Цель: обобщить знания учащихся о части речи – местоимении.
Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в имение Местоимения. Оказывается, туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. А вы уверены в своих знаниях? (Да)
- Тогда внимание – первое испытание.
/На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но./
- Прочитайте, пожалуйста, слова. Что-нибудь заметили? (Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и предлоги в, на; существительное – нос; глаголы мни и мнём, остальные слова – местоимения.)
- Очень хорошо! Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте запишем эти местоимения в тетрадки. Какое первое? (Я)
/Дети называют местоимения, я записываю их на доске, дети – в тетради/
Минутка чистописания.
/В тетради ребят индивидуально написаны соединения букв, в которых допускает ошибку тот или иной ученик/
Тема урока.
- Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас задания. Справитесь?
- Попробуем. Местоимения мы записали, в имение попали. А что такое местоимение, вы ещё не рассказали. (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их количества. А ещё местоимение указывает на признаки предметов. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные)
- Молодцы! Приведите, пожалуйста, примеры. (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Мы указали на цветы – на предмет. Такие же цветы мы посадили у сестры. Мы указали на признак. Такие же красивые, как у дома.)
- Хорошо. А вы помните, мы говорили, что местоимения употребляются вместо имени? И ещё вместо имени прилагательного. Ведь местоимения указывают на признаки предметов. Постарайтесь это запомнить. С этим заданием вы тоже справились. Теперь следующее. Слушайте внимательно. Я называю местоимения, а вы вспомните всё, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения. Они указывают на лицо).
- Сколько лиц у местоимений вы знаете? (Три. Первое лицо – это сам говорящий. Второе лицо – это собеседник. Третье лицо – это человек, не участвующий в речи.)
- Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Второго лица. (Ты, вы)
- Что вы можете сказать о местоимении вы? (Оно используется для выражения вежливости. Когда мы обращаемся к кому-либо одному, то Вы пишем с большой буквы).
- Молодцы! Осталось называть местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)
- А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Они изменяются по числам. Например, я – в единственном числе, а мы – во множественном числе. Ещё изменяются по родам. Он – мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.)
- Умники. А сейчас – сюрприз! Местоимения приготовили для вас загадки, которые вы очень любите отгадывать. В тетради вы запишете только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая: из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Тесто).
/Дети записывают в тетрадях те/
Вторая загадка: за какое местоимение можно спрятать букву ц , чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)
/Записывают я/
- Следующая загадка: к какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Местоимение мы, мыло)
/Записывают мы/
- А теперь самая сложная загадка. В этом слове три слога, каждый – личное местоимение. Подсказка – второй слог мы. (Вымыты).
- А теперь посмотрите на эти 5 местоимений. Что заметили? (Местоимение те – это не личное местоимение, а указательное)
- Верно. Я хочу вам предложить стихотворение Фета. Прочитайте его и выпишите указательные местоимения.
/ На доске:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы, …/
/Записывают это, эта, этот, эти/
- Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы ещё узнаете, на что указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательной. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут).
- Молодцы.
Физкультминутка.
- Закройте глазки. Положите голову на парту. Вспомните всё хорошее, что с вами было. Отдохните, наберитесь сил.
Самостоятельная работа.
- Прежде, чем вы будете выполнять следующее задание, вспомните, пожалуйста, всё правописание местоимений. (Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимением пишется отдельно. Ещё к местоимениям ему, им, его, ей, их, ими после предлогов добавляют н. Например, у неё, к нему)
- Слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитайте её и выполните задания в тетрадях. Эти задания приготовили для вас те же местоимения. Желаю вам удачи.
/Раздаю карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников/
1. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).
2. Спишите. Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты.Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
3. Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реском криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (их) тёмные пятна и чёрточьки.
Итог урока.
Внимание! Слушайте задание.
/ На доске:
Местоимение |
Существительное |
- Назовите все сходства и различия этих частей речи.
/Дети отвечают, я заполняю таблицу. В результате работы таблица выглядит так.
Местоимение |
Существительное |
1. Указывает на предмет 2. Вопросы кто? что? 3. Не имеет рода, кроме он 4. Изменяется по родам и падежам |
1. Обозначает предмет. 2. Вопросы кто? что? 3. Имеет род. 4. Изменяется по падежам и числам. |
- Отлично! Запишите себе в тетрадку такое предложение.
Я многое знаю о местоимении.
- Расскажите всё о местоимении я. (Это часть речи. Начальная форма – я, именительный падеж, единственное число, первое лицо. В предложении является подлежащим.)
- Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!
Домашнее задание.
- Дома попробуйте сами составить такую таблицу, а потом вместе проверим в классе.