Рассматривая СДО с точки зрения теории информации, я остановилась на вопросе управления и принуждения. Управление возможно лишь в мире, где необходимости диалектически противостоит случайность. То есть процессы управления находятся в диалектическом единстве со случайными процессами дезорганизации.
Чтобы управлять, надо иметь выбор. Рассмотрим управление на уроке.
Ситуация, в которой мы стремимся осуществить управление, должна нести в себе неопределенность. Неопределенность можно сопоставить с нехваткой информации. Осуществляя управление, мы вносим информацию и тем самым уменьшаем неопределенность (предлагая учащимся внести информацию, мы тем самым передаем управление ученикам). Передача информации по каналу связи с помехами связана с потерями - это действие различных случайных факторов (шум и т. д.). Отсюда, ситуация, при которой ученик сам является источником информации, характерна снижением уровня потери.
Возникает вопрос, каким образом случайность может генерировать информацию и как это можно применить на уроке. Каким образом из беспорядка может возникнуть порядок? Из шума, случайно, возникнет фактически любая информация, но это не решает проблемы - отбора информации. Согласно теории информации, далее необходимо произвести отбор информации из шума. В этом случае функции управления переходят к учителю. С этой целью я использую “коридор”, предлагая задания с определенной степенью обобщения и ограничения понятия. Сознательно используя случайность для генерации информации, важно учитывать значение усиления отбора. Например, вопросы - суждения генерируют информацию, критерием отбора является родовое или видовое понятие - исходя из цели урока. После отбора это понятие приобретает качественно другой уровень. Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный характер, мы можем ответить только случайным поиском. Ответом будет то состояние, при котором возникшее противоречие будет разрешено.
При использовании СДО, результат не преподносится извне, как ничем не обоснованная (для ребенка) норма, а является итогом процесса, пути, пройденного самим ребенком. За который он сам отвечает. Отсюда - способность к рефлексии, самопринуждению.
Основными достоинствами этого способа являются:
- ориентация на творческий уровень развития ребенка;
- универсальность алгоритма работы с любой информацией - учебной и не учебной.
Это способствует расширению и углублению содержания образования через использование потенциала работы с понятиями, успешности и социализации ученика
Время вносит коррективы в теоретическую схему. Сейчас никто не спорит с тем, что не все образовательные цели достижимы исключительно в пространстве свободного диалектического поиска, есть, например, и строго “навыковые” вещи.
Использование СДО в общеобразовательной школе не решает, в полной мере, противоречия учебного процесса.
Одно из них: повышение интенсивности труда в современном учебном процессе осуществляется за счет перегрузки – без повышения производительности труда учителя и учащихся.
Автор метода СДО А. И. Гончарук в своей работе “Концепция школы XXI века” отмечал, что:
“Аттестация современной школы сводится к единственному критерию: сознание учащихся подводится или не подводится под компьютер.
Если сознание не подводится под компьютер, такие учащиеся способны будут гвозди забивать компьютером.
Если сознание подводится под компьютер, учащиеся способны будут использовать фантастический рост производительности труда, который обеспечивает компьютеризация (снятие проблемы экологии). Однако компьютер не в состоянии полностью устранить человека и общество (историческая ограниченность).
1. Человека. Компьютер не способен формировать понятия.
2. Общество. Компьютер не может задействовать диалектику труда”.
В настоящий момент наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения определенных педагогически значимых целей.
- Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
- Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества.
- Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.
Применение ИКТ инициирует:
а) повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;
б) обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;
в) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей;
г) реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.
Исходя из этого в учебном процессе я выделяю два этапа:
1. Выявление и разрешение противоречий в учебном материале, выведение нового понятия, теоретическая проверка его через родовое понятие.
2 Проверка выдвинутых гипотез опытным путем с использованием компьютерного моделирования.
Таким образом, не только развивается системное мышление, но и происходит формирование умения получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить её; формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории, за счет предоставления учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.
Рассмотрим это на примере урока биологии в 7 классе.
