - №4 (а), с.94.
Самостоятельная работа - №3, с.94. Затем взаимопроверка в парах.
Сообщение из истории часов (делают 3 ученика – теоретики, их рассказ сопровождается показом слайдов).
- Для измерения больших промежутков времени используется календарь, а для измерения небольших промежутков – часы.
- Я приготовила для вас выставку различных часов, можете рассмотреть на перемене.
- Главные часы (для РФ) – часы на Спасской башне Кремля в г.Москве (слайд)
V. Итог.
- Что сегодня уточнили на уроке?
- Где пригодится это в жизни?
VI. Оценивание. Самооценивание.
VII. Домашнее задание – мальчикам: №5, с.95, девочкам: №6, с.95.