Обобщение и систематизация знаний по темам "Введение", "Атомы химических элементов" (урок химии в 7-м классе)

Разделы: Химия


ЦЕЛИ:

Обучающая:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о первоначальных химических понятиях.

2. Совершенствовать умения?

а) определять по формуле простые и сложные вещества;
б) определять по символам знаки;
в) вычислять Mr и ;
г) пользоваться таблицей;
д) определять местоположение элемента;
е) вычислять число p, n, , заряд ядра атома;
ж) определять виды химической связи;
з) записывать схемы образования веществ.

Частная дидактическая:

Разминки: используя интеллектуальную разминку активизировать мыслительную деятельность, «создать ситуацию успеха», выявить степень усвоения материала пройденных тем с целью дальнейшей корректировки.

Частная дидактическая цель:

1-го этапа: совершенствование умений и навыков вычислять Mr и ? элементов.

Частная дидактическая цель:

2-го этапа:

1) научить свободно пользоваться таблицей и закрепить умение пользоваться таблицей, свободно находить тот или иной химический элемент;
2) опираясь на пройденный материал, решать практические задания коллективно, уметь сравнивать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Частная дидактическая цель:

3-го этапа: повторить виды химических связей опираясь на пройденный материал, закрепить умения и навыки, коллективно решать задания используя творческий подход, нестандартные вопросы.

Рефлексия: оценить значение пройденного материала. Провести самоанализ и дать оценку своей работы на уроке.

Воспитательная цель:

1) воспитывать умение работать в коллективе (в паре, в 4-ке, в группе);
2) способствовать формированию умения слушать друг друга и слышать других;
3) используя игровые моменты, развивать интерес учащихся к предмету;
4) воспитать чувство ответственности за себя и других.

Развивающая цель:

Используя сенсорные способности, учить видеть, слышать, учиться и действовать.

1) совершенствовать умения применять свои знания на практике;
2) на основе теоретических знаний выполнять практические задания (Mr и , работать с таблицей, с карточками видов связи);
3) учиться сравнивать, обобщать, логически мыслить, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, работать с наглядным материалом.
4) учить умению правильно выражать свои мысли

- Ребята, в течение нескольких уроков мы изучали знаки, говорили о веществах, разных явлениях, происходящих в природе, знакомились со строением ПС и атома, с видами химической связи. А сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия на вершину горы Повторение. Путешествовать мы будем по определенным этапам: выполнять их как индивидуально, так и в группах. По пути будем собирать буквы для ключевого слова, находящегося на вершине горы Повторение.

Девиз урока: Знать. Уметь. Действовать.

Перед вами карта оценки участия в путешествии, включающая ряд этапов

Фамилия
Имя

Этапы и оценки их выполнения

Итог

0

1

2

3

           

Ваша задача оценить работу соседа, либо свою по следующим критериям — условные обозначения:

В тетради дети записывают тему урока:

«Повторение материала по темам «Введение», «Атомы химических элементов».

0 этап: Интеллектуальная разминка.

Цель: создание «ситуации успеха».

I. За 3 мин. вы должны отгадать кроссворд «Знаете ли вы химические элементы». Ключевое слово — профессия, связанная с химией.

1.СL, 2.Zn, 3.Br, 4.Ni, 5.K

II. Фронтальный опрос.

На доске: карточки с основными понятиями (на магнитах):

1. Что изучает химия?
2. Что такое вещество?
3. Что такое простое вещество?
4. Что такое сложное вещество?
5. Какие существуют явления в природе: физические и химические (привести по одному примеру).
6. Какое вещество называется простым, сложным?

Ш. Работа в тетради по вариантам.

Записать на доске: NaNO3, Н2О, O2, Сu, H2SO4, СuО, Н2 , Fe, Р2O5, Ag, Cl, Br2.

- поставьте оценку себе.
- кто «умница» - поднимите руки, кто – «молодец»?

1 - ый этап: Работа с формулами.

1. Что такое химическая формула?
2. Что можно узнать по химической формуле?
3. Опишите состав вещества NaNO3 , о чем говорит формула этого вещества?
4. Что можно вычислить по химической формуле вещества?

- У вас на столах листы с заданием.
- Работаем парами.
- По окончании работы поставим друг другу оценки за 1 этап.

(ответы записаны на доске с обратной стороны).

img5.jpg (9200 bytes)

img6.jpg (9717 bytes)

- Рядом с заданиями лежат буквы, прикрепите их на доску.

2 - ой этап: Повторения Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и строения атома.

1) Из чего состоит ПС- дом, где живут все химические элементы?
2) Укажите местонахождение Са, F в периодической системе.
3) Что такое химический элемент?
4) Что общего в строении атома всех химических элементов?
5) В чем физический смысл N группы? Периода? Порядкового номера?
6) Какая существует зависимость свойств элементов в периодах, в главных подгруппах?

Класс разделить на 4 группы. Каждой группе даётся задание.

Задание: обсуждают устно, потом отвечают в «четвёрках».

Задание №1

img7.jpg (1735 bytes) а) У какого элемента больше выражены металлические свойства: у +5В или +7N? Почему?
б) Что такое металлы?

Задание № 2

а) У какого элемента больше выражены неметаллические свойства: у +16S или +52Те? Почему?
б) Что называется неметаллами?

Задание № 3

У каких элементов внешние электроны прочнее связаны с ядром:

img7.jpg (1735 bytes) а) у хлора или брома. Почему?
б) у кремния или фосфора. Почему?

1 человек от группы прикрепляет на доску букву которая была с карточкой-заданием.

3 этап: Повторение химической связи.

- Какие виды химической связи вы знаете?

- Заполнить схему.

На доске запись:

Учащиеся отвечают. Учитель прикрепляет карточки с понятиями, видов связи.

Четырём (слабым) ученикам даётся задание:

определить виды связей.

Задание всем: Класс делится на 3 команды (по рядам), с задних парт ребята подходят к второй и начинают оформлять на листах задания.

1 гр.

Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор.

Придумайте и составьте схемы образования соединений с ионной связью.

2 гр.

.Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью: СuO, Zn, S, O2, Н2 O.

Напишите схему образования этого соединения.

3 гр.

Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:

СL, FeCl3, СН4, Mg.

Напишите схему образования этого соединения.

Учитель анализирует результаты работы групп.

Итог: - в результате нашего путешествия на гору «Повторение» мы собрали буквы и получили слово М Е Н Д Е Л Е Е В.

- что вы знаете о человеке с такой фамилией?

- кто получил оценку

- в завершении предлагаю вам закончить следующие интересные предложения:

Сегодня я узнал ...
Я удивился ...
Теперь я умею ...
Я хотел бы ...