Тема: класс Хрящевые рыбы.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Проблематизация. | |
Вопрос-суждение. Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека? |
Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить. |
Вопрос-суждение. Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли? |
Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен. |
Вопрос-суждение. Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания? |
Предполагаемый ответ. На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы. |
Есть организмы очень хорошо
приспособленные (адаптированные) к окружающей
среде, но и более примитивные тоже существуют. В чём секрет (формула) их успеха? |
Предполагаемый ответ. Адаптация? |
В начале урока мы уже выяснили, что у успеха есть секрет или формула. Сегодня на уроке зоологии мы выявим формулы успеха некоторых животных. | |
Задание 1: Выберите лишнее понятие из приведенных пяти: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, дельфин афалина, окунь речной. |
Индивидуальная работа на
компьютерах. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода. |
Задание 2: Назовите признак, по которому вы исключили лишнее понятие. |
Индивидуальная работа на
компьютерах. Предполагаемый ответ: Акула кошачья. Потому, что эту рыбу относят к классу Хрящевые рыбы. |
Задание 3: Поделите приведенные понятия на группы по какому либо признаку: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, окунь речной. |
Индивидуальная работа на компьютерах. |
Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка. | Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода. |
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения. | Фронтальная работа. |
Вопрос-суждение. Как доказать, что и окуня, и акулу относят к типу Хордовые, подтип Позвоночные? |
Предполагаемый ответ. Имеют признаки, по которым их относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные. |
Вопрос-суждение: Чем объяснить, что и окуня, и акулу относят к разным классам? | Предполагаемый ответ. Есть отличия в общей организации. |
Подробно изучив класс Костные рыбы, возможно ли изучить класс Хрящевые рыбы, сравнивая их между собой? | |
Вопрос-суждение. Каким образом мы можем произвести логическую операцию сравнения? |
Предполагаемый ответ: Найти сходство и различие сравниваемых объектов. |
Вопрос-суждение. Каким образом мы будем сравнивать эти два класса, на основе сходства или различия? | Предполагаемый ответ: на основе различия, потому что сходство установлено на уровне т. Хордовые, п/т Позвоночные, надкласса Рыбы. |
Тема урока:? | класс Хрящевые рыбы. |
II. Тема урока: класс Хрящевые рыбы. | |
Формирование нового понятия. Воспользуемся учебником “Биология. Животные. 7класс, В. В. Латюшин” § 21. | Индивидуальная работа с учебником. |
Задание 4: (Презентация, слайд 13) найти в тексте отличия Хрящевых рыб от Костных рыб и оформить результаты в тетради в 2 столбца. |
Отличия Класс Костные рыбы класс Хрящевые рыбы
успешность да/нет успешность да/нет |
Проблематизация
Чем объяснить успешность Хрящевых рыб наряду с более прогрессивной группой Костных рыб? Через вопросы – суждения выясним, какие признаки являются наиболее прогрессивными, обеспечивают лучшую адаптацию. Задание 5: (Презентация, слайд 15) по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы. Например: костный скелет сравнить с хрящевым. |
Индивидуальная работа с опорным
конспектом. Варианты вопросов: 1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета? 2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания) 3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря? |
Выдвижение гипотез.
Обоснование. Мысленный эксперимент. Фронтальная работа по вопросам - суждения. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения; развитие мышления. |
|
Задание 6 (Презентация,
слайд 16) На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы. |
Работа за компьютерами в парах
сменного состава. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода. |
Задание 7 (Презентация, слайд 17) Пользуясь учебником и дополнительной литературой, подберите систематические названия этим группам. |
Работа за компьютерами в парах
сменного состава. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода. |
III. Реализация сформированного
понятия.Признаки класса Хрящевые рыбы -
хрящевой скелет, нет плавательного пузыря, нет
жаберных крышек, плакоидная чешуя, уплощенная
форма тела, напорный механизм газообмена,
ценогенез. Проверка гипотез. Наши гипотезы можно проверить 3 путями: 1. по учебнику, (в этом параграфе много неточностей и просто ошибок), энциклопедии и т. п. ; 2. через родовое понятие - ближний род надкласс Рыбы, дальний - тип Хордовые (это тот путь, по которому мы шли); 3. экспериментально. |
|
Эксперимент | |
Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами. | |
Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории. | |
Задание 8. Практическая работа “Строение чешуи Костных и Хрящевых рыб”. |
Работа в парах сменного состава. Формулирование вывода по итогам работы. |
Естественная интеграция изучаемых предметов – биологии и физики. | |
Модельный эксперимент Задание 9. Лабораторная работа “Тело в жидкости” Пользуясь ЦОР “Открытая физика” установить параметры, от которых зависят плавучесть и выталкивающая сила. |
Работа в парах сменного состава. Формулирование вывода по итогам работы. |
Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения. | |
Задание 10 Для проверки гипотез найти описание эксперимента или придумать его самому. |
Работа в парах сменного состава. Формулирование вывода по итогам работы. |
Самооценка. Взаимопроверка групп по эталону. |
|
Подведение итогов, выход на общий вывод. | Формулирование общего вывода по итогам работы всех групп. |
Переоформление знаний для применения | |
Вернемся к началу урока. Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке. . ) чтобы не утонуть? |
Предполагаемый ответ Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас; как акулы – двигаться. |
Формирование умения получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить её; возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, включение игровых ситуаций. | |
IV. Задание на дом.
(Презентация, слайд 19) 1. Составить сравнительную характеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры; или 2. составить вопросы – суждения по тексту параграфа Хрящевые рыбы; или 3. приготовить сообщения об отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой; или 4. приготовить изображения Хрящевых рыб; или 5. придумать биологическую задачу по теме; или 6. написать шпаргалку к уроку; или 7. составить кроссворд; или 8. построить модель, иллюстрирующую адаптационный характер; или 9. придумать фантастический рассказ, например “жизнь рыб в новой среде обитания”. |
Список литературы.
- А. И. Гончарук “ Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
- Л. В. Тарасов “Мир, построенный на вероятности”, “Просвещение”,1984 г.