ЦЕЛИ:
Обучающая:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о первоначальных химических понятиях.
2. Совершенствовать умения?
а) определять по формуле простые и сложные вещества;
б) определять по символам знаки;
в) вычислять Mr и ;
г) пользоваться таблицей;
д) определять местоположение элемента;
е) вычислять число p, n, , заряд ядра атома;
ж) определять виды химической связи;
з) записывать схемы образования веществ.
Частная дидактическая:
Разминки: используя интеллектуальную разминку активизировать мыслительную деятельность, «создать ситуацию успеха», выявить степень усвоения материала пройденных тем с целью дальнейшей корректировки.
Частная дидактическая цель:
1-го этапа: совершенствование умений и навыков вычислять Mr и ? элементов.
Частная дидактическая цель:
2-го этапа:
1) научить свободно пользоваться таблицей и закрепить умение пользоваться таблицей, свободно находить тот или иной химический элемент;
2) опираясь на пройденный материал, решать практические задания коллективно, уметь сравнивать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.
Частная дидактическая цель:
3-го этапа: повторить виды химических связей опираясь на пройденный материал, закрепить умения и навыки, коллективно решать задания используя творческий подход, нестандартные вопросы.
Рефлексия: оценить значение пройденного материала. Провести самоанализ и дать оценку своей работы на уроке.
Воспитательная цель:
1) воспитывать умение работать в коллективе (в паре, в 4-ке, в группе);
2) способствовать формированию умения слушать друг друга и слышать других;
3) используя игровые моменты, развивать интерес учащихся к предмету;
4) воспитать чувство ответственности за себя и других.
Развивающая цель:
Используя сенсорные способности, учить видеть, слышать, учиться и действовать.
1) совершенствовать умения применять свои знания на практике;
2) на основе теоретических знаний выполнять практические задания (Mr и , работать с таблицей, с карточками видов связи);
3) учиться сравнивать, обобщать, логически мыслить, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, работать с наглядным материалом.
4) учить умению правильно выражать свои мысли
- Ребята, в течение нескольких уроков мы изучали знаки, говорили о веществах, разных явлениях, происходящих в природе, знакомились со строением ПС и атома, с видами химической связи. А сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия на вершину горы Повторение. Путешествовать мы будем по определенным этапам: выполнять их как индивидуально, так и в группах. По пути будем собирать буквы для ключевого слова, находящегося на вершине горы Повторение.
Девиз урока: Знать. Уметь. Действовать.
Перед вами карта оценки участия в путешествии, включающая ряд этапов
Фамилия Имя |
Этапы и оценки их выполнения |
Итог |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
||
Ваша задача оценить работу соседа, либо свою по следующим критериям — условные обозначения:
В тетради дети записывают тему урока:
«Повторение материала по темам «Введение», «Атомы химических элементов».
0 этап: Интеллектуальная разминка.
Цель: создание «ситуации успеха».
I. За 3 мин. вы должны отгадать кроссворд «Знаете ли вы химические элементы». Ключевое слово — профессия, связанная с химией.
1.СL, 2.Zn, 3.Br, 4.Ni, 5.K
II. Фронтальный опрос.
На доске: карточки с основными понятиями (на магнитах):
1. Что изучает химия?
2. Что такое вещество?
3. Что такое простое вещество?
4. Что такое сложное вещество?
5. Какие существуют явления в природе: физические и химические (привести по одному примеру).
6. Какое вещество называется простым, сложным?
Ш. Работа в тетради по вариантам.
Записать на доске: NaNO3, Н2О, O2, Сu, H2SO4, СuО, Н2 , Fe, Р2O5, Ag, Cl, Br2.
- поставьте оценку себе.
- кто «умница» - поднимите руки, кто – «молодец»?
1 - ый этап: Работа с формулами.
1. Что такое химическая формула?
2. Что можно узнать по химической формуле?
3. Опишите состав вещества NaNO3 , о чем говорит формула этого вещества?
4. Что можно вычислить по химической формуле вещества?
- У вас на столах листы с заданием.
- Работаем парами.
- По окончании работы поставим друг другу оценки
за 1 этап.
(ответы записаны на доске с обратной стороны).
- Рядом с заданиями лежат буквы, прикрепите их на доску.
2 - ой этап: Повторения Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и строения атома.
1) Из чего состоит ПС- дом, где живут все химические элементы?
2) Укажите местонахождение Са, F в периодической системе.
3) Что такое химический элемент?
4) Что общего в строении атома всех химических элементов?
5) В чем физический смысл N группы? Периода? Порядкового номера?
6) Какая существует зависимость свойств элементов в периодах, в главных подгруппах?
Класс разделить на 4 группы. Каждой группе даётся задание.
Задание: обсуждают устно, потом отвечают в «четвёрках».
Задание №1
а) У какого элемента больше выражены
металлические свойства: у +5В или +7N?
Почему? б) Что такое металлы? |
Задание № 2
а) У какого элемента больше выражены
неметаллические свойства: у +16S или +52Те?
Почему? б) Что называется неметаллами? |
Задание № 3
У каких элементов внешние электроны прочнее связаны с ядром:
а) у хлора или брома. Почему? б) у кремния или фосфора. Почему? |
1 человек от группы прикрепляет на доску букву которая была с карточкой-заданием.
3 этап: Повторение химической связи.
- Какие виды химической связи вы знаете?
- Заполнить схему.
На доске запись:
Учащиеся отвечают. Учитель прикрепляет карточки с понятиями, видов связи.
Четырём (слабым) ученикам даётся задание:
определить виды связей.
Задание всем: Класс делится на 3 команды (по рядам), с задних парт ребята подходят к второй и начинают оформлять на листах задания.
1 гр.
Даны вещества: натрий, сера, магний, калий, хлор. Придумайте и составьте схемы образования соединений с ионной связью. |
2 гр.
.Укажите, какие из веществ, формулы которых
приведены, относятся к веществам с ковалентной
полярной связью: СuO, Zn, S, O2, Н2 O. Напишите схему образования этого соединения. |
3 гр.
Укажите, какие из веществ, формулы которых
приведены, относятся к веществам с ковалентной
неполярной связью: СL, FeCl3, СН4, Mg. Напишите схему образования этого соединения. |
Учитель анализирует результаты работы групп.
Итог: - в результате нашего путешествия на гору «Повторение» мы собрали буквы и получили слово М Е Н Д Е Л Е Е В.
- что вы знаете о человеке с такой фамилией?
- кто получил оценку
- в завершении предлагаю вам закончить следующие интересные предложения:
Сегодня я узнал ...
Я удивился ...
Теперь я умею ...
Я хотел бы ...