Цель.
- Познакомить с видами жилища, с языческим мировоззрением и языческой символикой.
- Научить складывать лист бумаги гармошкой и вырезать узоры.
Задачи.
- Продолжать знакомство с историческими понятиями и взаимосвязями в истории.
- Развивать интерес к историческому прошлому своего края через знакомство с народными традициями и обычаями крестьянского быта.
- Формировать навыки культуры труда: умения работать с бумагой, ножницами, клеем и кисточкой, организовывать рабочее место.
- Развивать творчество, логическое мышление.
- Воспитывать внимание, дисциплину, коллективизм, трудолюбие.
- Учить соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Оборудование для учителя: литература, дополнительные материалы и ножницы, клей, кисточки.
Оборудование для учащихся: цветной картон, белая бумага, ножницы, клей, кисточка, карандаш, клеенка.
Словарь терминов
Причелина – доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег. Она обычно покрывается резьбой и служит неотъемлемой частью тесовых кровель.
Щипец, самец (фронтон) – верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли
Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.
Подзоры – резные доски под скатами кровель, на крыльцах, лавках.
Структура занятия | Пояснения к содержанию занятия | Методы и формы | Время | Методическое обеспечение |
Организационный момент | Проверить готовность к занятию, организовать индивидуальную работу | самопроверка | 1 мин. | |
Проверка полученных знаний | Карточка – викторина или Опрос – беседа по предыдущему материалу. Для игрового момента используется «Сказочный поезд». Вагоны выставляются по мере вспоминания названий жилища. | Репродуктивный метод. Взаимопроверка, самопроверка или проверка (зависит от цели, которую ставит педагог) Беседа - игра |
2 мин | Листы для ответов на карточку
викторину. Поезд с вагонами. Иллюстрации и карточки с названиями жилища или выполненные на предыдущих занятиях макеты пещеры землянки, полуземлянки |
Новый материал | Продолжение игры «Сказочный поезд». Продолжают выставлять на протяжении всего занятия по мере узнавания новых названий. | Наглядный,
объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ Беседа - игра |
16 мин. | Дополнительная литература. Иллюстрации, карточки с названиями жилища. Жилье Будинок Будка Здание Хижина Дом храм Хоромы Изба |
Закрепление нового материала | Перед закреплением материала можно
провести физминутку. Для закрепления материала можно использовать карточки вида: б-----к (будинок) и т.д. |
Репродуктивный. Викторина Кроссворд |
3 мин. | Карточки с названиями жилища. |
Практическая работа | Дифференциация. Узоры 1,2 - для ребят со слабо развитой моторикой рук Узоры 3,4 - для ребят со средне развитой моторикой рук Узоры 5,6 - для ребят с сильно развитой моторикой рук Вырезанные узоры выкладываются на фасаде дома. Для «слабых» детей приготовлены шаблоны узоров. Творческий момент – для «сильных». |
Репродуктивный, частично-поисковый. Самостоятельная работа. |
18 мин. | Макет фасада дома, образцы узоров, технологические карты, шаблоны узоров, шаблоны фасадов дома |
Подведение итогов | Выставка работ учащихся | 5 мин. |
Ход занятия
I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей дома. Узнаем, какие названия дома существовали в древности, поговорим о домовых, вспомним русские народные сказки. Научимся оформлять лицо дома – фасад. II. Проверка знаний предыдущего занятия. Карточка – викторина 1.Как называли первое жилище человека? А) дом 2. Кто создавал пещеры? А) природа 3. Какие жилище строили люди, если поблизости не было пещер? А) землянка 4. Почему это жилище называлось землянкой? А) из земли 5. Каким словом нельзя назвать дом? А) изба Или Опрос - беседа: - Что вы знаете о первом жилище человека? (рассказ про пещеру) - В каком жилище жил старик со своею старухою у самого синего моря из сказки Пушкина? (землянка) - Почему его так называли? (из земли) - Землянка - из земли, полуземлянка – из земли и ….? (дерева) - Для чего нужны бревна в полуземлянке? (для пола, для крыши…) III. Новый материал Шло время. Люди стали дольше жить на одном месте, стали заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Нужны были постройки для домашнего скота, запасов пищи и разных инструментов. 1. Виды жилища. - Как раньше называлось жилье древних людей. Игра «Сказочный поезд» (Один вагон – одно название жилья) Пещера - А знаете ли вы, что слова «будка» и «изба» означают одно строение? На Украине слово «будинок» означает дом. Через общие славянские корни оно родственно русскому «будка» - небольшая, легкая постройка специального назначения (будка сторожа, часового) «Будовать» - «строить» (особенно из камня) «Будование» - постройка здания (XVI век) «Буда» - погребальное сооружение, «склеп» (XII в) или легкая постройка, шалаш (XIX в) Здание – «созидать», «зодчий», «зиждиться» Зданиями на Руси назывались исключительно постройки из камня или кирпича, отсюда появилось название зодчие – древние строители. А вот слово изба произошла от слов «ызба», «истобка», «истопить», «топить» Из древнегерманского языка – «хижина». Древнерусская «хижина», «хижа», «хыза» происходит