В нашей школе стало традицией ежегодно проводить Недели по различным предметам, при этом учитываются межпрежметные связи.
Участие учителей различных дисциплин в организации интегрированных Недель решает психологическую проблему, так как большинство классов в сельских школах малокомплектны и при подготовке к мероприятиям “нагружаются” одни и те же дети, а всем учителям хотелось бы охватить свои предметы.
Нетрадиционные формы проведения внеурочной работы вызывают большой интерес у учащихся и играют значительную роль в развитии интереса знаний и умений по предметам. У детей появляется возможность удовлетворять свои интересы и проявлять свои способности и фантазию. Проведение таких мероприятий приносит ребятам большое удовлетворение, так как опирается на их потребности в эмоциях, положительных переживаниях.
При подготовке и разработке сценариев вечеров, конкурсных программ мне большую помощь оказывают методические журналы “Физика в школе”, “Химия в школе”, приложения к газете “1 сентября” - “Физика”, “Химия” и др.
В ходе проведения межпредметных Недель проводятся интегрированные уроки, в которых участвуют учителя данных предметов. Такой комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Такую Физико-химическую Неделю я проводила вместе с учителем химии в 2004-2005 учебном году.
Подготовительный период
Объявление классными руководителями за две недели на классных часах
1. Конкурсов:
- рисунков “Веселая химия”, “Веселая физика”;
- кроссвордов, шарад, сканвордов, ребусов, посвященных физическим и химическим законам и явлениям;
- загадок, сказок, интересных вопросов, где рассматриваются физические и химические явления;
- стенгазет.
2. Тем докладов, рефератов (традиционная форма и в виде компьютерных презентаций) (8 – 9 кл.)
3. О выпуске газет “Физики – фронту!”, “Химики – фронту!”(или газеты “Физики и химики – фронту!”.
4. О подготовке литературно – музыкального монтажа (или устного журнала)
“Этот День победы они приближали, как могли!”, посвященного ученым, работавшим в годы Великой Отечественной войны.
5. Выпуск красочного объявления “Физико-химическая неделя. Знаете ли вы химию? Знаете ли вы физику?”
6. О разработке и оформлении стендов “Физика в доме”, “Химия в доме”.
Учителям технологии – вместе с учениками старших классов изготовить стенды.
Предварительный договор с механиком колхоза (или другими руководителями предприятий, куда намечается экскурсия) о проведении экскурсии, её целях и задачах.
Изготовление плакатов с высказываниями великих ученых, пословицами и поговорками, призывающих ребят овладевать наукой.
Содержание недели
Понедельник
- Вывеска объявления о начале физико-химической недели.
- Оформление школы плакатами.
- Общешкольная линейка, на которой объявляется содержание и порядок проведения недели.
- Объявляется состав жюри.
- Вывешиваются рисунки, кроссворды, скайнворды, загадки, сказки с предложением обсудить, решить, разгадать и объяснить.
- После занятий
- для младших классов (4,5,6 кл.) “Физические фокусы” - занимательные опыты по физике, в демонстрации, которых принимают участие ученики 8-11 кл.
- для старших классов (8-10 кл.) экскурсия в аптеку, во время проведения которой решаются химические и физические задачи.
Вторник
- Вывешиваются стенгазеты.
- После занятий
- для учеников 4,5,6,7 кл. “Химические опыты” - демонстрация занимательных химических опытов учителем и учениками 10 -11 классов;
- для учеников 7-11 классов экскурсия в котельную, во время проведения которойрассматривались различные вопросы по физике и химии.
Среда
- Представление и защита рефератов.
- Доклады.
- Рассмотрение решений, разгадок кроссвордов, чайнвордов, загадок.
- Обсуждение рисунков и стенгазет.
- Рекламирование стендов (с демонстрацией и объяснением) “Физика – в доме” и “Химия – в доме”.
Четверг
Проведение интегрированных уроков
Пятница
Вывешивание стенгазет “Физики – фронту!”, “Химики – фронту!”.
