Компьютерные игры и их роль в развитии творчества дошкольников

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками


Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Новосёлова, Г.Петку, С.Пейперт, Б.Хантер и др.)

Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в “компьютерной действительности”, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером. На наш взгляд, скептические высказывания по этому вопросу не имеют достаточных оснований. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические и эргономические требования.

За время работы мы убедилась, что малыши 4,5 – 5 лет уже могут успешно осваивать компьютер. Дети на занятиях раскрепощены, в них нет робости и страха перед сложной техникой, а это является залогом дальнейшей успешной работы с компьютерными технологиями.

Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую включены все дети, всем интересно, у всех есть дело.

Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

Наш опыт работы показывает, что начинать знакомство с компьютером лучше с программ – “раскрашек”. На своих занятиях применяем программу “Азбука – раскраска”. Она проста в использовании, содержит большой набор картинок, легко адаптируется, предоставляет простор для творчества.

Ещё мы широко используем программу “Вундеркиндия”, в частности её раздел “Рисовалки”. Эта программа позволяет ребёнку воплотить в рисунке свои самые необычные творческие замыслы и фантазии. Для этого здесь есть всё необходимое: богатая цветовая палитра, спецэффекты, анимация, а также возможность легко исправить ошибку и быстро достичь нужного результата.

Со старшими дошкольниками мы успешно осваиваем программу Paint. Уникальные графические свойства этой программы помогают ребёнку чувствовать себя творцом рядом с компьютером, проявить свою фантазию, воплотить в рисунке свои замыслы. Это, в свою очередь, помогает воспроизводить и развивать образ мира ребёнка, способствует развитию любознательности и пытливости ума.

Также с помощью компьютера можно выводить на отдельные листы картинки разного содержания (животные, птицы, автомобили и т.д.) и предлагать их детям для раскрашивания. Это занятие им очень нравится, оно развивает мелкую моторику рук, даёт возможность выбора понравившегося изображения, а также позволяет в дальнейшем применять детские работы как учебное пособие на занятиях (например: для речевых игр экологического характера “Загадки – отгадки”, “Про кого я говорю”, “Четвёртый лишний”, “Рыба – птица – зверь” т.д.). Ещё возможно применять детские работы для изготовления поздравительных открыток и подарков.

В нашем ДОУ есть своя “валюта” - журки (по названию д/с “Журавушка”). Журки мы изготавливаем с помощью компьютера и применяем в сюжетно-ролевых играх “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д., а также для поощрения детей.

Таким образом, использование компьютерных игр благоприятно влияет на творческое развитие детей, способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает детское творчество.