Классный час. Турнир знатоков пословиц

Разделы: Начальная школа


Цель: расширение кругозора учащихся через афористическое средство при помощи пословиц и поговорок.

Задачи:

  • Способствовать пониманию детьми мудрости  содержания пословиц и поговорок.
  • Уметь пользоваться в жизненных ситуациях афористическими средствами.
  • Формировать положительное отношение к устному народному творчеству.

Активом класса накануне было предложено учащимся подобрать в библиотеке пословицы и поговорки, формирующие нравственные ориентиры – «доброта, красота, истина»

Под музыку ученики пробуют выстроить ассоциативный ряд (Как выглядит каждое понятие?) Добро – это все хорошее, положительное, полезное. (С.И.Ожегов) Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное. (Ожегов)  Истина – то, что существует в действительности, отображает действительность, правда. Суждение, проверенное практикой, опытом. (Ожегов)

Предлагается найти определение этих понятий по словарям.

Беседа с ребятами о том, что значит быть умным, добрым, красивым в нашей «Школе Мудрости»?

Ведущие объявляют начало турнира знатоков пословиц и поговорок. Выбирается жюри или приглашается из другого класса. Учащиеся делятся на группы по четыре человека, садятся за столы.

Ведущий спрашивает, какие законы города «Доброграда» можно использовать на сегодняшнем турнире: (доброжелательность, отзывчивость, решительность, активность)

1 этап. Предлагается за 3 - 4 минуты вспомнить пословицы, в которых прославляет русский народ доброту. (Работа в группах)

Руководитель каждой группы объявляет свои пословицы, а на доске открываются несколько вариантов на эту тему.

Добро побеждает зло.

Спеши делать добро.

Сделав добро, не попрекай.

От добра добра не ищут.

Доброе слово – красное слово, а доброе дело – красное дело. И т.д.

Побеждает группа, назвавшая большее количество, сумевшая дать правильное толкование пословиц на усмотрение жюри.

Ребятам предлагается обсудить значение самых трудных пословиц на их взгляд. Учитель спрашивает, в каких ситуациях в классе, дома, в общении с друзьями можно использовать данные миниатюры мудрости.

2 этап. Ученики в группах вспоминают и зачитывают свои варианты пословиц о красоте. Жюри подводит итоги. На доске варианты:

Красота и здоровье – родные сестры.

Красота приглядится, а ум пригодится.

По одежке встречают – по уму провожают.

В красоте и доброте жить хорошо.

Неча на зеркало пенять, коли рожа кривая.

Учитель предлагает ребятам найти меткие выражения, выражающие главную мысль пословиц. Какое отношение людей к красоте с давних пор нравится русскому народу?

3 этап. Ученики подбирают и высказывают найденные пословицы и поговорки об истине, о знаниях. Жюри подводит итоги. На доске варианты:

По трудам и награда.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не помучишься – не научишься.

Везде успевай, знания сам добывай.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учитель предлагает обсудить, какие пословицы можно использовать в нашем классе, когда, как часто? Выясняется смысл 1, 2, 5 пословицы.

Вывод. Что можно сказать о коротких произведениях устного народного творчества?

В чем мудрость русского языка?

Великий русский народ веками создает меткие, четкие произведения, вкладывая в них глубокий смысл. А что если и нам попробовать создать свои примеры пословиц.

Ребята предлагают   собственные варианты:

Учись не для отметок, но для ума.

Уметь считать да писать – в трудные минуты побеждать.

В школу спеши, там знания получи.

Раньше встанешь – больше успеешь.

Творческое задание домой. В книжку – малышку записать пословицы. Можно подумать над новыми вариантами и принести в класс.

Релаксация. Сегодня на классном часе мне понравилось…….

    Запомнилось….

    Пригодится…..

    Было неинтересно…..

Тема: «Язык мой – друг мой»

Цель:

  1. Понимание смысла пословиц и поговорок о культуре общения.
  2. Освоение и усвоение правильной речи.
  3. Умение сказать каждому собеседнику добрые слова, чтобы людям было приятно  с тобой общаться.

Ход занятия

Приветствие учителя (Пожелание успехов в новой учебной неделе, краткая беседа о самых ярких впечатлениях в выходные дни) – 2 мин.

Предложение учащимся выбрать из пословиц, напечатанных на доске те, смысл которых ребятам понятен.

Язык голову кормит, он же и до беды доводит.

Язык до Киева доведет.

Сначала подумай, а потом говори.

Слово может убить,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести.

Анализ смысла пословиц. (Работа в группах – ребята обсуждают пословицы, затем выносят свое мнение для всего класса. Учитель корректирует, направляет рассуждения, все вместе делают вывод.)

Главное: В каждом человеке есть доброе, красивое, умное. Люди должны уважать друг  друга, правильно общаться, подбирать умные, значащие слова, чтобы им было интересно  разговаривать в любых ситуациях.

Вопрос. А от кого зависит  умение разговаривать вежливо, корректно, умно?

Должна учить этому школа.

Семья  обязана прививать эти знания и умения.

Я сам должен контролировать свою речь, уважать собеседника, сказать принципиальные вещи, а когда надо и подержать язык за зубами.

Обсуждение совместное с учителем привело к выводу:  все пункты подходят для освоения  правильной организации речи.

  • Игра. Желающий выходит за дверь. Ребятам предлагается  сначала высказать нарочито негативные слова в адрес вошедшего, а затем  преобразовать их в добрые и положительные. Наблюдаем за реакцией ученика и делаем нужный вывод – говорить о добром и хорошем здорово!
  • Вывод: Русский народ в своих пословицах и поговорках  высказывает мудрые мысли об общении людей, о значении слов в нашей жизни.
  • Предложение: Можно ли придумать сейчас свои пословицы и поговорки о языке?

Работа в группах – создание «народной « пословицы»

Говори, разумей, да голову на плечах имей.

Читай, читай – родную речь изучай.

Книги читать – красоту, доброту, мудрость познавать.

В школе поучишься – всему научишься.

Рефлексия.  Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……

Задание домой:  Подумать о словах, которые я могу говорить маме, друзьям. Взрослым.

На уроке чтения учились красиво и правильно пересказывать текст. Ребята сами оценивали ответы учеников, исправляли ошибки в речи, находили слова – «паразиты». В начале урока  ребята друг другу на ушко сказали доброе слово.

На уроке русского языка записали пословицы. Находили  знакомые орфограммы  в них. Отрывок из стихотворения записали по памяти.

На уроке математики  количество букв «о», встречающееся в пословице «Язык голову кормит, он же и до беды доводит»  увеличивали  в 15, 30, 100 раз, уменьшали на 7, увеличивали на 456, 23456 и т.д.  

На уроке труда ученики сделали книжки – малышки, чтобы записывать туда  пословицы и поговорки, которые найдут в словарях, в сборниках пословиц.