После уроков
Литературно – музыкальный монтаж “Этот день Победы они приближали как могли!”
Суббота
Линейка. Объявление результатов, награждение отличившихся и окончания недели.
Театрализованный вечер – викторина “Знаете ли вы химию? Знаете ли вы физику?”.
Демонстрации
По физике
- “Яйцо в бутылку”. Берётся молочная бутылка (пол-литровая из под кефира), варенное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается во внутрь. В бутылку опускается горящая бумага и вновь кладётся яйцо на горлышко. Через некоторое время яйцо “вползает” в бутылку.
- Вода не выливается из опрокинутого стакана.
- “Достать монету из воды”. В неглубокую тарелку наливается немного воды и на её дно кладется монетка. Поджечь свернутый лист бумаги и подержать его внутри стакана, который дном вверх поставить в тарелку. Вода собирается в стакан.
- “Плавающая вертушка”.
- “Стеклянная палочка в глицерине, воде, масле”.
- “Бездонный бокал”.
- “Наэлектризованные воздушные шарики”.
- “Демонстрация молнии” (Электрофорная машина).
- “Фейерверк из скрепок”. Цепочку скрепок длиной 100 – 120см включить в цепь ЛАТРа. При встяхивании скрепок в темноте появляется цепочка искр. Она повисает в воздухе, переливается, меняет форму, цвет. Это происходит при изменении напряжения от 40 – 50 до 100 В.
- “Неразбивающийся стакан”. На стол ставят пустой стакан. На него кладут фанерку (или ДВП), а сверху гирю массой 5 кг, можно 2 кг (из набора гирь). Молотком резко ударяют по гире. Стакан под ней остаётся целым. Почему?
- “Несгораемый платок”. Платочек погружают в воду до полного смачивания, отжимают и погружают в спирт. Слегка отжимают. Платочек берут за уголок в железные щипцы и зажигают. Платочек не сгорает.
- “Плавающий картофель”. В литровую банку на 2/3 вливают слабый раствор поваренной соли. Опускают очищенную картофелину, она тонет. На столе стоят два стакана (в первом –насыщенный раствор соли, во втором – обычная вода). Доливаем в банку жидкость из первого стакана – картофелина всплывает, доливаем из второго стакана – тонет.
По химии
- “Стакан примёрз”. На кусок стекла или картона наливают немного воды (смачивают водой) и ставят на него стакан с50 мл воды. Если в него бросить 35 г нитрата аммония (NH4NO3) и интенсивно перемешать, то стакан примерзнет к стеклу (реакция идет с поглощением тепла).
- “Серебряный лес”. В пробирку помещают
кусочек меди и приливают немного азотнокислого
серебра (AgNO3)(1:10). Через несколько часов
на поверхности меди появляется лес иглообразных
ярко блестящих кристаллов серебра:
Cu + 2AgNO3 s Cu(NO3)2 + 2Ag
Опыт ставится заранее. - “Волшебная палочка”. Для опыта
приготавливается кашица, состоящая из смеси
перманганата калия и концентрированной серной
кислоты (на 5 г KMnO4 -0,5 мл H2SO4).
Затем к фитилю спиртовки, смоченному спиртом,
прикоснуться стеклянной палочкой, погружен ной в
приготовленную кашицу. Фитиль мгновенно
загорается. Воспламенение происходит при
окислении спирта кислородом, выделяющимся в этой
реакции:
2KMnO4 + 3H2SO4 ¦ 3H2O + 5O + K2SO4 + 2MnSO4 - “Исцеление “раны”. Одному из наблюдателей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорного железа (можно сказать, что это – йод, так как это тоже похоже по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции) и проводят по руке, обработанной хлорным железом. В местах соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется красная (кровяная) полоса. Затем тампоном ваты, смоченного в растворе фтористого натрия проводят по “порезу”, “рана” мгновенно исчезает.
- “Извержение вулкана”. На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют её в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.
- “Бенгальские огни”.
Экскурсии
1. Экскурсия на водонапорную башню (Физика в быту – к колодцу, к колонкам).
