Цель: расширение кругозора учащихся через афористическое средство при помощи пословиц и поговорок.
Задачи:
- Способствовать пониманию детьми мудрости содержания пословиц и поговорок.
- Уметь пользоваться в жизненных ситуациях афористическими средствами.
- Формировать положительное отношение к устному народному творчеству.
Активом класса накануне было предложено учащимся подобрать в библиотеке пословицы и поговорки, формирующие нравственные ориентиры – «доброта, красота, истина»
Под музыку ученики пробуют выстроить ассоциативный ряд (Как выглядит каждое понятие?) Добро – это все хорошее, положительное, полезное. (С.И.Ожегов) Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное. (Ожегов) Истина – то, что существует в действительности, отображает действительность, правда. Суждение, проверенное практикой, опытом. (Ожегов)
Предлагается найти определение этих понятий по словарям.
Беседа с ребятами о том, что значит быть умным, добрым, красивым в нашей «Школе Мудрости»?
Ведущие объявляют начало турнира знатоков пословиц и поговорок. Выбирается жюри или приглашается из другого класса. Учащиеся делятся на группы по четыре человека, садятся за столы.
Ведущий спрашивает, какие законы города «Доброграда» можно использовать на сегодняшнем турнире: (доброжелательность, отзывчивость, решительность, активность)
1 этап. Предлагается за 3 - 4 минуты вспомнить пословицы, в которых прославляет русский народ доброту. (Работа в группах)
Руководитель каждой группы объявляет свои пословицы, а на доске открываются несколько вариантов на эту тему.
Добро побеждает зло.
Спеши делать добро.
Сделав добро, не попрекай.
От добра добра не ищут.
Доброе слово – красное слово, а доброе дело – красное дело. И т.д.
Побеждает группа, назвавшая большее количество, сумевшая дать правильное толкование пословиц на усмотрение жюри.
Ребятам предлагается обсудить значение самых трудных пословиц на их взгляд. Учитель спрашивает, в каких ситуациях в классе, дома, в общении с друзьями можно использовать данные миниатюры мудрости.
2 этап. Ученики в группах вспоминают и зачитывают свои варианты пословиц о красоте. Жюри подводит итоги. На доске варианты:
Красота и здоровье – родные сестры.
Красота приглядится, а ум пригодится.
По одежке встречают – по уму провожают.
В красоте и доброте жить хорошо.
Неча на зеркало пенять, коли рожа кривая.
Учитель предлагает ребятам найти меткие выражения, выражающие главную мысль пословиц. Какое отношение людей к красоте с давних пор нравится русскому народу?
3 этап. Ученики подбирают и высказывают найденные пословицы и поговорки об истине, о знаниях. Жюри подводит итоги. На доске варианты:
По трудам и награда.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не помучишься – не научишься.
Везде успевай, знания сам добывай.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учитель предлагает обсудить, какие пословицы можно использовать в нашем классе, когда, как часто? Выясняется смысл 1, 2, 5 пословицы.
Вывод. Что можно сказать о коротких произведениях устного народного творчества?
В чем мудрость русского языка?
Великий русский народ веками создает меткие, четкие произведения, вкладывая в них глубокий смысл. А что если и нам попробовать создать свои примеры пословиц.
Ребята предлагают собственные варианты:
Учись не для отметок, но для ума.
Уметь считать да писать – в трудные минуты побеждать.
В школу спеши, там знания получи.
Раньше встанешь – больше успеешь.
Творческое задание домой. В книжку – малышку записать пословицы. Можно подумать над новыми вариантами и принести в класс.
Релаксация. Сегодня на классном часе мне понравилось…….
Запомнилось….
Пригодится…..
Было неинтересно…..
Тема: «Язык мой – друг мой»
Цель:
- Понимание смысла пословиц и поговорок о культуре общения.
- Освоение и усвоение правильной речи.
- Умение сказать каждому собеседнику добрые слова, чтобы людям было приятно с тобой общаться.
Ход занятия
Приветствие учителя (Пожелание успехов в новой учебной неделе, краткая беседа о самых ярких впечатлениях в выходные дни) – 2 мин.
Предложение учащимся выбрать из пословиц, напечатанных на доске те, смысл которых ребятам понятен.
Язык голову кормит, он же и до беды доводит.
Язык до Киева доведет.
Сначала подумай, а потом говори.
Слово может убить,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести.
Анализ смысла пословиц. (Работа в группах – ребята обсуждают пословицы, затем выносят свое мнение для всего класса. Учитель корректирует, направляет рассуждения, все вместе делают вывод.)
Главное: В каждом человеке есть доброе, красивое, умное. Люди должны уважать друг друга, правильно общаться, подбирать умные, значащие слова, чтобы им было интересно разговаривать в любых ситуациях.
Вопрос. А от кого зависит умение разговаривать вежливо, корректно, умно?
Должна учить этому школа.
Семья обязана прививать эти знания и умения.
Я сам должен контролировать свою речь, уважать собеседника, сказать принципиальные вещи, а когда надо и подержать язык за зубами.
Обсуждение совместное с учителем привело к выводу: все пункты подходят для освоения правильной организации речи.
- Игра. Желающий выходит за дверь. Ребятам предлагается сначала высказать нарочито негативные слова в адрес вошедшего, а затем преобразовать их в добрые и положительные. Наблюдаем за реакцией ученика и делаем нужный вывод – говорить о добром и хорошем здорово!
- Вывод: Русский народ в своих пословицах и поговорках высказывает мудрые мысли об общении людей, о значении слов в нашей жизни.
- Предложение: Можно ли придумать сейчас свои пословицы и поговорки о языке?
Работа в группах – создание «народной « пословицы»
Говори, разумей, да голову на плечах имей.
Читай, читай – родную речь изучай.
Книги читать – красоту, доброту, мудрость познавать.
В школе поучишься – всему научишься.
Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……
Задание домой: Подумать о словах, которые я могу говорить маме, друзьям. Взрослым.
На уроке чтения учились красиво и правильно пересказывать текст. Ребята сами оценивали ответы учеников, исправляли ошибки в речи, находили слова – «паразиты». В начале урока ребята друг другу на ушко сказали доброе слово.
На уроке русского языка записали пословицы. Находили знакомые орфограммы в них. Отрывок из стихотворения записали по памяти.
На уроке математики количество букв «о», встречающееся в пословице «Язык голову кормит, он же и до беды доводит» увеличивали в 15, 30, 100 раз, уменьшали на 7, увеличивали на 456, 23456 и т.д.
На уроке труда ученики сделали книжки – малышки, чтобы записывать туда пословицы и поговорки, которые найдут в словарях, в сборниках пословиц.