от германского слова «хус» - дом. - А что означает торжественное слово «храм»? Храм – здание для богослужения, место служения науке, искусству, высоким помыслам. Хоромы в старину на Руси – богатый жилой дом богатого владельца. Первоначально – вообще жилой дом. - Как вы думаете хоромы и храм родственные слова? Родственные слова – хоромы и храм (хоромъ, хороминка, храминка) – дом, комната, вместилище. Если в древней летописи сказано, что человек вошел в храм, то это не обязательно церковь. Это могла быть торговая лавка, сокровищница, шатер, даже харчевня (корчемный храм) Крестьянский дом ассоциируется со словом «изба». Причем в это название вкладывается несколько значений: a) Изба – крестьянский дом, вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями. b) Жилая часть дома c) Только отапливаемая часть дома с русской печкой - Для чего был нужен древним людям именно дом? 2. Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины миры у человека. Слова «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня» Русские поселения возникали по берегам рек, ручьев, озер ( в глубокой древности) Крестьянские избы строились в один или два ряда – «порядка» - вдоль дороги. Деревни не имели четкой планировки. Про такие деревни говорили «Черт ее в решете нес, да и растрес» 3. Дом в системе языческого мировоззрения. Дом – мельчайшая частица древнего общества. Он был пронизан весь магией, заклинаниями, с помощью которых семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Дом был границей между своим и чужим миром (Чужой мир идет в сравнении с потусторонним миром, миром мертвых) Дом был неприступной крепостью от упырей, навий (иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы) - Чем были защищены хоромы? Прежде всего доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения солнца, «громовые знаки» , фигура богини на вершине строения, конские головы в качестве «кнеса», подковы у дверей и т. п. Принцип размещения заклинательного орнамента – орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. Элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи – изображения священные (коня, оленьи головы с рогами, богини, птицы, солнца) увенчивал наивысшую точку дома – щипец крыши. Это есть своеобразные обереги, талисманы. Заклинательные действия начинались уже при постройке дома, при выборе места под будущее жилье. Под углы первого венца бревен клали с магической целью клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Иногда конскую голову. В русской сказке о девочке – семилетке, сиротке, говорится о том, что она обращалась за советом к «кобыльей голове». Сюжет возник под влиянием веры в волшебную силу коника (кон – «начало», «основа»). После завершения постройки устраивали пир. Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. В новый дом «первым входил хозяин с квашней и иконой в руках, за ним хозяйка с курицей, дальше шла молодежь». Главным являлось перенесение огня из старого жилища. Т.е. переселение домового из старого подпечья в новое. Говорили: «Домовой, домовой! Пойдем со мной!» IV. Закрепление нового материала (Дополнительная информация) 1. Коньки на крыше домов были разными. Женская
фигура известна у праславян с VII века до н.э. V. Практическая работа. Моделирование причелин. - Чем защищены хоромы? Для этого мы посмотрим на фасад дома. Наверху – конек или богиня. Вниз спускается полотенце. На полотенце – солнце. Самые красивые по краям крыши – причелины. Сейчас займемся резьбой причелин. Чтобы узор у нас получился одинаково повторяющимся, возьмем лист бумаги, отрежем полоску. Полоску сложим «гармошкой». Начертим рисунок на верхней стороне «гармошки». Лишнее отрежем. Вы можете придумать свой рисунок. Потом вместе выберем самый красивый узор причелин для фасада дома. Коллективная работа – оформить фасад дома VI. Итог - Что вы понравилось, больше запомнилось на занятии? - О чем бы вы хотели послушать еще раз? |
Карточка – викторина Зачеркни букву, соответствующую правильному ответу.
Поезд + вагоны
Макет дома
М. Семенова «Мы – славяне» рис. 18,19.
М. Семенова «Мы – славяне» Б. Рыбаков «Язычество Древней Руси» рис. 7,8,9,10,11.
Русская народная сказка «Девочка-семилетка»
М. Семенова «Мы – славяне» Б. Рыбаков «Язычество Древней Руси» рис. 7,8,10.
узор 2 узор 1 узор 3 узор 4 узор 6 узор 5 |
Литература:
- А. С. Бежкович, С. К. Жегалова «Хозяйство и быт русских крестьян» Москва 1959г.
- Н. В. Юхнева «Петербург и губерния» (историко-этнографические исследования) Ленинград 1989г. Статья «Жилище русского крестьянина Петербургской губернии»
- «Русская изба» (иллюстративная энциклопедия) СПб
- О. Н. Мораховская «Крестьянский двор» (история названий усадебных участков) Москва 1996г.
- «Русский север» СПб 1995г. (дома финоязычных народов)
- Б. А. Рыбаков «Язычество Древней Руси» Москва 1988г.
- М. Ильин, Е. Сегал. «Как человек стал великаном» Москва 1967г.
- Л. И. Чижикова «Традиционное жилище народов России: 19 век – начало 20 века» Москва 1997г.
- М. Семенова «Мы – славяне» СПб 1997г.
- К. К. Логинов «Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья» (конец 19 века – начало 20 века) СПб 1993г.