- Как в солнечный день, пользуясь линейкой, определить по тени высоту башни?
- Определить давление воды в башне.
2. Экскурсия на зерноток. (Физика в сельском хозяйстве).
- Как с точки зрения физики, объяснить, почему неглубокое рыхление (культивация) почвы способствует сохранению в ней влаги?
- Определить силу сопротивления земли, действующую на корпус одного плуга при вспашке.
- Весной по утрам на растениях появляется иней. Вызывает ли он охлаждение растений?
- Для проращивания картофель рассыпают слоем 15-20 см в тёплых, светлых помещениях.
Каково действие света на картофель?
- Каково действие магнитного сепаратора?
3. Экскурсия в слесарную мастерскую.(Физика и техника. Передача движений в технике. Виды передач).
- Почему при работе на токарном или сверлильном станке затупленным инструментом увеличивается расход электроэнергии?
- Какое допустимое значение силы тока для человека? Какие факторы повышают электропроводность человека?
4. Экскурсия на животноводческие объекты. (Сложные механизмы).
-Рассчитайте максимальное давление воды на дно автопоилок, находящихся на животноводческом комплексе.
- Корм, расположенный на ленточном транспортёре, перемещается равномерно вверх.
Каков при этом коэффициент трения покоя?
- На использовании каких физических явлений основана работа сепаратора?
- Где применяется ультразвук в животноводстве?
5. Экскурсия на пилораму.(Физические величины, приборы для их измерений, датчики различных типов).
-Почему при распиливании доски пила на ощупь кажется горячее, чем дерево?
- Определить цену деления прибора.
- Какие физические явления лежат в основе профессиональной поговорки электромонтёров “Горячее соединение всегда холодное, а холодное соединение –всегда горячее”.
6. Экскурсия в котельную
- Рассчитать сколько теплоты потребуется, чтобы поднять температуру воздуха в классе на 5оС. Сколько воды можно нагреть этой теплотой на такое же число градусов?
7. Экскурсия в машино – тракторный парк.
- Определите давление трактора на землю.
- Для того чтобы слить масло из двигателя трактора, рекомендуют двигатель прогреть. Зачем?
- Рассчитайте КПД двигателя трактора?(или другого механизма). Мощность его двигателя и расход топлива определите по паспорту машины.
- Механики, проверяя работу двигателя автомашины или трактора, иногда прикладывают один конец молотка к уху, а другой – к разным частям двигателя. Для чего это делается?
8. Экскурсия на текстильное предприятие.
- Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся? Как этого избе жать?
9. Экскурсия в железнодорожное депо.
10. АТС, ТЭЦ. Шлюзы. Пожарное депо.
Темы интегрированных уроков
Такие уроки мы успешно проводим как в рамках межпредметных недель и отдельно. Ученикам нравятся такие нестандартные уроки, так как они оживляют атмосферу учебного процесса, активизируют внимание, приближают ребят к жизненным ситуациям.
Мы с интересом возвращаемся к этим занятиям, постоянно обновляя материалы и пополняя их вырезками и выписками из различных источников, газет, журналов, книг.
Класс | Тема урока | Интегрированные связи |
7 7,8 |
Атмосфера. Атмосферное давление Водная оболочка земли |
Физика, химия, география: понятие,
строение, состав атмосферы и роль атмосферного
давления. Химия, физика, география: состав, круговорот воды в природе, плотность воды, давление воды, климат, приливы и отливы. |
8,9 | Строение атома | Химия, физика: состав и строение атома, знакомство с таблицей Менделеева. |
10,11 | Ядерные реакции | Химия, физика: таблица Менделеева. |
10,11 | Уроки решения задач из курса молекулярной физики | Физика, химия: основные формулы, таблица Менделеева. |
10 | Полупроводники и их применение | Химия, физика: строение и особенности полупроводников, ковалентная связь. |
11 | Биологическое действие радиации | Физика, химия, биология, ОБЖ: радиоактивные элементы, таблица Менделеева, мутация, селекция, влияние на гены. Нарушение клеточной структуры, средства защиты, доза облучения. |
9,10 | Радиоактивный распад. Радиоактивные элементы | Химия, физика: строение ядра радиоактивных элементов, таблица Менделеева, законы смещения при радиоактивном распаде. |
9,10 | Электролиз. Законы электролиза | Химия, физика: прохождение электрического тока в различных средах, электролитическая диссоциация. |
9,11 | Фотосинтез и фотоэффект | Биология, химия, физика: образование органических веществ под действием света, законы фотоэффекта. |
Доклады
Тексты сообщений выступающих оформляются на листах определенного формата (А4) с использованием компьютера (текстового редактора MS Word) для того, чтобы позже можно было сделать газету, а также в виде компьютерных презентаций (с использованием Power Point).
- Современный мир роботов.
- Леонардо – ученый, инженер.
- Миражи – реальность или воображение?
- Об НЛО и астрологии.
- Кошка и физика?!
- История чернил.
- Формула запаха.
- Химия, физика и космос.
- Определение нитратов в овощах.
Физики – фронту
Музыкально-литературный монтаж
Ведущие:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячи – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина. 1943 г.)
Есть ли более короткие и более ёмкие слова о войне? Возможно есть. Но тогда почему именно эти строки чаще всего вспоминают многие ветераны Великой Отечественной, когда говорят о пережитом? Может быть, поэтому, что они, эти убеленные сединами мужественные люди, не раз видевшие смерть в лицо и победившие её, хорошо знают, что такое война.
Война – всегда страшно. Ведь это всегда человеческое горе, гибель людей, слёзы матерей, страдания детей.(Используются музыкальные фрагменты песен военных лет).
Учитель истории, старшеклассники (зачитывают):
Этот день победы они приближали как могли
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовность сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: “Все для фронта, все для победы!” Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, материальные ценности. Нужно было эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в обустройстве. 24 июня 1941 г был создан Совет по эвакуации, а 30 июня — Государственный Комитет Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. На новом месте в первую очередь разворачивалось производство, трудились нередко под открытым небом, не дожидаясь, пока будут возведены стены и крыша над головой. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились обязательными, отпуска отменялись. Для снабжения тружеников тыла вводились продовольственные карточки. Нехватка мужчин компенсировалась за счет женщин и подростков, с 14—15 лет становившихся к станку. Свой вклад в победу внесли и узники ГУЛАГа, многие из которых, добившись досрочного освобождения, погибли на фронтах войны (“искупили вину кровью”). Перелом в работе тыловой экономики произошел к лету 1942 г. На востоке СССР была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности фронта. С этого времени Красная Армия получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки “Катюша”).
Большую роль в победе сыграли ученые-химики (Н. Д. Зелинский, А. Н. Несмеянов, Н. Н. Семенов), физики (И. В. Курчатов, А. П. Александров, Е. О. Патон), медики (Н. Н. Бурденко, А. В. Вишневский), конструкторы военной техники (М. И. Кошкин, В. Г. Грабин, Г. С. Шпагин, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, П. О. Сухой, А. Н. Туполев) и др.
Далее каждый класс представляет достижения ученых, внесших свой вклад в Победу.
Исполняется песня “Катюша”.
Ведущие:
Снова и снова хочется напомнить об этом. Потому что война сегодня пришла в дом ко многим нашим соотечественникам, а значит, и в наш дом. Её семена сеют те, кто разжигает межнациональную рознь, кто презрительно или злобно отзывается о человеке другой крови, те, кто считает свою национальность самой “чистой”, самой древней, самой главной, а свою веру единственно возможной, кто ради удовлетворения своих амбиций жертвует жизнью и благополучием людей.
Но мы не должны позволить ей торжествовать на земле. Сегодня нужно остановить разгорание войны. Сделать это можем только мы сами. Каждый из нас. И все мы вместе.
В данной работе определены лишь контуры, план. Имея общий план, легко наполнить его содержанием. Надеюсь, что описанное мероприятие поможет учителю вместе с учениками сотворить небольшое чудо.